Система менеджмента качества образования в рамках деятельности структурного подразделения учителей начальных классов: критерии, мониторинг


«Система менеджмента качества образования в рамках деятельности структурного подразделения учителей начальных классов: критерии, мониторинг»
Ключевая цель методической работы СП – создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков учителей предметного объединения и, как следствие, постоянное повышение качества оказываемых образовательных услуг, что в настоящее время невозможно без совершенствования системы менеджмента качества образования в СП.
Задачи, стоящие перед учителями СП:
Постоянное повышение качества образовательных услуг по преподаванию предмета;
Положительная динамика удовлетворенности потребителей качеством всех рабочих процессов СП, а также качеством результата.
Добиваться достижения поставленных целей и решения задач помогает действующая в школе СМК в соответствии с основными принципами международных стандартов (TQM):
Ориентация на потребителя
Лидерство руководства
Вовлечение персонала
Процессный подход
Системный подход
Непрерывное улучшение
Принятие решений на основе фактов
Коммуникации . Для достижения поставленной цели и задач необходима также постоянно действующая современная система внешней диагностики и самодиагностики качества деятельности предметного объединения, которые являются неотъемлемой составляющей процессного подхода.
Начиная с 2011 года (год вхождения школы в региональный проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в ОУ НСО»), 2 раза в год каждым СП проводится самоанализ деятельности по критериям Технологии оценки эффективности системы управления качеством, который выявляет как наиболее успешные, так и наиболее проблемные направления в деятельности СП и ОУ в целом, в соответствии с принципами менеджмента качества. К сожалению, мы с вами часто стараемся «не выносить сор из избы» и либо стараемся не показывать свои проблемы, либо сами о них  не знаем.  Здесь уместно вспомнить систему оплаты труда менеджеров в Японии. Если менеджер на аналитическом этапе докладывает начальнику, что на его направлении деятельности все хорошо, нет проблем, ничего менять не нужно, он получает только базовую заработную плату за то, что обеспечивает функционирование предприятия. Если же менеджер докладывает, что он выявил проблему и нашел пути ее решения, либо нашел способ повышения эффективности хорошо отлаженной деятельности, он получает стимулирующие надбавки за то, что обеспечивает развитие предприятия.  

По итогам анализа составляется план деятельности СП, который включает в себя практические шаги развития по всем направлениям.
Для реализации принципа «ориентация на потребителя» работает система мероприятий, включающих:
Изучение всеми членами СП основополагающих документов, отражающих требования государства (как основного заказчика) к деятельности современных образовательных структур (ФЗ «Об образовании», ФГОС НОО, Профессиональный стандарт педагога, ООП и т.д. )А также основной документ СМК в ОУ - Политика в области качества, направленный на постоянное улучшение качества образовательных услуг на основе обратной связи с внешними и внутренними потребителями. Утвержденный документ – Политика в области качества - размещен на первом этаже школы и на сайте ОУ.
В Политике высшего руководства декларируется: «Качество работы школы – общее дело всех его сотрудников».
Именно с детального знакомства с этим документом начинается работа любого СП (структурного подразделения) школы и любого члена педагогического коллектива. В документации СП под 1 пунктом находится Политика вместе с листом ознакомления и подписью всех членов СП.
Систематическое анкетирование родителей и учащихся, отражающее динамику удовлетворенности осуществляемой образовательной услугой.
Успешность функционирования СП во многом определяется системной организацией деятельности всех его членов, распределением прав, полномочий и ответственности между всеми педагогами и планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов.
СП были разработаны критерии и показатели качества деятельности учителя начальных классов и СП, отслеживаются в конце каждого учебного года.
Поскольку СМК предполагает процессный подход, это требует систематического контроля исполнения каждого процесса, нами было введено в систему применение следующих контролирующих методов:
Самоанализ деятельности каждого учителя с показателями эффективности работы (ежегодный);
Анализ деятельности СП в форме отчета с показателями качества;
Сравнительный анализ динамики успеваемости учащихся;
Сравнительный анализ динамики участия в конкурсах и олимпиадах;
Анализ внутренних мониторинговых работ (в «облачных технологиях»)
Анализ внешнего мониторинга;
Эффективность деятельности учителей СП (мероприятия диагностики и контроля, наблюдение, посещение и анализ уроков);
Внутренний аудит (по плану школы)
Приведение деятельности СП в соответствие с основными принципами менеджмента качества позволяет:
обеспечить устойчивое функционирование СП;
улучшать имидж и репутацию СП;
повышать качество управленческих решений;
внедрять новейшие достижения методики и педагогики в практику деятельности СП;
повышать качество образовательных услуг;
приводить к росту степени удовлетворенности заказчиков.
В школе разработана уникальная СМК в целом, отдельных процессов, деятельности структурных подразделений и каждого учителя, получившая достойную оценку сертификационной комиссии.
 а) качество обученности в начальной школе в среднем составляет 57,2%, в отдельных классах более 65%
б) значительно повысилось количество призёров олимпиад, НПК и интеллектуальных игр всех уровней: в начальной школе 87 победителей и призёров Всероссийских дистанционных олимпиад в 19 номинациях, 77 победителей Всероссийских конкурсов, 19 победителей и призёров международных игровых конкурсов, 1 призёр предметной районной олимпиады.
 д) повысилась удовлетворённость учащихся и родителей качеством образовательной подготовки обучающихся. С 1,58 до 1,9 у родителей, с 2,58 до 3,2 у обучающихся в сравнении с 2014-15 учебным годом.
По итогам годового внутреннего аудита СП учителей начальной школы в рейтинговом списке стабильно несколько лет подряд занимает 1 место.
Практическая значимость организации деятельности СП в соответствии с требованиями менеджмента качества в том, что при эффективной реализации этой деятельности возможно создание и совершенствование системы управления качеством без привлечения дополнительных финансовых или кадровых ресурсов.
«Есть желание – тысяча способов, нет желания, - тысяча поводов!» Петр 1