Причины неуспеваемости — экспериментальная работа


НЕУСПЕВАЕМОСТЬ. Анализ.
Пробелы в знаниях являются характерным признаком неуспеваемости, которые ведут к потере интереса в усвоении изучаемого по предмету.
Для этого следует решать следующие задачи:
1. выявить характер и глубину пробелов в знаниях и умениях;
2. выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и мешающие их преодолению в настоящее время;
3. осуществлять меры по нейтрализации факторов, вызывающие новые пробелы в знаниях;
4. организовать в процессе обучения систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.
Для устранения пробелов в знаниях мы рекомендуем использовать такие приёмы работы:
А). систематический учёт и анализ ошибок, неточностей, затруднений, которые выявляются при опросе, письменных работах;
Б). давать специальные контрольные работы с интересными, доступными заданиями;
В). проводить с учениками, кроме вводных, промежуточных, итоговых контролей, диагностирующие беседы.
Чтобы прививать познавательный интерес, необходимо специально организационное повторение учебного материала.
При организации систематического повторения учебного материала необходимо обращать внимание обучающихся на наиболее важное, стержневое, от усвоения которого зависит овладение другими темами вопросами, знание которых особенно важно для освоения изучаемого в настоящее время и в ближайшем будущем учебного материала:
1.повторение начинать с доступного для учащихся учебного материала;
2.на повторение выносятся наиболее существенные параграфы, абзацы параграфов с тем, чтобы соблюдалась логическая цепь изложения : повторение ----- новое;
3.необходимо стремиться помочь учащимся выделить главное, основное, наиболее существенное, закреплять умения делать «выжимку» в изучаемом;
4.широко применять систему индивидуальных практических заданий по предметам;
5.учитывать учебные возможности при построении основных звеньев учебно – познавательного процесса с конкретизацией задач урока, содержанием обучения, выбором форм и методов организации деятельности.
Главную причину без интересного отношения к процессу обучения надо искать в качестве постановки педагогической работы с коллективом учеников в классе всех предметников.
Основным недостатком обучения следует выделить то, что учебный материал часто подаётся без расчленения, без выделения главного, поэтому ученики, изучая тему, затрудняются отделить существенное от несущественного. В методике преподавания неоправданно мало уделяется внимания самостоятельным работам учениками по усвоению новой темы и слишком много времени уходит на списывание с доски.
Положительное значение стимулирования учения, но не завышением оценок, а похвалой, положительной записью в дневнике, в тетради.
Учителю следует учитывать темпы нарастания объёма и сложности учебных задач, которые учитывают учебно – познавательные возможности, не допуская перегрузок и недогрузок учеников.
Методы организации учебно – познавательного интереса зависят от задач, содержания обучения и реальных учебных возможностей обучающихся.
Методы классифицируются по трём основным группам:
1. Группа методов, организации учебно – познавательной деятельности. Сюда входят словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно – поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Группа методов стимулирования и мотивации учебно – познавательного интереса: игры, соревнования, беседы…
3. Группа методов контроля (устный, письменный, лабораторный, вводный, промежуточный, коррекционный, итоговый контроль)и самоконтроль в процессе обучения.
4. Использование методов стимулирования, контроля, самоконтроля, самооценки.
На развитие учебно – познавательного интереса влияет методическая культура преподавания, умение чётко ставить задачи урока, аргументировать значимость темы, развивать положительные мотивы учения, использовать наглядные средства, вовлекать учеников в беседу по ходу объяснения, ставить перед ними вопросы проблемного характера, обсуждать высказываемые предположения и подводить к самостоятельным выводам, делать обобщающие выводы…
Каждый учитель должен придавать мотивации учения большое значение, потому что возбуждение познавательного интереса позволяет обеспечить усвоение главного в учебном материале, снизить утомляемость, повысить работоспособность.
СИСТЕМА МЕР НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСВОЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО (формы, приёмы работы, учитывающие профилактическую направленность).
Характер учебной работы Меры профилактики неуспеваемости
Контроль за подготовленностью обучающихся - Контролировать усвоения вопросов, вызывающие наибольшие затруднения. - Анализировать ошибки, допускаемые в устных ответах и письменных вопросах, концентрировать внимание на необходимости их устранения. - Контролировать усвоение материала по темам пропущенных уроков.
Изложение нового материала и организация учебной деятельности с опорой на зрительный анализатор. Много разовое повторение основного. - Разъяснять наиболее существенные элементы темы.
- Постепенно ускорять темп обучения, повышать сложность заданий.
- Проверять в ходе урока степень понимания основных элементов изучаемого.
- Стимулировать вопросы со стороны учащихся.
- Поддерживать интерес к усвоению знаний, умений и навыков.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке. - Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, трудным разделам темы, стремясь меньшим числом заданий достичь большего образовательного эффекта.
- Включать задания по устранению ошибок, допущенных при ответах и в практической работе.
- Использовать личностно – ориентированный подход.
- Вводить такие формы помощи, которые не сковывают самостоятельность в учении.
Организация самостоятельной работы - Давать задания на повторение с первых дней учёбы, концентрация внимания на наиболее трудных элементах программы.
- Давать задания по устранению типичных ошибок в усвоении материала.
- Чётко инструктировать обучающихся о порядке выполнения заданий.
- Координировать объём домашних заданий с другими учителями с класса.
ТАБЛИЦА
Средних данных, полученных при изучении особенностей запоминания нового материала в %
учеников 9 класса (обследовались глухие учащиеся).
Пункт Проверяемые особенности запоминания 2015 -2016 уч. год 2016 - 2017уч. год 2017 - 2018 уч. год
1. Воспроизведение после прочтения текста. Одноразовый показ схемы, объяснение с помощью жестов. 20% 23% 2. Воспроизведение после пяти прочтений и показов схемы. 21% 24% 3. Сохранение в памяти изучаемого через час. 19% 22% 4. Воспроизведение ранее изученного на следующем уроке при помощи схемы. 17% 20% ВЫВОДЫ.
1. Разрыв в успешности запоминания материала объясняется тем, что обучая глухих детей необходимо опираться на слухо - зрительный анализатор , применять жестовую речь с обязательной установкой на прочное запоминание.
2. Для успешного запоминания материала – необходимо многоразовое повторение основного в изученном. Необходимо систематически проводить «генерализацию» основного материала с последующей проработкой для долговременного сохранения в памяти изучаемого.
3. Процесс запоминания – это активный процесс мыслительной деятельности, который сказывается на его полноте, скорости, точности, прочности.
4. В процессе запоминания - обращать внимание на правила закрепления знаний:
А). постоянно на всех этапах обучения связывать новое с ранее изученным; освежать в памяти старые знания;
Б). материал для запоминания отбирать в соответствии со степенью важности и трудности для данного состава учащихся;
В). заучивать материал только после того, как он хорошо понят;
Г ). Стремиться к тому, чтобы, закрепляя, ученики получали возможность подходить к ранее изученному по новому, более глубоко.
5. Усвоение – это процесс сочетания и взаимосвязи:
ВОСПРИЯТИЯ------ ОСМЫСЛЕНИЯ--------- закрепления-------- применения.