Технологическая карта урока на тему Исконно русские слова


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС ООО (Урок1)
ФИО педагога: Кострова Светлана Юрьевна, МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Общая информация о занятии
Дата:
Тема: Исконно русские слова Цель: создать условия для понимания детьми условий происхождения слов
Задачи:
Обучающие:
обобщение и закрепление знаний, умений и навыков при определении происхождения слов
понятие «семьи» языков
Развивающие:
создание положительной мотивации на уроке;
вовлечение класса в активный процесс познания;
обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
развитие воображения.
Воспитывающие:
воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова
воспитывать коммуникативность, самостоятельность
воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
- Вспомнить понятие лексики
-Умение определять происхождение слов
- Умение определить исконно русские слова
-Умение применять полученные знания в новой ситуации
-Умение работать с этимологическим словарём
Регулятивные
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения лингвистических задач;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - Развитие учебно-познавательного интереса к предмету;
- Понимание роли и значения знаний по русскому языку.
- Оценивание собственной учебной деятельности
Тип урока: Материально-технические средства: Технология (авторская методика):
Открытие новых знаний Компьютер, проектор, экран или интерактивная доска
Презентационное сопровождение урока
Учебник, рабочая тетрадь к УМК ч.1
Раздаточный материал Проблемно-диалогическое обучение
Игровая
Информационно-коммуникационная
Развивающее обучение
Структурные параметры
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЗадания,
направленные на достижение результатов Ожидаемые результаты
1.
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности.
Цель: проверка готовности обучающихся к работе, их настроя на работу
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Проверка настроения.
Подготовка к уроку
Приветствуют друг друга улыбками.
Слушают, настраиваются на работу. Громко прозвучал звонок, –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Здравствуйте, ребята! Давайте мысленно подарим друг другу добрые слова, улыбнемся и пожелаем доброго дня. А я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Садитесь!
Позитивный настрой на работу
2.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. Выдвигает проблему.
Корректирует действия.
Задает вопросы
Уточняет, озвучивает тему и цель урока.
Решают лингвистические задачи.
Отвечают на вопросы.
Строят понятные для партнера высказывания.
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Предлагают варианты формулировок темы, цели урока. Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку:
«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими»
А.С.Пушкин
- Как вы думаете, почему Пушкин сказал о нашем языке не «русский», а «славяно-русский»?
(выслушать ответы)
-Учёные считают, что развитие языков одной семьи можно изобразить в виде дерева. Откройте учебник $17, упр. 128.
Рассмотрите рисунок «дерева» индоевропейской семьи языков и уточните свой предыдущий вариант ответа.
Составьте рассказ по рисунку (для более сильных учеников)
(русский язык – «веточка» общеславянского языка, к которому относятся и украинский и белорусский язык)
Определите тему нашего урока
(формулируют тему, корректирую) Высказывать предположения на основе наблюдений
Формулировать тему урока
Планировать деятельность на уроке
3. Открытие новых знаний
Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями   Организует и сопровождает деятельность учащихся
Задает вопросы
Организует и сопровождает деятельность учащихся
Выполняет проверку выполнения задания
Выполняют поставленную задачу
Отвечают на вопросы. Делают выводы.
Выполняют поставленную задачу
Итак, ребята , мы с вами выяснили, что из одного, некогда существовавшего языка-праиндоевропейского- произошли несколько, в том числе и русский.
Следовательно, самыми древними в русском языке являются слова, которые пришли в него из языка праиндоевропейцев (см. рубрику «Это интересно»с. 69)
Коллективная работа.
Из текста упр.129 выпишите самые древние слова русского языка, подумайте, к каким тематическим группам они относятся. Свой ответ аргументируйте.
(проверка)
2. -Самыми древними являются в русском языке слова общеславянские, которые возникли ещё до VI в. нашей эры, т.н. до того времени, когда славянское племя разделилось на три большие части: восточную, западную и южную.
Работа в парах
Работаем парами как вы сидите.
Выпишите из текста упр.130 примеры общеславянских слов на разные тематические группы, вставьте пропущенные буквы.
(Проверка, корректировка. Группы: внешность, предметы быта, животные. качества и др.)
-А сейчас эти слова существуют?
Да, действительно общеславянские слова составляют около четверти всех слов, которые мы употребляем в своей речи. Это интересно? Знали ли вы это? А теперь запомните?
3.Работа с «всплывающими окнами» учебника.
Ребята, рассмотрите «окна» на стр.70. Что вам показалось интересным?
Ответы: древними являются и слова древнерусского языка, который существовал до XIV в., а потом разделился на русский, украинский и белорусский.
Найди соответствия . Работа в группах
Ребята, найдите в белорусском и украинском языке слова, соответствующие русским. Заполните таблицу упр.131.
Русский язык Украинский язык Белорусский язык
Можно работать в группе по 4 человека, обернувшись друг к другу.
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Строить связное монологическое высказывание.
Грамотное выполнение задания. Осознание перспективы работ
4.Обобщение и систематизация изученногоЦели: обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Организует и направляет деятельность обучающихся.
Задает вопросы
Выполняет проверку выполнения задания
Делятся на группы.
Выполняют лингвистическое исследование
Составляют в группе ответы.
Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Отвечают на вопросы
Делают выводы
.
1.Беседа
-Ребята, вы с вами убедились, что многие привычные нам слова имеют очень древнее происхождение. Скажите, а легко ли самому об этом догадаться?
-Наверное, не очень. Где же мы сможем найти ответ на свой вопрос? Конечно, в словарях.
-Вы уже знаете, что словарей много. Какой же нужен нам? Возможно, вы найдёте подсказку в упр.127.
-Словарные стать из какого словаря там даются?
- Мы с вами знакомились с понятием этимологии на спецкурсе в 5 классе. Кто вспомнит, что это?
- Да, историей происхождения слов занимается наука этимология Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким способом было образовано слово и каково его былое значение. Этимология позволяет восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
-Словари, в которых объясняется происхождение слов, соответственно, называются этимологическими. В 1971 году был издан «Краткий этимологический словарь» Н. м. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской. В словаре объясняется около 7 тысяч общеупотребительных слов русского литературного языка, в том числе и иноязычных, вполне освоенных русским языком.
- Давайте вспомним, как построена словарная статья (см. №127)
2. Работа в группах
Ребята, сегодня на урок я принесла этимологические словари. Каждая группа получит задание и отыщет в них «свои» слова. Несколько человек могут работать с электронной версией словаря, воспользовавшись ресурсами интернета.
Задания в группах:
1) Август, бабочка, вагон, каблук, яблоко
2) Агент, багаж, важный, корова, якорь
3) Азбука, баклажан, галерея, обед, яйцо
4) Акация, балясы, галка, обман, шалить
Ответы представителей групп Выяснять места затруднений.
Строить логичные рассуждения, сопоставлять факты.
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
5.Рефлексия учебной деятельности
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организует рефлексию
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке Осуществляют самооценку учебной деятельности. - Вы все успешно совершили своеобразное путешествие в историю.
Выберите для себя фразу и продолжите её:
– Сегодня на уроке мы повторили…
– Сегодня на уроке мы узнали…
– Теперь мы умеем…
- Было интересно…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Подведение итогов.
Самооценка и оценка деятельности учителем.
Настрой на дальнейшую работу.
6.Домашнее задание Скажите, есть ли среди ваших родственников люди другой (не русской) национальности? Ребята, поговорите дома со своими родителями, бабушками, дедушками и составьте таблицу соответствий русских , украинских и белорусских слов, подобную упр.131