Урок истории по теме: «Как узнать человека? Что такое характер?»


Урок Истории в 4 классе
По УМК «ШКОЛА 2100»
Учебник, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
«Человек и человечество»
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Как узнать человека?
Что такое характер?
Провела учитель начальных классов:
Ткаченко Светлана Владимировна
МБОУ «СОШ №16»
Г.Усолье – Сибирское
2014г.
Тема: Как узнать человека?
Что такое характер?
Цели:
1.Учиться определять по поведению людей их черты характера.
Учиться определять, что объединяет людей с разными характерами.
Учить анализировать и обобщать, сопоставлять полученную
информацию, делать выводы на основе изученного.
2.Развивать мышление, устную речь.
3. Воспитывать любовь и интерес к предмету история.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска Smart Board
Ход урока
I. Организационный момент.
***
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А ну – ка дети, встаньте вряд
Я - командир!
Вы мой отряд.
Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи.
***
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
II. Проверка домашнего задания.
Как вы опишите своё состояние, когда говорите, что у вас хорошее настроение?
(Мне весело, я улыбаюсь, мне все вокруг кажутся добрыми, хорошими и т.д.)
А если даже ничего не произошло, но вы подумали о чём- то хорошем, что – то вспомнили приятное – ваше настроение улучшится?
(Да)
Работа в группах:
1.Придумайте ситуацию, которая может испортить человеку настроение.
2.Как помочь человеку поднять настроение.
II. Постановка проблемы урока.
Работа по учебнику страница 24 текст
Как группа туристов встретила охотника.
(Дети читают текст по ролям).
Что думает о случайно встреченном охотнике Илюша?
Что он злой и грубый.
Запись на доске: «Охотник – злой и грубый».
Каким на самом деле оказался охотник?
Добрый, весёлый.
Запись на доске: «Охотник – добрый, весёлый».
Посмотрите на доску, какое противоречие заметили вы? Человек один и тот же, а мнения о нём разные.
Можем ли мы на первый взгляд узнать человека, какой он по характеру?
Какой возникает вопрос?
Тема: Как узнать человека?
Что такое характер?
Цель: Как вы думаете, чему этот урок нас научит?
Версии детей.
IV. Версии детей, актуализация знаний.
А как мы узнаём человека, не поговорив с ним?
- судим человека по одежде;
- обращаем внимание на черты лица;
- нам кажется человек на кого – то похож, значит и его личность похожа.
V. Поиск решения проблемы. (Изучение нового материала).
Какие особенности личности человека вам нравятся?
Отзывчивость, доброжелательность, общительность, ответственность, доброта, честность и т.д.
Это положительные или отрицательные черты?
Назовите отрицательные черты, те, которые вам не нравятся.
Неаккуратность, обидчивость, грубость и т.д.
У каждого человека может быть только одна какая- то черта или несколько?
Несколько.
А могут быть у одного человека только положительные или только отрицательные черты личности?
(Ответы могут быть разными.)
Давайте проверим.
Работа с таблицей
Составь список из любых десяти черт своего характера.
Черты моего характера
+ (положительные)
хорошие - (отрицательные)
плохие
У вас получились одинаковые таблички?
Нет.
ВЫВОД:
Какие мы?
Все люди разные, каждая личность сочетает в себе как положительные, так и отрицательные качества.
Работа по учебнику страница 24
как называется сочетание особенностей личности (ориентируются на выделенное слово)
ХАРАКТЕР
Так что же такое характер?
Сообщение ребят
ХАРАКТЕР - это неповторимое, уникальное сочетание особенностей личности.
Работа в парах:
Работа по учебнику страница 25
Попробуйте одним – двумя словами определить черты характера сказочных героев.
ВЫВОД:
Как определить характер по внешности или по поступкам?
Характер сказочного персонажа, определяется не по внешности, а по его поступкам.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Угадай героя и его характер»
Угадайте, какие черты характера проявляются во фразе и кому эти слова могут принадлежать:
«Чую – человеческим духом пахнет!»
(Баба яга – злая, кровожадная)
«А мне не охота …»
(Емеля – ленивый)
«Хорошими делами прославиться нельзя»
(Шапокляк – вредная., хитрая)
« Больше всего на свете я обожаю страшные приключения!»
(Буратино – озорник)
«Ребята! Давайте жить дружно!»
(Леопольд - добрый, дружелюбный)
VI. Выражение и решение проблемы.
Почему, оценивая человека по внешности, легко допустить ошибку?
Какие ты знаешь положительные черты характера?
Какие ты знаешь отрицательные черты характера?
Как узнать личность, характер другого человека?
Рабочая тетрадь Страница 11 № 2
Актёр готовится к спектаклю «Золотой ключик». Догадайся и подпиши под картинками, какие роли они репетирует.
VII. Итог урока.
Что мы сегодня хотели выяснить?
(Как узнать человека?)
Самостоятельная работа.
Ф.И. _______________________________________________________________________
Выбери правильные утверждения и отметь их знаком « + »
1. Можно ли оценить характер человека по внешности?
2. Можно ли узнать личность в общении?
3. Нужно ли избавляться от положительных черт характера?
4..Жадность, хитрость, злость относятся ли к отрицательной черте характера?
№1 №2 №3 №4
_____________________________________________________________________________
Проверка
№1 №2 №3 №4
- + - +
Работа по карточкам
СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Что было на уроке самым интересным на ваш взгляд?
Как вы считаете, кто был хорошим помощником на уроке?
Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь
Учебник страница 24 – 26,
Рабочая тетрадь страница 14
Приложение
СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
5010141905 Ф.И.______________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
79629056515СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Ф.И.______________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
796290117475СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Ф.И.______________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
720090203835СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Ф.И.______________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
720090179705СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Ф.И.______________________________________________________________
Список используемой литературы:
Учебник, окружающий мир «Человек и человечество», А.А.Вахрушев,2009г.
Я иду на урок истории. Москва, «Первое сентября», 2000г.
Книга по истории и культуре, Соловьев В.М.,Белый город, 2007г.