Общие подходы и требования к современному уроку


Доклад. Мингазова Р.К. 31.10.2016
Общие подходы и требования к современному уроку
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. И сегодня учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:-  анализировать свои действия;- самостоятельно принимать решения; -  отличаться мобильностью;-  быть способны к сотрудничеству;- обладать чувством ответственности за судьбу страны.            В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.Какие требования предъявляются к современному уроку:-  хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;-  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;-  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;-  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;- вывод делают сами учащиеся;-  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;-  времясбережение и здоровьесбережение;-  в центре внимания урока - дети;-  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;- умение демонстрировать методическое искусство учителя;-  планирование обратной связи;-   урок должен быть добрым.
На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:-    свобода выбора ,   деятельности ,   идеальности ,   обратной связи .
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? 
Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом:
1-й этап — изучение учебной программы;
2-й этап — изучение методической литературы;
  3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике;
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока;
 5-й этап — разработка плана урока.
План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:    1) тему и номер урока в теме; 2) базовый учебник; 3) цель; урока; 4) задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); 5) тип урока; 6) формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.); 7) перечень и место учебных демонстраций; 8) время на каждый этап урока; 9) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия; 10) структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся
Что отличает современный урок от традиционного?
Методики, технологии, подходы
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Рефлексивное обучение;
- Проблемное обучение;
- Исследовательское обучение;
- Проектное обучение;
Средства обучения
- Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);
- Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)
- Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

Результаты обучения
- Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере:
- образовательная – в её основе лежит учебная деятельность
- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями
- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию
- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей
- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную
Системно-деятельностный подход определяет требования к современному уроку:
Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач.
Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.
Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
Построение каждого этапа урока по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения». Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.
Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.
Создание психологически комфортной атмосферы на уроке.
Универсальные учебные действия
Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)
Познавательные - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.
Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.      Теперь же усиливается мотивация ребенка к познанию окружающего мира, демонстрируется ему, что школьные занятия  – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.        Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.      Уроки строятся по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса

Групповая форма работы имеет множество плюсов:
-работают все и работает каждый;
-интересно мнение каждого;
-все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за своё продвижение к знаниям;
-ребенок может побывать в роли руководителя или консультанта группы;
-меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Ведь дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. 
Особенности организации коллективной работы:
- каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;
- ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам;
- деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других;
- основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех;
- каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;
- полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
      Необходимо соблюдать  дидактические  требования   к   современному   уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов.
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока.
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.           При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы   требуют нормативные документы. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.