Работа с синонимами в начальных классах.


Работа с синонимами в начальных классах
Обогащение активного словаря учащихся составляет одну из основных задач обучения русскому языку. Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место должно отведено работе с синонимами.
Как известно, синонимы - это разно-звучащие слова, которые обозначают одно и то же явление действительности - предмет, качество, действие, но называя «это одно и то же по - разному или выделяя в называемой вещи различные ее стороны, или характеризуя эту вещь с разных точек зрения». Почти всегда синонимы отличаются друг от друга или оттенками значения (метель, вьюга, буран пурга), или стилистической окраской, вследствие чего синонимы употребляются в различных стилях речи. Так, например, слова голова, глаза принадлежат литературной речи, разговорной и письменной, а их синонимы башка, очи являются словами стилистически окрашенными.
При помощи синонимов может достигаться и большая выразительность высказывания. Сказать о чем-то выразительно - это значит в какой – то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.
М.Р. Львов уделяет большое внимание работе с лексико-семантическими группами слов. Тогда как теоретических сведений о синонимах в начальных классах не дается, проводится практическая работа с синонимами, в процессе которой у учащихся формируется понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:
1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий употребления;
2) подбор синонимов, которые могут служить заменой данного и выяснение оттенков значений, различий употребления;
3) специальные упражнения с синонимами (градация синонимов);
4) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;
5) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов);
6) замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Уже в сентябре, понаблюдав дождь и ливень. Первоклассники раскрывают признаки каждого явления, находят, что их объединяет, чем они различаются. Собирая осенние листья, учащиеся обращают внимание на то, что у березы цвет листьев хотя и желтый, но оттенки желтого разные, а у клена, боярышника, осины листья не совсем красные (дети уже знают в этот период основные цвета спектора). Таким образом, вводятся пока неполные синонимические ряды: красный, алый, пурпуровый; желтый, янтарный, лимонный. Позднее, читая художественные произведения, дети пополняют синонимические ряды словами золотой и багровый.
В результате работы с синонимами первоклассники получают о них представление как о словах, близких по значению. В то же время у детей формируются понимание того, что эти слова отличаются оттенками значения.
Во 2 классе работа по формированию понятия «синонимы» расширяется и углубляется. Дети знакомятся с новыми синонимическими рядами, закрепляют прежние, учатся отличать однокоренные слова и слова - синонимы, наблюдают над сочетаемостью слов и их употребляемостью.
В 3 классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.
В работе с синонимами использую следующие упражнения.
Объясните, что обозначает каждое выделенное слово. Какое у них общее значение?
а) Кто любит труд, того люди чтут. Работа и кормит, и учит.
б) Вьюги да метели на февраль налетели.
2.Объясните значение слова. Что общего в значении слов в каждой строки?
рассказ, повествование, история;
лодка, челн;
старый, дряхлый, ветхий
3.Соедините слова в пары слов, близких по смыслу.
метель, рубеж
граница, вьюга
4. Озаглавить текст. Списать, заменяя выделенные слова синонимами:
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на веселое торжество и надевают свои наряды.
5. Подобрать к словам синонимы с непроизносимой согласной.
Например:
Знаменитый – известный
6. Подобрать к словам синонимы, в которых нет непроизносимой согласной.
Например:
Красивый – прекрасный
7.Для закрепления родовых окончаний им. прилагательных учащимся можно предложить текст с пропущенными словами и окончаниями.
Летняя гроза.
Темн … туча нависла над лесом. Сильн … ветер закачал вершины деревьев. Брызнули крупн… капли дождя. Блеснула ( … ) молния. Раздался(…) удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но ( … ) достал их там.
Слова для справок:
Молния ( яркая, ослепительна)
   Удар грома ( сильный, оглушительный )
Достал ( дождь, ливень )
Такие упражнения можно давать детям и для самостоятельной работы, но с обязательной проверкой после их выполнения.
8.Прочитайте отрывок из стихотворения. Какое слово не подходит для стихотворения, но может быть употреблено в разговорной речи.
Мы оставили ТрезораБез пригляда, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
( С. Михалков)
Замените это слово синонимом, чтобы восстановить текст стихотворения. Слова для справок:
Присмотр, наблюдение, надзор, надсмотр; пригляд (разг.)
Отличаются ли синонимы по значению и месту употребления?
На уроках русского языка я знакомлю учащихся прекрасными образцами устного народного творчества – пословицами и поговорками.
Без пословицы речь не молвится!
Они обогащают наш язык, придают ему  выразительность, точность, способствуют расширению словарного запаса.
Чтобы дети поняли, что одной из главных функций синонимов является функция замещения ( выбор точного слова ), можно использовать такие задания.
9. Выбрать из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы:
За ( плохим, худым, недобрым, нехорошим ) пойдешь, ( плохое, отвратительное, худое, скверное, дурное ) найдешь.
Жизнь дана на ( хорошие, добрые, прекрасные, удивительные, чудесные)  дела.
Герой воюет, а трус – ( грустит, горюет, печалится ).
У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку ( замечаешь, подмечаешь, улавливаешь ).
Упражнения такого типа учат детей быть внимательнее к слову, развивают языковое чутье, помогают  избирательно относиться к используемым в речи словам.
Таким образом, работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка. Усвоение синонимических гнезд, а затем упражнения в употреблении синонимов - путь к овладению этого богатства.
Литература
1.Львов М.Р. « Методика развития речи младших школьников». М., 1995
2.Волина В. « Веселая грамматика». М.,1995
3.Александрова З. Е.  Словарь синонимов русского языка. М.,1998
4.Журналы « Начальная школа».