Чередование гласных в корнях раст-рос,лаг-лож

Тема: Чередование гласных в корнях слов – лаг(лож)-, раст-(-рос).
Цель: Изучение правила правописания корней – лаг(-лож)-, раст- (- рос).
Формирование орфографического навыка правильного их написания.
Уметь распознавать слова с чередующимися гласными А-О в корнях -раст- (-рос),-лаг(-лож); обосновывать выбор гласных в этих корнях.

1). Оргмомент
Позитивный настрой. Круг радости.
Приветствие на казахском языке.
Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я хотела бы пожелать вам, ребята, быть любознательными, хотеть учиться, унести с урока хорошее настроение, доброе отношение друг к другу, к окружающим. Посмотрите в глаза друг другу и скажите друг другу слова комплименты.

2). Слайд 1. Запись числа.
Слайд 2. Обращение к эпиграфу урока. Пословица на казахском языке.
-Прочитайте пословицу. Как понимаете её смысл?
Без учения нет знаний, Без знаний нет дня.
Подберите синонимичную пословицу на русском языке.

3).Сегодня вы, ребята, попытаетесь сами определить тему урока. На доске слова:
Слайд 3. Предложить - предлагать
Приложение - прилагательное
Сложение - слагаемое
Растение - вырос
- Выделите корни в словах.
- Что такое корень? Какие гласные буквы чередуются в корнях слов?
-Перед какой согласной стоит в корне гласная?
Итак, тема нашего урока Чередование гласных А и О в корнях с чередованием - лаг-(- лож-) ,-раст-(- рос-).
Слайд 4. Запись темы урока.
Слайд 5. Цель урока.

4).Объяснение нового материала.
Слайд 6. Таблица.
Написание О-А в корнях с чередованием зависит от наличия


Закорневого суффикса –А-

ЛАГ - ЛОЖ
Сочетания согласных ст/щ в корне слова
РАСТ(РАЩ) –РОС:
О/А ( ст (щ)


-Написание О, А в корнях с чередованием от чего зависит?
-Какие конечные согласные корня?
- Чтение материала учебника стр.141.
-Сделайте вывод.
-Вывод. Слайд 7.
Корни -ЛАГ- и –ЛОЖ- нельзя проверить. Нужно обращать внимание на(последующую) гласную. Если за корнем стоит суффикс –А-, то в корне -ЛАГ- пишем букву- А-, если нет суффикса –А-, то пишем букву -О-.
2. Рассмотрим правописание корней -РАСТ-(-РОС-).
Слайд 8. Таблица.
Чтение материала учебника стр. 141.
Сделайте вывод о правописании корней - РАСТ-(-РОС-).
Чтение материала учебника стр. 141.
5). Закрепление.
Слайд 9 . 1.Работа по тексту «О доброте».
О доброте.
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, располагает, как ничто другое. Она - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Она, как и цветок, растёт не везде. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

- чтение текста. Текст на партах.
- Докажите, что это текст? Какова основная мысль текста?
- выпишите слова с корнями на изучаемую орфограмму , объясните написание корней.

2. Игра «Лови ошибку». По тексту « О доброте».
-Я считаю, что 2 предложение текста простое. +
-Я считаю, что 3 предложение односоставное. –
-Я считаю, что в 4 предложении три однородных члена предложения. +
-Я считаю, что 6 предложение СПП. +

3.Дома вы занимались по данной теме проектной деятельностью. Посмотрим, что у нас получилось. Ребята рассказывают, как они работали, что изучили и представляют свои схемы, алгоритмы, сказку и стихотворение.
Слайд 10 . Корни -ЛАГ-(-ЛОЖ-)
Слайд 11 .Алгоритм правописания корней –РАСТ-(-РОС-).
Слайд 12 . Сказка «Интересные корни».
Стихотворение сочинила Филатова В., включив в него слова на данную орфограмму.
4. Слайд13 . Цифровой диктант. 2ученика у доски, их проверяют оппоненты. Объясняем выбор А и О.
Излгать, полгаться, располжиться, предлгать, предлжение, рстение, вырщенный, вырс, возлгать, вырсти, рсток, полжение.

5. Работа в группах.
1 группа – составить синквейн.
2 группа – подбор слов с корнями –лаг-(-лож-), -раст-(-рос-).
3 группа – составить словосочетания или предложения.

6. Слайд 14 . Грамматическая зарядка.
Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.
Прилгать усилия.
Слжить вещи.
Отлжить празднование.
Возлгать надежды.
Предлжить блины.
Безотлгательное дело.
Комнатные рстения.
Радостное предполжение.
Вишенка подрсла.
Рстут поодиночке.
Вырщенный сад.
Расположить у костра.

7. Слайд15. Игра «Третий лишний».
Подросли, растение, разгорается.
Прилагать, положение, выгоревший.
Водоросли, выращенный, касается.



8. Слайд16. Игра « Составь слово».
Предутренний, поговорить, слагаемое, решать, писал, собирала. Получилось слово предполагала. Объясните написание корня.


9. Выборочный диктант. Слайд 17
1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,
2 вариант -с буквой О в корне слова.
1. У кромки воды рстут травы.
2. Человек предполгает, а Бог располгает.
3. Мы решили располжиться у опушки леса.
4.Я выр..щиваю цветы.

10.Слайд18. Кроссворд.
По горизонтали.1.Раздел науки о языке, который изучает слова как часть речи? 2. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3.Знак препинания. 4.Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 5. Фигура речи, изменение прямого порядка слов. 6.Способ связи слов в словосочетании «сказал волнуясь». 7.Выделение слога силой голоса.
По вертикали. Значимая часть слова.

11. Домашнее задание.
1 группа – подготовить рассказ о том, что вы нового узнали сегодня на уроке, используя изученную орфограмму.
2 группа – составить словарную диктовку на изученную тему.
3 группа – составить вопросы к параграфу 46, упр. №387.




6). Обобщение.
От чего зависит написание О и А в корнях – РАСТ-(-РОС-), -ЛАГ-(-ЛОЖ-)?
Можно ли проверить чередующуюся гласную ударением?
Мы под удареньем пишем
Без сомнения то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.

7). Рефлексия. Я узнала, Я понял, что Круг «От сердца к сердцу». Добрые пожелания друг другу.







ГУ «средняя школа №7»
Г.Петропавловск
Учитель: Андреева Валентина
Владимировна

Дом. Тел.: 87152519317