Разработка урока на тему «Учимся писать слова с двумя корнями» (3 класс, УМК Школа 21 века

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа 21 века»
Тема
 Учимся писать слова с двумя корнями.

Тип урока
Урок открытия нового знания (технология системно - деятельностного подхода)

Цель
 Для учителя.
- Формировать умение анализировать текстовый материал; расширить кругозор учащихся о природных явлениях, а также продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей.
- Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия – “сложные слова”.
- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
Для ученика.
- Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова.
- Схематически показать сложное слово.
- Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, троить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Задачи
Образовательные:
- способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” и введения его в систему знаний;
развивающие:
- развивать познавательную активность,
- развивать память, мышление и речь,
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
воспитательная: дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика

УУД
Личностные УУД:
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- использование знаково-символические средства( моделирование);
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД:
(типы учебных действий)
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.

Планируемые результаты
Предметные:
знать: понятие «сложные слова».
уметь:
-  узнавать  сложные слова в ряду слов;
-  различать сложные слова
- обобщать знания о сложных словах.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Личностные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности общения и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Основные понятия
 Сложные слова

Межпредметные связи
 Математика,

Ресурсы:
 основные
 дополнительные
Учебник “Русский язык” 3 класс, 1 часть С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.,

Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей ( С.И. Ожегова, из Википендии и др.), презентация «учимся писать слова с двумя корнями», маршрутный лист, карточки для работы в группах

Формы работы на урок
фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология,
методы и приемы
Системно- деятельностный подход
частично-поисковые
объяснительно-иллюстративные



Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Технологии (методы приемы)
Формируемые УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но сегодня будь готов
Сам открыть секреты слов.
- Сегодня у нас урок- исследование. Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах (все дети получают маршрутные листы).

Организованно начинают урок. Записывают число, «классная работа» в рабочих тетрадях.


Маршрутный лист:
1. Мой настрой.
2. Как я помню предыдущий материал.
3. Как я понял основное правило урока.
4. Как я умею сам применять правило.
5. Как я работал.
Кр. – отлично (красный)
Ж – сомневаюсь (желтый)
С – не получается (синий)


Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу
- формировать навык подготовки к систематической деятельности на уроке.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Минутка чистописания.
О Е
- что объединяет буквы?
- сегодня мы познакомимся с новой ролью этих гласных в словах.
е ее о оо ео ое
- Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем.
Домик, домработница, домище, дом (на доске)
- Что можно сказать об этих существительных?



- Какое слово лишнее? Почему?
-Какие вопросы у вас возникли? Я напишу их на доске.
1.Можно ли образовать одно слово из двух разных?
2.Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?
3.Как называются такие слова?
(в случае затруднений вопрос: А что, существуют слова с двумя корнями? или А разве может слово состоять из двух корней?
- Хотите узнать ответы на эти вопросы? Как же быть?
(выяснение лексического значения слова домработница, подбор однокоренных слов к словам ДОМ, РАБОТНИЦА, выделяем корни и основу)
- Сколько корней в этом слове?
Как бы вы назвали эти слова?
- Что сделали, чтобы получить новое слово?

- Как в математике называется действие, когда соединяем две части?
- Значит, чтобы получить новое слово, сложили два корня. Как можно назвать слова, которые получились в результате сложения?
- зачитайте значение слова «сложный»
Памятка 1


(гласные, орфограмма «безударные гласные»




- Однокоренные, существительные, м\ж р., ед.ч., одуш\неодуш., нарицательные
Домработница.













Трудные, двукоренные, составные, двухосновные.
-соединили два корня

Сложение

Сложные
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий  диалоги;

Личностные: согласовывать свои цели обучения с целями урока.
Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 
Цель: обсуждение затруднения
Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня. Тема урока – Сложные слова. (Учитель записывает тему урока на доске, а дети в тетрадях записывают).
-Почему возникли затруднения?”, Чего мы ещё не знаем?

- Спишите однокоренные слова в тетрадь и разберите их по составу.
- Оцените свою работу на этом этапе.
- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?
владелец Дом хозяйка
сед
- Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.
Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?
- Какова цель урока?




Как решать эту проблему?
Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока. Если проблема ясна, в путь!


Разбирают слова по составу.





Оценивают.








Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.
- Провести наблюдение - исследование.


Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы


IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.
Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
Для этого предлагаю поработать в группах.
План действий для каждой группы.
У каждой группы на столе конверт с заданием:

1. Выделить корень в словах, которые записаны на карточках.
2. С помощью ножниц отрежьте все части слова. Оставьте только корень.
3. Составьте слово: с помощью карточек с буквами О, Е соедините эти корни (понаблюдайте на твердый или мягкий согласный оканчивается первый корень).
Приложение 2.
Работа в группах.

Дети составляютслова, приклеивают их на листе А- 4;
Предъявление результатов.







Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.
Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
Главный метопредметный навык: умение извлекать информацию из различных источников, сопоставлять, делать выводы на основе анализа различных источников.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала). Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Расскажите, как вы исследовали слова?

Какой вывод можно сделать?
Что соединяет основы?

Обратите внимание, ребята, на запись
Соединительные
о е
- Какую роль играют гласные О,Е? Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная О, когда Е?
Физминутка.

Вернемся к вопросам записанным на доске.
1.Можно ли образовать одно слово из двух разных?
2.Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?
3.Как называются такие слова?

Подбор однокоренных слов.

- Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные.
(если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные: Выявлять сущность, особенности объектов.
 На основе анализа объектов делать выводы.
Личностные: проявлять толерантное отношение к одноклассникам
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы.
Каждая группа получает конверт с заданиями (см Приложение 2)

- К какой отрасли производства относятся слова с которыми вы работали?
(на доске подсказка:
Животноводство
Растениеводство
Градостроение
Приборостроение
Машиностроение)
- Оцените, как вы поняли основное правило урока.
Работают в группах
Представитель от каждой группы выходит к доске, определяет соединительную гласную в словах своей группы.

Работа в группах
Коммуникативные: Умение работать в паре.
Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
 На основе анализа объектов делать выводы.


VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
Самостоятельная работа (Разноуровневые задания).
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
- Выбратьуровень и показать соответствующий сигнал.
(см Приложение 3)

Выполняют самостоятельную разноуровневую работу
Оценивают в маршрутных листах.
Самостоятельная работа
Познавательные: Представлять информацию в виде схемы.
Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.


VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Чем мы занимались на уроке?

- Какова была цель урока?
- Мы ее достигли?
- К какому выводу пришли?
- Воспроизведете по алгоритму правило?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что показалось трудным?
- Вспомните эпиграф урока.
- Почему на уроке использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей?

- Исследовали сложные слова, узнали как они образуются.
- Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.
- Дом- это маленькая родина, труд- это тоже подвиг.

Личностные: обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
Регулятивные: работает по памятке и осознает вариативность выполнения задания.
Познавательные: создает слова– описания проведенных наблюдений на основе сделанных выводов.
Коммуникативные: проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения.

Домашнее задание.

С. 101, упр 3
Подобрать и написать 10 сложных слов из словаря
Сочинить и записать сказку про сложные слова (6 – 8 предложений)
Записывают задание в дневник.





ХОД

О

СНЕГ

ЗЕМЛЛЛ

КОП

Е



15