Программа дополнительного образования детей Школа выживания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90»




РЕКОМЕНДОВАНО решением Педагогического Совета
МБОУ «СОШ № 90»
Протокол № _____
от «____» ___________2015г.
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 90»
_____________ И.Э.Харламова
«____»________________2015г.
«____» _____________________ _____________________ М.В.Томилова «____» ____________________






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Школа выживания»
(1год обучения)
(возраст детей 11-16 лет)





учитель физической культуры
МБОУ «СОШ № 90»
Гузняев Д.Ю.





Северск
2015



1.Пояснительная записка
Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить обучающихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.
Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Томской области, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.
Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы как средств выживания.
Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе в основном рассчитан на изучение теории, без применения полученных знаний на практике, что не дает достаточного представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.
Программа включает в себя несколько блоков:
1. Туризм, как средство познания окружающего мира.
Знания о природных факторах и ресурсах.
Медицинская, психологическая и физическая подготовка.
4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.
Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.
Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений, знаний и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Задачи:
1. Обучающие:
- формирование у обучающихся системы знаний о законах и закономернос-тях, действующих в живой и неживой природе;
- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;
- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Томской области, России и мира;
- закрепление знаний по картографии, экологии.
2. Воспитательные:
- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
- формирование организаторских навыков работы в коллективе.
3. Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который обучающиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам с раннего возраста обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации. Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов.
Программа рассчитана на обучающихся 9 -15 лет.
Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.
Методы и формы работы.
Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).
Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),
Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество учебных часов: 144.
Ожидаемый результат.
В результате прохождения программного материала обучающиеся объединения «Школа выживания» должны,
Знать:
- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);
- типичные растения и животных природной зоны области, факторы укрепляющие и ослабляющие здоровье человека;
- свой организм: как он устроен; о гигиене туриста; правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе; заболевания, характерные для природных условий своей местности;
- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.
Уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;
- определять типичные виды растений и животных области по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);
- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
Способы проверки результатов усвоения программы:
Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).
Проведение конкурсов и викторин по изученному материалу.
Проведение родительских собраний.
Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.
Контроль администрации учебного учреждения.
2.Учебно-тематический план.

№ п/п
Содержание
Всего
Теория
Практика

1
Начальная туристская подготовка
72
18
54

1.1
Турист - друг природы
2
1
1

1.2
Техника передвижения
10
3
7

1.3
Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях
16
6
10

1.4
Основы ориентирования на местности
10
3
7

1.5
Способы поиска воды и пищи
4
2
2

1.6
Физическая, медицинская и психологическая подготовка
16
1
15

1.7
Специальная туристская подготовка
14
2
12

2
Автономное выживание в экстремальных ситуациях
72
20
52

2.1
Что такое «выживание»?
2
2
-

2.2
Выживание в полярных условиях
8
2
6

2.3
Выживание в горах
8
2
6

2.4
Выживание в тропиках
8
2
6

2.5
Выживание в условиях умеренного климата
12
2
10

2.6
Выживание в пустыне
8
2
6

2.7
Выживание в море
8
2
6

2.8
Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера
8
2
6

2.9
Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера
4
2
2

2.10
Безопасность в городе и домашней среде
6
2
4


























3.Содержание изучаемого курса

1-й раздел: Начальная туристская подготовка (72 часа).
Цель:
Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, формирование туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.
Задачи:
1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.
2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих навыков (жизнеобеспечивающих, рекультивационных и побочного природопользования).
3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на местности.
4. Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкой технике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию и воз-растных особенностей.
Методы и формы проведения занятий:
Теоретические: беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.
Практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).

Краткое описание тем и теоретических и практических занятий
Турист - друг природы
Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают.
Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле охраны природы.
Практическая работа: подбор иллюстративного материала о растениях и животных области (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и краеведческих должностей и поручений. Организация наблюдений за природой.
Техника передвижения
Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и групповое.
Понятия: темп, ритм, специальные команды при групповом движении.
Практическая работа: поход с преодолением различных препятствий.
Наблюдение за природой и оформление материала по наблюдению. Оформление альбома "Туристу на заметку" (страница "Растения и животные из "Красной книги" Томской области"). Экскурсия-практикум по изучению среды обитания растений и животных (или поход).
Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях
Что взять с собой в поход. Снаряжение туристов. Палатка - дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Как правильно выбрать место для костра и обустроить кострище. Правила пользования костром в туристском походе. Правила "захоронения" бытовых отходов: после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными.
Практическая работа: подборка материала и оформление альбома "Туристу на заметку" (о лекарственных растениях, их нужно знать - они ядовиты).
Основы ориентирования на местности
План школы, школа на плане города. Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности по карте и местным признакам.
Практическая работа: топографический диктант, работа с планом класса и школы, определение по компасу сторон горизонта, игры на местности по карте.
Способы поиска воды и пищи.
Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.
Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.
Практическая работа: экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Наблюдение за природой, оформление материалов наблюдения.
1.6. Физическая, медицинская и психологическая подготовка.
Адаптация человека к климату умеренного пояса. Меры профилактики простудных заболеваний, гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своей области. Влияние (косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика современных заболеваний. Специальные физические упражнения. Психология выживания.
Практическая работа: оказание первой медицинской помощи в природных условиях.

1.7. Специальная туристская подготовка
Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.
Практическая работа: тренировки в спортивном зале и природных условиях.


2-й раздел: Автономное выживание в экстремальных ситуациях (72 часа).
Цель:
Сформировать понятие адаптации человека к условиям автономного существования в природе, научить детей применять практические навыки выживания в различных ландшафтах и городском цикле, сохранении и улучшении здоровья человека.
Задачи:
Развивать знания о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, роли рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юного тури-ста.
Дальнейшее развитие навыков природного выбора в различных климатических условиях, применение правил и умений по выполнению норм и правил рекреационного при-родопользования.
Развивать навык выживания в любых условиях, а также привить цель не только выжить, но и помочь выжить другим.
Показать роль спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитии личности, в оздоровлении.

Краткое описание тем, теоретических и практических занятий
2.1. Что такое «выживание»?
Дать понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнять для успешного выживания.
2.2. Выживание в полярных условиях.
Полярные области, передвижение в полярных условиях, типы укрытий, особенности разведение огня и приготовление пищи, добывание воды и пищи в условиях холодного климата.
Практическая работа: однодневный зимний поход.
2.3. Выживание в горах.
Горные походы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности. Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и спецснаряжение.
Практическая работа: однодневный поход.
2.4. Выживание в тропиках.
Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для походов в тропики. Лагерь и укрытие, поиск воды и пищи в тропических условиях. Опасные растения и животные.
Практическая работа: однодневный поход.
2.5. Выживание в условиях умеренного климата.
Умеренный климат. Особенности географии Томской области. В данном разделе главное место отводится походам по территории района (практика).
2.6. Выживание в пустыне.
Высокие температуры и недостаточное количество осадков, вода в пустыне и способы ее добычи. Одежда для путешествий. Растительная и животная пища. Опасности. Способы построения укрытия в пустыне.
Практическая работа: добыча воды в трудных условиях.
2.7. Выживание в море.
Как избежать паники при аварии на воде? Выживание в воде. Спасательные средства и их содержимое. Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.
Практическая работа: составление памятки спасения на воде и льду.

2.8. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера и меры по спасению.
Смерчи, ураганы, штормы. Сильный снегопад и оледенение. Гроза. Лесные пожары. Землетрясения и извержение вулканов. Засуха.
Практическая работа: тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии).
2.9. Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, аварии на химических и других опасных предприятиях.
Взрывопожароопасные предприятия. Радиационно и химические опасные предприятия. Инженерная защита населения. Действия населения по сигналам оповещения.
Практическая работа: использование подручных средств для защиты кожи и органов дыхания от поражающих факторов при авариях на радиационно и химически опасных предприятиях.
2.10. Безопасность в городе и домашней среде.
Безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах.
Практическая работа: составление памяток выживания в разной среде.

В результате освоения программы обучающиеся должны:
1. Туризм, как средство познания окружающего мира
Знать:
что такое поход, загородная поездка;
снаряжение туриста (пеший поход выходного дня);
состав медицинской аптечки;
экологически "чистый" бивак, правила его оборудования;
самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;
правила разведения костра и различные способы добывания огня в туристском походе;
правила хождения по равнинным участкам;
правила и приемы спуска и подъема по склонам;
понятия: план школы, города и его окрестности, местность, масштаб;
понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);
условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования (отдельные знаки);
правила ориентирования по местным признакам;
- устройство компаса и приемы работы с ним. Понимать:
- воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и оборудования на природу;
- что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов, отдыхающих на местности - причина разрушения природных ландшафтов;
- что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья;
- назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле охраны природы;
- влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие наблюдательности и кругозора.
Уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий;
- правильно оборудовать кострище и пользоваться огнем в туристском походе;
- правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и подниматься по склону;
- выполнять правила хождения по равнинным участкам леса (хвойным, лиственным, смешанным), по лугу и болоту;

- работать с планом и топографической картой;
- выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;
- работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентироваться на местности.
2. Знания о природных факторах и ресурсах
Знать:
- многообразие растений и животных леса, луга;
- типичные растения и животные природной зоны области;
- редкие и исчезающие растения области;
- факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны).
Понимать:
- значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;
- влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Уметь:
- определять типичные виды растений и животных области по внешнему виду;
- определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков;
- приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.
3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка
Знать:
- свой организм - как он устроен;
- о гигиене туриста;
- правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;
- заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики;
- заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;
- особенности медицинской и физической подготовки юного туриста;
- ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края. Понимать:
- влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
- необходимость в сохранении "чистоты" среды обитания человека для сохранения его здоровья.
Уметь:
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в природных условиях (в походе, при отдыхе на природе);
- определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;
- обеззараживать и очищать питьевую воду в природных условиях.
4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах
Знать:
понятие о природных зонах и ландшафтах;
особенности выживания в автономных условиях;
закономерности природы различных областей. Понимать:
что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;
длительность периода "заживления ран", нанесенных природе туристами (кострища). Уметь:
правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года;
правильно выбрать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;

- в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;
- собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;
- объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.


Список литературы для детей
1. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.
- 144 с.
2. Планета наш дом: учебник - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 228 с.
3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273 с.
4. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО-1994-вып. 3-4-С. 3-7.
Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 1998.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.
Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 1985. - 180 с.

Список литературы для педагога

Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под редакцией Т. Тимошина
Барышева Ю.А.
2. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. - 104 с.
3. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников" Вестник образования - 1993. - № 6 - С. 72-80.
4. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс). 5. Плешаков А.А. Экология для младших школьников - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.
6. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.
7. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: "Профиздат", 1989. - 143 с.
8. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. – 144 с.

Заголовок 315