Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».


Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс.
Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».
Цели: 1. познакомить с правописанием слов с двумя корнями;
2.закреплять умения выполнять разбор слова по составу;
3.развивать мышление, логику, кругозор учащихся; коммуникативные умения (работать в парах);
4. воспитывать коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку.
Оргмомент, эмоциональный настрой.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь.
С усердием трудитесь!
Актуализация знаний.
а) минутка чистописания.
Пропишите в тетради гласные, которые нам встретятся в словах, над которыми мы будем работать позже.
о // е
б) словарная работа
Давайте отгадаем кроссворд.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
Стебли ползучие, листья колючие. Цветок - воронкой с жёлтой коронкой. А зелёный плод с грядки годен в рот. (огурец)
Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)
Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит, как лайнер «ТУ»(пылесос).
Какое слово лишнее, почему? (Все слова – словарные, последнее слово (пылесос) не относится к словарным словам). Для чего нужен пылесос? (Для очистки помещений от мелкого мусора, для чистки одежды, мебели, ковров и т.п.). Пылесос также можно использовать для побелки стен, окраски деревянных и металлических поверхностей. Впервые пылесос появился в США в 1899 году.
Составьте из слов, расположенных на зрительных метках, предложение. (Старший брат убирает пылесосом квартиру.) Запись на доске, грамматический разбор предложения.
А как вы помогаете по дому? Не забывайте помогать родителям в уборке по дому.
Ребята, давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? (приставки, корня, суффикса, основы слова). Что такое корень слова? Какую роль выполняют приставка и суффикс?
Давайте разберём слова морковь, капуста, пылесос по составу.
Новый материал.
А) определение темы урока, постановка целей.
Как вы думаете, сколько корней в слове пылесос?
Как вы думаете, почему так называется машина для уборки в квартире? (убирает пыль, засасывает её)
Запись на доске и в тетрадях: засасывает (сосёт) пыль.
Подберите однокоренное слово к слову пыль – пыльный (выделение корня).
Есть ли корни пыль, сос в слове пылесос? Так сколько корней в этом слове?
Определите тему урока и поставьте цели.
(Правописание слов с двумя корнями. Цели – познакомимся с правописанием таких слов, узнаем, когда в словах бывает два корня и будем учиться писать такие слова).Верно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые состоят из двух корней.
Запись и разбор слов: мореход, кожеед, птицелов, рыболов.
Сколько корней в этих словах? Какие гласные стоят между корнями. Сделайте вывод, когда пишется между корнями о, когда е.
Вывод: Слова, которые состоят из двух корней, называются сложными. Между двумя корнями пишутся буквы, которые соединяют два корня. Они называются соединительными гласными. Соединительными могут быть только буквы о,е. Буква о пишется после основ, заканчивающихся на твёрдый согласный; е – пишется после основ, заканчивающихся на мягкий согласный, шипящий и ц.
Первичное закрепление материала.
А) Работа с учебником.
С 100 упр.1. Выписать слова, в которых два корня. Проверка на интерактивной доске.
Пароход, самолёт, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение.
Физминутка.
Руки в сторону поставим
(стоя, ноги врозь, руки в сторону)
Правой левую достанем.
(поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот
(поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок.
1,2,3,4 (повороты с хлопками)
Плечи выше, руки шире (в стороны)
Опускаем руки вниз, и за парты вновь садись.
Закрепление материала.
А) работа в парах.
На карточках даны слова, составить сложные слова, помнить, что соединительными гласными только являются буквы: о, е.
Снег +падать
вода+падатьлёд+колотьдом+хозяйкамясо+рубитьсам+сваливатьПроверка на доске.
Б) Рубрика «Путешествие в прошлое».
Учебник с 101.
Благодарить – это слово тоже с двумя корнями, ведь благодарить означает «дарить благо, добро». Поэтому, когда благодаришь человека, ты даришь добро. Чаще дари добро людям, чаще благодари их.
Смена поз.
В) Фронтальная работа.
Работа в тетрадях «Пишем грамотно».
Упр. 2 с 27.
Вставь пропущенную соединительную гласную.
Пар__воз, овощ__чистка, пут__шествие, язык__вед, снег__кат, корабл__строитель, овощ__резка, картофел__копалка. Проверка веерами.
Г) Самостоятельная работа.
Отгадай загадки, запиши отгадки.
*Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (самолёт)
*У какого животного растёт на носу рог? (носорог)
*Возле леса на опушке, украшая тёмный бор. Вырос пёстрый, как Петрушка ядовитый…(мухомор)
Как называются слова, которые вы записали? (сложные). Проверка на интерактивной доске.
Домашнее задание.
По выбору: 1) выполнить упр. 4 с 27 (р.т.)
2) придумать 5 слов с соединительной гласной о, 5 слов с соединительной гласной е.
3) придумать сказку о сложных словах с соединительными гласными о, е.
8. Итог урока, рефлексия, оценивание учащихся.
На доске: Я знаю
Я умею
Я запомнил