Рабочая программа Школа выживания


Рассмотрена на МСпротокол от 29.08.2016 г. № 1 Принята на педагогическом совете
протокол от 31.08.2016 №1 Утверждено приказом
от 31.08.2016 г. № 222-А

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Предлагаемая программа разработана по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения.
Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:
Формирование разносторонне развитой личности.
Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.
Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.
При этом педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности группы для успешной реализации данных программ:
- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;- дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
- организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.
Организация учебно-тренировочного процесса по программе предусматривается в течение календарного года. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные, интенсивность тренировок) для занимающихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития. Программа рассчитана на 4 года обучения и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию. Программа рассчитана на 4 года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год из расчета 1 час в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения – 15 человек, второго года – не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Учебно-тематический план 6 класс
Наименование раздела, темы
Количество часов
I раздел. Основы безопасности личности, общества и государства 23 часа
1.Экстремальные ситуации в природных условиях 18 часов
2.Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме 2 часа
3.Безопасность в чрезвычайных ситуациях 3 часа
II раздел. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни 11 часов
3.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 8 часов
4.Основы здорового образа жизни 3 часов
Итого 36 часов
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»
Наименование разделов Основы туристской подготовки 23
Топография и ориентирование 20
Краеведение 10
Основы гигиены, первая доврачебная помощь 8
Общая и специальная физическая подготовка 7
ИТОГО: 68
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»
 
1 год обучения
№п.пНаименование тем и разделов Количество часов
всего теория практика
1. Основы туристской подготовки (пешеходный туризм) 10 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма 1 1 1.2. Личное и групповое туристское снаряжение 2 1 1
1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. 2 1 1
1.4. Подготовка к походу, путешествию. 2 1 1
1.5. Питание в туристском походе 1 1 1.6. Обеспечение безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях 1 1 1.7. Техника и тактика в туристском походе 6 1 5
2. Топография и ориентирование 10 2.1. Топографическая и спортивная карты 2 1 1
2.2. Компас. Работа с компасом. 2 1 1
2.3. Измерение расстояний 2 1 1
2.4. Способы ориентирования 4 1 3
3. Краеведение 4 3.1. Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи 4 1 3
4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь 3 4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний 1 1 4.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений 1 1 4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 1 1 5. Общая и специальная физическая подготовка 2 5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него физических упражнений 2 2 ИТОГО: 34 17 17
№п.пНаименование тем и разделов Количество часов
всего теория практика
1. Основы туристской подготовки (пешеходный туризм) 8 1.1. Личное и групповое туристское снаряжение 2 2
1.2. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. 1 1
1.3. Подготовка к походу, путешествию. 1 1
1.4. Особенности туристических видов 2 1 1
2. Топография и ориентирование 10 2.1. Топографическая и спортивная карты 2 1 1
2.2. Компас. Работа с компасом. 2 1 1
2.3. Измерение расстояний 2 1 1
2.4. Способы ориентирования 4 1 3
3. Краеведение 6 3.1. Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи 4 1 3
3.2. Охрана природы памятников культуры 2 2
4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь 5 4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний 1 1 4.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений 1 1 4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 1 1 4.4. Приемы транспортировки пострадавшего 2 1 1
5. Общая и специальная физическая подготовка 5 5.1. Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм во время тренировок 5 2 3
ИТОГО: 34 13 21
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»
1. Основы туристской подготовки 
1.1. Туристские путешествия. История развития туризма.
Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма, углублении знаний, полученных в школе, приобретении трудовых навыков, воспитании самостоятельности, чувства коллективизма.
История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги, рассказывающие о путешествиях, и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и др.
История развития туризма в России. Влияние государства и общественных организаций в различные периоды на развитие туризма. Современная организация туризма в стране. История развития детско–юношеского туризма в стране и в родном городе, районе. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами–земляками.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью, судейские звания.
1.2. Личное и групповое снаряжение
Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость, безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней. Сушка и ремонт одежды и обуви в походе.
Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор.Снаряжение для краеведческой работы.Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.
Практические занятия.
Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.
1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Требования к месту бивака:
— жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров;
— безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;
— комфортность — продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама.
Организация бивака в безлесной зоне, в горах.Установка палатки в различных условиях.
Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.Правила работы дежурных по кухне.
Практические занятия
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров — работа с пилой и топором.
1.4. Подготовка к походу, путешествию
Подбор группы и распределение обязанностей.Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных походов в МКК. Смотр готовности группы, его цели.Подготовка снаряжения.Смета расходов на подготовку и проведение похода.
Практические занятия
Изучение маршрутов учебно–тренировочных и зачетного (летнего) походов. Составление подробного плана–графика похода. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов.
1.5. Питание в туристском походе
Значение, режим и особенности питания в многодневном походе.Калорийность, вес и нормы дневного рациона.Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.
Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.
1.6. Техника и тактика в туристском походе Понятие о тактике в туристском походе.
Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана–графика похода. Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов маршрута. Дневки. Заброска продуктов и переноска «челноком».Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Перестроения колонны при преодолении сложных участков.Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день.Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники.Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необходимости, маркировка.Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту.
Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику.Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков.Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Правила ходьбы в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение серпантином и «в лоб», самостраховка альпенштоком, короткие привалы).Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и т.д). Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, схватывающие узлы, встречный. Техника вязания узлов.Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения. Страховка и самостраховка во время брода.
Практические занятия
Отработка техники движения и преодоления препятствий.
1.7. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность — основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.
Опасности в туризме: субъективные и объективные.
Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально–волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.
Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.
Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.
Роль маршрутно–квалификационных комиссий в оценке подготовленности групп. Обязательность выполнения рекомендаций МКК и поисково–спасательной службы.
Практические занятия
Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах.
 2. Топография и ориентирование. 
2.1. Топографическая и спортивная карта.
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно–балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Построение профиля маршрута.
Практические занятия
Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа.
2.2. Компас. Работа с компасом
Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.
Практические занятия
Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.
2.3. Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.
Практические занятия
Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага.
2.4. Способы ориентирования
Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.
Движение по легенде — подробному описанию пути.
Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.
Практические занятия
Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.
3. Краеведение 
3.1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография, растительность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Характеристика населения.
История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые земляки, их роль в истории края.
Край в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее родного края.
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
История своего населенного пункта. Литература по изучению родного края.
Практические занятия
Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями науки и культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.
 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь 
4.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний
Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.
Роль закаливания в увеличении сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем.
Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.
Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков — и их влияние на организм человека.
Практические занятия
Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Применение средств личной гигиены на тренировках и в походах. 
4.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки.
Индивидуальная аптечка туриста.
Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений.
Практические занятия
Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами и их использованием. Сбор и использование лекарственных растений.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах: переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадание в лавину, утопления.
Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний.
Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих насекомых.
Ушибы, ссадины, потертости.
Обработка ран, наложение жгута, ватно–марлевой повязки, способы бинтования ран. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.
Практические занятия
Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искусственного дыхания, закрытого массажа сердца. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.
5. Общая и специальная физическая подготовка 
5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него физических упражнений
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно–связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).
Нервная система — центральная и периферическая. Элементы ее строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности, совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Совершенствование координации движений под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом.
Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять требования «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей – предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.
После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.
Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994.
Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ "Турист", 1989.
Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., ФиС, 1990.
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М., ЦРИБ "Турист", 1983.
Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание, 1990.
Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974.
Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М., ЦРИБ "Турист", 1986.
Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. М., Издательский дом "Вокруг света", 1994.
Григорьев В.Н. Водный туризм. М., Профиздат, 1990.
Захаров П.П. Инструктору альпинизма. – М., Фис, 1988.
Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1978.
Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности. М., ЦДЭТС МП РСФСР, 1985.
Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М., Профиздат, 1984.
Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997.
Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. М., ЦРИБ "Турист", 1985.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997.
Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники N 1,2. М., ЦДЮТур МО РФ, 1994.
Краткий справочник туриста. М., Профиздат, 1985.
Лебединский Ю.В., Сафонова М.В. Работа кружка юных туристов в школе. М., ЦРИБ "Турист", 1989.
Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М., ФиС, 1981.
Лукоянов П.И. Лыжные спортивные походы. М., ФиС, 1988.
Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. М., ФиС, 1981.
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». - М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско – краеведческих объединений учащихся. – М., ЦДЮТур Минобразования России, 1999.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.
Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. М., ЦРИБ "Турист", 1990.
Методические рекомендации по проведению водных туристских путешествий. М., ЦРИБ "Турист", 1977.
Методические рекомендации по обеспечению безопасности в лыжных походах. М., ЦРИБ "Турист", 1980.
Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., ФСОРФ, 1997.
Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. М., ФиС, 1989.
Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы. М., ЦРИБ "Турист", 1981.
Остапец-Свешникров А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М., Педагогика, 1985
Остапец-Свешников А.А. Проблемы всестороннего развития личности. М., ЦРИБ "Турист", 1987.
Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. М., Просвещение, 1991.
Обеспечение безопасности в водных путешествиях. М., ЦРИБ "Турист", 1976.
Подготовка, проведение и судейство районных туристских соревнований школьников. Сост. Сафронов В.А. М., ЦСЮТур МО РСФСР, 1986.
Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., Профиздат, 1987.
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
Рождественская С.Б. Содержание и методы этнографической работы школьников. М., ЦРИБ "Турист", 1988.
Ротштейн Л.М. Школьный туристский лагерь. М., ЦДЮТур МО РФ, 1993.
Рыжавский Г.Я. Биваки. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
Самодельное туристское снаряжение. Сост. П.И. Лукоянов. М., ФиС, 1986.
Справочник путешественника и краеведа. Под.ред.Обручева С.В. том 1 и 2, Гос.издательство географической литературы, 1949-50.
Спутник туриста. М., ФиС, 1963.
Стрижев Ю.А. Туристу о природе. М., Профиздат, 1986.
Туризм в школе: книга руководителя путешествия. М., ФиС, 1983.
Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. Сост. Ганопольский В.И. М., ФиС, 1987.
Туристско-краеведческие кружки в школе. Под ред. Титова В.В. М., Просвещение, 1988.
Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М., Просвещение, 1990.
Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М. ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Физическая подготовка туристов. М., ЦРИБ "Турист", 1985.
Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристском путешествии. М., Профиздат, 1986.
Шибаев А.В. Переправа. Программированные задания. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени?
Умеете ли вы предсказывать погоду? М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Шибаев А.В. В горах. М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Школа альпинизма. М., ФиС, 1989.
Штюрмер Ю.А. Общественно-полезная работа самодеятельных туристов. М., ЦРИБ "Турист", 1990.
Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. М., ЦРИБ "Турист", 1992.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., ФиС, 1983.
Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. М., ФиС, 1974.
Штюрмер Ю.А. Туристу об охране природы. М., Профиздат, 1975.
Энциклопедия туриста. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.

Планируемые результаты освоения программы кружка «Азбука безопасности»В результате прохождения программы кружка дополнительного образования «Азбука безопасности» ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные правила безопасного поведения в школе, дома, на улице и в общественных местах;
основные правила дорожного движения, причины и последствия ДДТТ, права и обязанности пешеходов, водителей и пассажиров;
причины пожаров и правила пожарной безопасности в быту;
основные способы оказания первой медицинской помощи.
Ученик должен уметь:предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций 
по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении и чрезвычайных ситуаций;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Перечень учебно-методического оснащения
Программы
Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. М.: Дрофа, 2012.
Учебники
В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. Москва. Дрофа 2013 г.
А.Г.Маслов,В.В.Марков,В.Н.Латчук, М.И. Кузнецов Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. Москва.Дрофа 2015 г.
Методические и учебные пособия
Пособие в помощь начинающему водителю – от велосипеда до автомобиля. Под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения М.О С.А. Сергеева
Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: метод, пособие/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Б.И.Мишин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.
Дидактические материалы 
Правила дорожного движения РФ. Сибирское университетское издательство 2011г.
Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. Экзаменационные задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с коммент. Издательство Третий Рим 2011г
Обеспечение безопасности пешеходов: Обзорная информация. Зарубежный опыт. Выпуск 23. – М.: НИЦ БДД МВД России, 2011, - 112 с.
Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей 5-9 классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2008
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению ПДД/ авт.- сост. В.Е. Амелина. - М.: Глобус, 2006.
Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников/ Н. Ковалёва. - Изд.4-е Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.-3е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. 
Главное управление МЧС России по Московской области - Памятка населению о действиях при выполнении мероприятий гражданской обороны, ликвидации ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах
Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Интернет ресурсы
6. Учебно-практическое оборудование
Компас
Транспортиры
Аптечка 
Противогазы
Аптечка индивидуальная (АИ-2)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Школа выживания
2016 – 2017 учебный год
№ п\пНаименование разделов и тем Приме
чание Дата проведения урока
по
плану по факту
Раздел 1. Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе (42 часа)
1-2 Экстремальные ситуации в природе и их причины 2 07.09 3 Факторы выживания в природных условиях 1 14.09 4-8 Психологические основы выживания в природных условиях 5 14.09
21.09
28.09 9 Как избежать попадания в экстремальную ситуацию 1 05.10 10 Подготовка к походу, путешествию. 1 05.10 11 Туристские путешествия, история развития туризма 1 12.10 12 Личное и групповое туристское снаряжение 1 12.10 13 Надежные одежда и обувь необходимы для безопасности1 19.10 14 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. 1 19.10 15 Питание в туристском походе 1 2.10 16 Обеспечение безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях 1 26.10 17 Техника и тактика в туристском походе 1 09.11 18 Основные правила поведения в экстремальной ситуации 1 09.11 19 Определение направления выхода 1 16.11 20 Выход к населенному пункту 1 16.11 21-22 Способы ориентирования 2 23.11 23-26 Сооружение временного жилища 4 30.11
07.12 27-30 Способы добывания огня 4 14.12
21.12 31-32 Поиск и приготовление пищи 2 11.01 33-34 Сигналы бедствия 2 18.01 35 Смена часовых поясов 1 25.01 36 Смена климата 1 25.01 37 Акклиматизация в горах 1 01.02 38 Акклиматизация в жарких странах 1 01.02 39 Питание в период адаптации 1 08.02 40 Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний 1 08.02 41 Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений 1 15.02 42 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 1 15.02 Раздел 2. Основы медицинских знаний u здорового образа жизни (15 часов)
43-44 Аптечка первой медицинской помощи (походная). Использование лекарственных растений для оказания первой медицинской помощи. 2 22.02 45-46 Закрытые повреждения. 2 01.03 47-50 Профилактика закрытых повреждений. I МП при укусе клеща. 4 15.03
22.03 51 I МП при укусах змей. 1 05.04 52 I МП при укусах насекомых. 1 05.04 53 I МП при тепловом и солнечном ударе, солнечном ожоге. 1 12.04 54 I МП при обморожении 1 12.04 55-57 «Первая медицинская помощь при острых состояниях 3 19.04
26.04 Раздел 3. Практические занятия по отработке специальных навыков (11 часов)
58-61 Вязание веревочных узлов 4 26.04
03.05
10.05 62 Предсказание погоды по местным признакам 1 10.05 63 Дикорастущие растения 1 17.05 64 Лечебные свойства растений 1 17.05 65-68 Практические занятия и игры 4 24.05
31.05