Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.


Русский язык
Урок 80:Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных
Цель: развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; определять проверяемое и проверочное слово.
Ход урока
ОргмоментАктуализация знаний
Игра «Зоопарк»
Составьте словосочетания. Назовите букву, которую надо написать в конце слова.
Неуклюжий ... (медведь), колючий ... (еж), горбатый ... (верблюд) длинношеий ... (жираф), пятнистый ... (леопард), зубастый... (волк), важный ... (гусь), царственный ... (лев), огромный ... (слон).Самоопределение к деятельности
Что вы узнали на прошлом уроке о правописании парных: звонких и глухих согласных?
Назовите пары по звонкости-глухости.
Что происходит со звонким согласным в конце слова? (Оглушается.)
Как проверить парный согласный?
Какое слово из составленных словосочетаний не нужно проверять? (Слон.)
Почему? Давайте найдем ответ на этот вопрос в ходе исследования.
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 20.
Проведем исследование по вопросам рядом с условным значком «Задание повышенной сложности».
Упр. 31 (с. 20).
Перед какими звуками произношение и написание парного согласного не совпадает? (Перед согласным звуком.)
Найдите слово из второй группы, в котором парный согласный перед другим согласным произносится так же, как пишется. (Березняк.)
Перед какими согласными в середине слова парный согласный не надо проверять? (Перед непарными звонкими согласными).
Назовите непарные звонкие согласные. ([И], [JI], [Р], [Й], [М].)
Прочитайте правило от тетушки Совы.
Одинаково ли произносится парный согласный в корне слова?
Одинаковой ли буквой он обозначается?
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Упр. 32 (с. 20).
(Самостоятельное выполнение. Проверка - обмен тетрадями.)В каких словах есть орфограмма, т. е. звук и буква не совпадают? Как мы называем такие слова? (Это проверяемые слова.)
Какие слова для проверки вы подобрали? Как произносится звук в этих словах?
Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? (После него стоит гласный.)
Прочитайте еще одно правило от тетушки Совы на с. 21.
Придумайте проверяемые слова с парными согласными в корне слова.
Придумайте проверочные слова с парными согласными в корне слова.
Упр. 33 (с. 21).
(Выполнение с комментированием. Последние два-три слова учитель предлагает записать самостоятельно.)Рефлексия
- Запишите только те слова, написание парных согласных в которых надо проверять.
Лес, завод, морковный, столб, тетради, морж, огородник, берег, грибок, ложка.
(Самопроверка. Один ученик читает записанные слова. Ученики за партами делают хлопок в ладоши, если согласны. Самооценка.)Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке об орфограмме «Парные согласные»?
- Что должны помнить о написании этой орфограммы?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Кто доволен результатами своей работы?
- Кому нужна моя помощь?