Рабочая программа элективного курса История в лицах


Рабочая программа элективного курса
«История в лицах»
9 класс


Пояснительная записка
Курс по выбору «История в лицах» позволяет учащимся познакомиться с биографиями ведущих политических, военных, общественных и государственных деятелей России XX века, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества – России.
Необходимость данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов.
Актуальность элективного курса «История в лицах» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.
Между тем, именно углубленное изучение истории дает целостную и объективную оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать оценку современным событиям.
Цели:
Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических деятелей отечественной истории. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей. Определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой.
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных
способностей учащихся.
Курс рассчитан на 17 часов изучения в 9 классе.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия), сюжетно-ролевая игра, подготовка и обсуждение сообщений учащихся, «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала

Таблица тематического распределения часов

№п/п

Темы


Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1
Введение. Личность в истории
1
1

2
Раздел I. Наша страна в первой половине XX века
9
9


Тема 1.Российская империя в начале XX века (1900-1917 гг.)
3
3


Тема 2.Становление и развитие советского общества (1917-1940 гг.)
4
4


Тема 3. Великая Отечественная война (1941-1945)
2
2

3
Раздел II. От СССР к Российской федерации 1945 2013гг.
7
7


Итого
17
17


2. Содержание обучения.
1.Введение (1 час).
Лекция. Влияние личности на историю.
Раздел I. Наша страна в первой половине XX века (9 часов)
Тема 1.Российская империя в начале XX века (1900-1917 гг.) (3 часа)
Николай II (1868-1918). Самодержавное правление. Николай II - как личность и государственный деятель. Общественно-политические идеалы Николая II , его отношение к назревшим реформам в обществе, государстве и экономике. Царствование последнего российского императора в воспоминаниях его современников. Судьба последнего императора из династии Романовых и его семьи.
Неугодные реформаторы: Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Витте С.Ю.- личность и человек. Реформы: денежная, промышленное строительство. Политика России на Дальнем Востоке. Титул графа за подписание Портсмутского мира. Разработка Манифеста 17 октября 1905 года. Попытки Российского парламентаризма. Отставка Витте.
Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911). Аграрные преобразования П. А. Столыпина. «Капитализация» деревни. Противоречивость и незавершенность реформ.
Авантюристы: Зубатов Сергей Васильевич (1864-1917), Гапон Георгий Аполлонович (1870-1906), Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916).
Тема 2.Становление и развитие советского общества (1917-1940 гг.) (4 часа)
Гений революции – Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства. Неоднозначность оценок личности Ленина и его роли в российской истории.
«Вождь всех времен и народов» - Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) Сталин - человек и политик. От однопартийной диктатуры к диктатуре вождя. Партийные чистки. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Неоднозначность оценок его личности и роли в российской исто
·рии.
Соратники В.И. Ленина. Романтик или демон революции? - Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940). Любимец партии или «враг народа»? - Бухарин Николай Иванович (1888-1938)
Кандидат в Генеральные секретари – Киров (Костриков) Сергей Миронович (1886-1934).
Легенды кавалерийского полка: Буденный Семен Михайлович (1883-1973). Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969).Тухачевский Михаил Николаевич (1893-1937). Фрунзе Михаил Васильевич (1885-1925).
Тема 3. Великая Отечественная война (1941-1945) (3часа)
Кавалеры ордена «Победа»: Первый и дважды кавалер ордена «Победа» - Жуков Георгий Константинович (1896-1974). «Гений внезапности» - Конев Иван Степанович (1897-1973). Командующий «Артиллерийским фронтом», «Щитом Ленинграда» - Говоров Леонид Александрович (1897-1955).
«Генерал «Вперед!» - Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967).
«Маршал северных направлений» - Мерецков Кирилл Афанасьевич (1897-1968) «Полководец Сталинграда», «Багратион» Сталина - Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968).
Раздел II. От СССР к Российской федерации 1945 2012гг. (7 часов)
Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971). Неизвестные страницы. Н.С. Хрущёв - человек и политик. Борьба за власть. Экономические и политические реформы. Внешняя политика СССР после второй Мировой войны. Карибский кризис. Экономические проблемы и нарастание недовольства населения. Заговор и снятие Хрущёва с руководящих постов. Отношение к нему и его деятельности в обществе и высшем руководстве. Значение деятельности Н.С. Хрущева, положительное и отрицательное в его деятельности.
«Не новатор, не демократ, но и не экстремист» - Брежнев Леонид Ильич (1906-1982). Л.И. Брежнев Генеральный секретарь КПСС и руководитель государства. Характеристика личности. Роль Леонида Ильича Брежнева в партии.
Они были первыми: Первый космонавт планеты Земля - Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968). Первая женщина-космонавт – Терешкова Валентина Владимировна (1937). Российские лауреаты Нобелевской премии: Алферов Жорес Иванович (1930), Капица Петр Леонидович (1894-1984), Ландау Лев Давидович (1908-1968), Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989), Солженицын Александр Исаевич (1918).
Первый и последний президент СССР М.С. Горбачев (1931). Горбачёв как политик нового поколения. Разные оценки реформ Горбачёва историками и политологами. Международное положение СССР в результате внешнеполитического курса М.С. Горбачева. Августовские события 1991 года в Москве. Соперничество Б.Н. Ельцина. Отставка М.С. Горбачёва.
Б.Н. Ельцин. В.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик. Реформы и их влияние на жизнь россиян. Время компромиссов. Конституция 1993 года.
Политические лидеры России 21 века. В.В. Путин президент России. Основные направления в реформаторской деятельности. В.В. Путин: интересы и увлечения. Оценка деятельности российскими и зарубежными политиками. Возрождение России. Роль России в мире.
В.В. Путин и Д.А. Медведев лидеры новой России. Президентские выборы 2000, 2004, 2008 и 2012 года, изменения в расстановке социально политических сил.
Кавалеры высшей государственной награды России Ордена Святого апостола Андрея Первозванного: Алексий II (в миру Ридигер Алексей Михайлович) (1929), Калашников Михаил Тимофеевич (1919), Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999).
Заключение: «Личность на фоне российской истории XX века».

Требования к подготовке учащихся по курсу.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть умениями:

·видеть проблему;

·формулировать проблему;

·составить план решения проблемы, задачи;

·делать обобщения и выводы;

·систематизировать материал;

·составить план по теме;

·делать прогноз;

·анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

·оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
Учащиеся должны знать:
1)Характерные черты исторических деятелей 20-го века, как положительные, так и отрицательные.
2)Роль и значение деятельности исторической личности.
3)Оценку персоналии современниками и историками.
Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личности и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.

4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
И. С. Хромова «Хрестоматия по истории России 2 половины 20 века». М. 2005 г.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997
Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
Энциклопедия по истории России. 1998–1999 г.
Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
Большая Российская энциклопедия. М. «ОЛМА-ПРЕСС: образование», 2003г.
Русева Л. «Во славу и благо Отечества». М. «Русское слово», 2011г.















15