«Подбор однокоренного проверочного слова. Распознавание проверочных слов ».


Методическая разработка урока по русскому языку
в 2 классе по теме:
«Подбор однокоренного проверочного слова. Распознавание проверочных слов ».






Выполнила:
Концур Светлана Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №153г. Челябинска

















  УМК «Школа 2100»
Предмет: русский язык Класс: 2.
Тема раздела: Корень. Однокоренные слова.
Тема урока: Подбор однокоренного проверочного слова. Распознавание проверочных слов.
(четвёртый урок раздела).
Цели урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности); учебно-познавательной (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности); коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми)
обучающая: уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки, осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.
развивающая: развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить, формировать умение работать в паре, в группе;
воспитательная: воспитывать аккуратность, умение работать в парах, уважение друг к другу.
Планируемые результаты деятельности: Личностные (ЛР): - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве (работа в паре и группе); - саморазвитие и самообразование. Метапредметные (МПР):  Познавательные УУД - ориентироваться в учебной книге, работать с разными источниками информации (учебной книгой, презентацией); - устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы . Регулятивные УУД- целеполагать под руководством учителя;  -уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; -осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.  Коммуникативные УУД - коммуникация как сотрудничество, работа с соседом по парте: распределение работы в группе, выполнение своей части работы, взаимопроверка; - принимать мнения одноклассников. Предметные (ПР):
- осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение,- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.

Задачи урока: формировать интерес к поэтическому слову, осознавать структуру слова; развивать коммуникативные умения учащихся.

Форма урока: Практическое занятие с использованием частично-поисковых методов обучения при получении теоретических знаний.
Применяемые методы, педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, частично-поисковые методы, создание проблемной ситуации,
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, карточки с таблицами, лист успехов.

Ход урока



Этап урока


Содержание

Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД

1.Орг. момент. Самоопределение к деятель
ности.

Вот опять звенит звонок,
Зовёт ребят он на урок!
Мы начинаем урок русского языка. Какие качества нам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать маленькое открытие.
А свои успехи вы будете фиксировать в индивидуальной таблице успехов (каждый этап урока это кружок, который вы раскрашиваете: зеленым цветом - я все понял и сделал самостоятельно, синим – у меня возникли затруднения, но я справился после помощи учителя, красным цветом – у меня ничего не получилось даже после помощи учителя) Приложение №1.
Наблюдение. Эмоциональный настрой обучающихся.



Читает стихотворение, настраивает на начало урока

Организация рабочего места.
Проверка готовности к уроку.
Настраиваются на предстоящую работу.

Регулятивные:
Осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные:
Строить монологическое высказывание, вести диалог.
Личностные:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех правила поведения при общении и сотрудничестве на уроке.


2.Актуализация знаний, мотивация.


Словарная работа.
Игра «Полсловечка за тобой».
Один ученик диктует 1-й слог слова с непроверяемым написанием. Сосед должен закончить слово, диктуя другую половину. Тот, кто замешкался. Выбывает из игры.
(запись 6-7 слов.)













Организация повторения слов с непроверяемым написанием.









Организация самопроверки.
















Запись слов с непроверяемыми безударными гласными.

Осуществление самопроверки


Анализ и исправление ошибок.
Личностные:
Адекватно относиться к собственным ошибкам и ошибкам товарищей, понимать причины собственного успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
Оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
Строить понятные для окружающих высказывания.
Познавательные:
Использовать знаково-символические средства, самостоятельно работать, анализировать. Сравнивать, делать выводы.


3.Орфографическая минутка

Послушайте отрывок из стихотворения С. Островского «Первородство».
К словам привыкаешь день ото дня!
А они первородного смысла полны,
И когда я слышу:
«Извини меня!»-
Это значит:
«Исключи меня из вины!»
У слова есть корни и есть родня
Оно не подкидыш под сирым кустом
Когда я слышу:
«Защити меня!»
Это значит:
«Укрой меня за щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь;
У слова норов своё нутро,
И если ты проникнешь в суть-
Слово тебе сотворит добро.

О чём поэт рассказывает в стихотворении?
Что ещё мы узнали из этого стихотворения?
Как же произошло слово извини?
Как произошло слово защити?



Чему это стихотворение нас научило?



Как произошли слова извини, защити?

Участвуют в коллективной беседе.










Вслушаться, быть внимательным к звучащему и написанному слову.
Личностные:
Мотивационная основа учебной деятельности.
Регулятивные:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию, выслушивать ответы товарищей. Познавательные:
Использовать знаково-символические средства, самостоятельно работать, анализировать. Сравнивать, дела
·П°ть выводы.


4.Сообщение решениютемы и цели урока.

Чтение отрывка:
У слова есть корни, и есть родня
Оно не подкидыш под сирым кустом
Когда я слышу
«Защити меня!»
Это значит:
«Укрой меня за щитом!»
Организует возникновение проблемной ситуации.
Определяют тему урока:
« Подбор однокоренного слова, распознавание проверочных слов».
Участвуют в коллективной беседе.
Личностные:
Мотивационная основа учебной деятельности.
Регулятивные:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу. Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.


5.Формирование новых знаний и умений.

1) Лексическая работа.
- Как вы понимаете слово родня?
- А какая родня есть у слов?
2) Запись однокоренных слов, выделение корня.
- Докажите родство этих слов
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4) Работа в парах: найти границы предложения.
Родиной мы называем нашу страну, потому что здесь мы родились и всё для нас родное как мать вскормила Родина нас своим хлебом, вспоила
водами как мать она защищает и бережёт нас.
- Какой ряд однокоренных слов мы можем пополнить словами данного текста?
-Почему эти слова мы называем родственные, однокоренные?

5) Физминутка: упражнения для глаз.
6) Выписать из текста стихотворения родственные слова, записать на доске.
- Сравните записанные слова
- Чем отличаются?
– Что общего?
7) Подбор родственных слов с корнем щит, (работа с картинами- помощниками).
8) Работа в группах.
- придумайте предложения с этими словами
9) Словарная работа.
- Что обозначает выражения:
Вернуться на щите
Вернуться со щитом
Запись слов: на щите, со щитом (выделить гласную в корне и выделить корень)
- Что вы заметили?
Молодцы! Вы очень наблюдательны и внимательны
- Как вы думаете, если мы нашли слова, где в корне есть безударная гласная, что мы должны будем сделать?
- А как же мы должны изменить слово, проверить безударную гласную?

Если гласный вызвал сомнение,
Ты его немедленно ставь под ударение
Ударение над гласными
Может сделать
Букву ясной.
Найти в наших столбиках проверочные слова.
- Почему они проверочные?
10) Работа с правилом.
_ Найдите проверяемые слова?
Скажите, как же мы должны проверять безударную гласную?
Какие же два способа у нас на наших столбиках записаны?








Итак, есть два пути подбора родственных слов или словообразование или словоизменение и какой нам лучше подходит, тот мы используем, самое главное, чтобы в проверочном слове гласная была ударной.

Организует возникновение проблемной ситуации.











Организация практической работы обучающихся, в парах с целью проверки выдвинутых гипотез.








Организует динамическую паузу.





Организация самостоятельной деятельности обучающихся. Контроль за деятельностью обучающихся.

























Контроль за деятельностью обучающихся.


Родители, родственники, сестра, брат.

Однокоренные или родственные слова.




Работают в парах, выслушивают мнения соседа, высказывают свое





Родня, родители, родственники, родные,
Близки по смыслу









Работают в группах.


В слове защити приставка за, в слове за щитом предлог за,слово защити обозначает действие предмета, а слово за щитом обозначает предмет.


После обсуждения один представитель от пары озвучивает ответ на задание.

Осуществляют поиск необходимой информации в учебнике.













Личностные:
Понимать необходимость учения (мотивационная основа учебной деятельности).
Регулятивные:
Контролировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей при совместной работе.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.



























6 Закрепление.
1)Словарная работа.
Работа с толковым словарём.
- Какое слово показалось непонятным?
Что нужно сделать, чтобы определить значение?
Под сирым кустом – бедный, одинокий.
- Как вы понимаете слово бедный, одинокий?
- Как называем человека, у кого никого нет?
2) Продолжить ряд однокоренных слов.
- Что вы заметили?
- Как проверить безударную гласную «и»?
( можно устаревшим словом сирый.)
3) Письмо с комментированием
Сиротливо в лесу холодной зимой.
- Почему человек зимой чувствует себя в лесу сиротливо?













Организация самостоятельной деятельности обучающихся. Контроль за деятельностью обучающихся.

Самостоятельная работа.
Личностные:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные:
Контролировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей при совместной работе.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.


7.Рефлексия.

Подведем итоги ваших таблиц успеха.
Каких кружочков у вас больше? В чем возникли трудности на уроке? Как преодолели затруднения?
Чему каждый из вас научился на уроке?
- У многих из вас горит зелёный цвет, а это значит, вы готовы к разгадке тайн русского языка на следующих уроках.
Организация процесса самооценки учениками собственной деятельности на уроке.

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и фиксируют свои достижения.

Личностные:
Понимать необходимость учения (мотивационная основа учебной деятельности.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные:
Самостоятельно оценивать свою деятельность в устной и письменной форме.







Приложение 1.



Словарная работа.




Запись однокоренных слов, выделение корня.



Работа в парах.


Работа с картинками – помощниками.




Работа в группе




Работа с толковым словарём.




Работа с правилом.




Лексическая работа.




Запись предложений.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315



Родственные
или однокоренные слова

Имеют одинаковый корень

Близки по смыслу

словообразованиеиениение

словоизменение

Родственные
или однокоренные слова

Близки по
смыслу

Имеют
одинаковый
корень







15