Конспект урока по ОБЖ в 7 классе Наводнения


Разработка урока
по ОБЖ в 7 классе
Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».
Цель: Познакомить обучающихся с историей наводнений, видами, классификацией наводнений, причинами возникновения
Задачи: образовательная: сообщение сведений об истории возникновения наводнений, причинами, классификацией наводнений по причинам и масштабу; развивающая: развитие речи, долговременной памяти, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;
воспитательная: воспитывать интерес к предмету, навыки групповой и самостоятельной работы, целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Учебник ОБЖ 7 кл. стр. 92, рабочая тетрадь, интерактивное оборудование (ноутбук, интерактивная доска, проектор), карточки с заданиями.
Ход урока.
№ Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученика1 Организационный момент – 1 мин. БеседаСлушают учителя.
2 Проверка домашнего задания– 7 мин. Задания классу Проверка д/з. Устные ответы обучающихся.
3 Сообщение темы и целей урока – 1 мин. Оглашает тему и цели урока Слушают учителя, просматривают слайды презентации
4 Изучение нового материала – 25 мин. Из истории возникновения наводнений.
Понятие — наводнение.
Классификация наводнений по причинам возникновения.
Классификация наводнений в зависимости от масштаба.
Основные параметры водного режима реки.
Характеристики наводнения.
Поражающие факторы наводнений. Работа со слайдами презентации. Работа в тетрадях.
5 Закрепление. Конт-роль качества знаний и умений – 7 мин. Оценка выполненной работы Выполнение тестовых заданий.
6 Итоги урока. Дом задание – 2 мин. Объяснение учителя  Записывают домашнее заданиеОрганизационный момент.
Проверка домашнего задания (устно)
- Какую опасность представляет смерч для жизни человека?
- Расскажите о признаках появления смерча.
- Как действовать при угрозе и во время смерча?

Сообщение темы урока. Запись названия темы в тетради. (слайд 1)
Сообщение целей урока. (слайды2,3)
Изучение нового материала
Из истории возникновения наводнений. (слайд 4,5)
Понятие — наводнение. Знакомство с термином. Запись определения в тетради. (слайд 6)
Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения. (Запись характеристик в тетрадях)
половодье; (слайд 7)
паводок, (слайд 8)
заторные, (слайд 9)
зажорные наводнения; (слайд 10)
нагонные наводнения; (слайд 11)
наводнения, вызванные прорывом плотин; (слайд 12)
наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями подводных или островных вулканов. (слайд 13)
Классификация наводнений в зависимости от масштаба: (Запись характеристик в тетрадях) (слайд 14)
низкие (малые), (слайд 15)
высокие, (слайд 16)
выдающиеся, (слайд 17)
катастрофические. (слайд 18)
Основные параметры водного режима реки. (слайд 19)
Уровень воды – отсчитывается от нуля поста или от ординара.
Расход воды – количество воды (сток воды), протекающий через замыкающий створ реки за секунду (м3/с).
Объем наводнения – измеряется в м3.
Характеристики наводнения. (слайд 20)
Площадь затопления – размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности.
Продолжительность затопления – время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.
Скорость подъема уровня воды – величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному уровню.
Поражающие факторы наводнений. Запись в тетрадях. (слайд 21)
Затопление и подтопление.
Скорость и высота подъема воды.
Скорость течения (сила тока), водовороты.
Переохлаждение тела в воде.
Прекращение доступа кислорода растениям.
Проникновение воды и ила в приборы, механизмы, сооружения, трубопроводы.

Закрепление. Вопросы для проверки полученных знаний.
- Дайте определение наводнения.
- Расскажите о классификации наводнений по причинам их возникновения.
- Расскажите о последствиях наводнения.
- Расскажите об опасностях наводнения.
Выполнение тестовой работы «Наводнения» (слайд 22-23)
Начало формы
1.  Как называется «Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий»:
 половодье;
 затопление;
 паводок;
 подтопление.
2. Определите тип наводнения, вызванного весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах. Повторяются ежегодно в один и тот же сезон с различными интенсивностью и продолжительностью, которые зависят от метеорологических условий:
 заторные наводнения;
 паводки;
 зажорные наводнения;
 половодья.
3.  При наводнении происходит быстрый подъем воды и затопление прилегающей местности. Вторичными последствиями являются:
 спрямление русел извилистых рек;
 снижение прочности сооружений в результате размыва и подмыва;
 появление новых пляжных мест4.  Продолжите определение «Наводнение – это…
 временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в реке, озере или море;
 постоянное затопление значительной части суши в результате поднятия земной коры;
 стихийное бедствие – затопление суши водой, выступившей из берегов.
5.  Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод, это:
 затопление;
 затор;
 подтопление;
 зажор.
6.  Наводнения, вызванные дождями и ливнями или быстрым таянием снега при зимних оттепелях, для которых характерен интенсивный, но сравнительно кратковременный подъем уровня воды:
 зажорные наводнения;
 паводки;
 заторные наводнения;
 половодья.
Конец формы
Домашнее задание. Раздел 2, глава 4, тема 4.1, выполнить задания с.97.
Список литературы
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений коллектива авторов: М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т.Смирнова и др. под редакцией Ю.Л. Воробьева.- М.; АСТ; Астрель, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки 5-9 классы/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.:Просвещение, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками / авт. – сост. Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2006.
Инновационные педагогические технологии в образовательной области ОБЖ: анализ работы преподавателей ОБЖ/ под общ. Ред. В.Г. Пичененко. – Н.Новгород: НИРО, 2011.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. Для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова- М.: Просвещение, 2004.
Учебник спасателя / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: «Сов. Кубань», 2002.
Журналы ОБЖ.