Презентация Критерии эффективности современного урока


КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКАУЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ ТИСНЯК МАРИНА НИКОЛАЕВНАМБОУ «ШИРОКОВСКАЯ ШКОЛА» СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение. П.ЩедровицкийУрок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя. В.А.СухомлинскийУчитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Ушинский СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ XX ВЕКА ПРОШЛА ТРИ ЭТАПА: I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние.II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний. ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК реалия сегодняшнего дня более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь. Сделать это может только тот учитель, который сам горит на работе. В.А.Сухомлинский КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Осознание учеником деятельности: как, каким образом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что чувствовал ученик при этом. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность , открытость Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке Три постулата современного урока: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно. Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Организационные основания урока: Работают все, и работает каждый Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ  1. Дидактические требования 2.Организационные требования3.Психологические требования4.Гигиенические требования 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков. 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др. 2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока; чёткая формулирование совместно с учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока; гибкая, но чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока. использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.). 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся. соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.). 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников; дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам. ЦЕЛЬ УРОКА ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: 1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо?4. Коммуникативная: С кем и где? НАБОР ЭТАПОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, ОБРАЗУЮЩИХ ЕГО СТРУКТУРУ организационный этап проверки домашнего задания актуализации субъектного опыта учащихся изучения новых знаний и способов деятельности первичной проверки понимания изученного закрепления изученного применения изученного обобщения и систематизации контроля и самоконтроля коррекции информации о домашнем задании подведения итогов занятия рефлексии ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Постановка цели занятия перед учащимися. Формирование новых знаний. Закрепление полученных знаний. Домашнее задание. Банк слагаемых для реализации повышения качества обучения:1. Личностно-ориентированный подход.2. Создание ситуации успеха.3. Активная личностная позиция учителя совместно с обучающимся.4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.5.Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих обучающихся.6. Вовлекать родителей в учебный процесс.7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение. 8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности.9. Обучение через диалог.10. Обучение через интерес.11. Психологическое единство с классом.12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено только отметкой.13. Мотивация познавательной деятельности.14. Дифференциация заданий.15.Разнообразие форм организации учебного процесса.16. Использование психолого-педагогических характеристик обучающихся. Правила совместного общения на уроке: НЕ произносить резких, категоричных суждений. НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо. НЕ пренебрегать мнением других. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях. НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого. Выражать благодарность в адрес присутствующих. Показатели культуры урока:Поведенческие: Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты. Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека). Эмоциональная окрашенность урока. Культурологические нормы деятельности учителя на уроке: Учитель - не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения Создание «высоких» условий обучения Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями Этапы философского восхождения к истине: Фиксируется этап обыденной действительности. Определяется научное явление, скрытое в данном факте. Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей. Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества. Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении. Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ «СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ» 1. Если класс не приведен в порядок 1)  моя реакция зависит от ситуации  2) я не обращаю на это внимание 3)  не могу начать урок2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте         1) в зависимости от ситуации   2) нет    3) да3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который      1) предлагает простор для творчеств   2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации  2) предпочитаю импровизацию 3) всегда5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой ВОПРОСЫ АНКЕТЫ «СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ» 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения  2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески  2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика 1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить   3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать  2) лучше игнорировать  3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией    1) нет  2) когда как  3) не знаю    ·        Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле  деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам  самостоятельно принимать  решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость  и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения·        преобладание  второго варианта ответа указывает на черты попустительского  стиля  деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной  зависимости от учащихся.  Для многих из таких педагогов  характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.·        преобладание 3 варианта  говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.  Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение.  Для такого учителя характерна  неудовлетворенность работой  многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога.  Но на его  уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности. РЕФЛЕКСИЯ для меня это важно и интересно … я получил конкретные рекомендации… мне было трудно ( не понравилось)… моя оценка психологической атмосферы… для меня было недостаточно… УРОКУ – 350 ЛЕТ, НО ГЛАВНЫМ РЕСУРСОМ РАЗВИТИЯ УРОКА В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СТАНОВИТСЯ САМ УЧИТЕЛЬ.