Консультация для родителей Поможем ребенку заговорить


Консультация для родителей«Поможем ребенку заговорить»
      Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.
    Ключевой момент этой системы – одновременное развитие понимания речи и формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционная работа должна охватывать все основные формы детской деятельности и способствовать развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастом.
 
Понимание речи.
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш вас понимает. Проверьте, сможет ли он выполнить следующие инструкции: сначала - простые, а затем - сложные:
   - Покажи (возьми, дай) машинку, собачку.
   - Налей в стакан воды и дай его бабушке.
   - Зайчика отнеси маме, куклу положи в шкаф, а мишку дай папе и т.д.
  2. Развитие слухового внимания.
 Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять, о чем в них говорится.
- Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки. Спрашивайте: «Что там шумит?». Объясняйте: «Это шумит машина, пылесос, телефон звонит».
- Пойте короткие песенки, декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.
- Расширяйте кругозор ребенка. Берите его на прогулки, в поездки и рассказывайте обо всем, что видите и что делаете.
-  Оречевляйте все свои действия и действия ребенка.
 3. Общение.
          Основной «пусковой» момент появления речи - общение – взаимодействие со взрослым. У ребенка должна сформироваться потребность в этом. Создавайте такую жизненную ситуацию, чтобы она провоцировала его на высказывание, ответ. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, особенно, если к ним сделаны иллюстрации.
 - Не запрещайте ребенку пользоваться жестами. Это свидетельствует о том, что он хочет общаться.
   Вопросы.
           Во время прогулки, игры, рисования и т.д. задавайте ребенку вопросы, постоянно усложняя их по мере развития речи ребенка. Сначала это должны быть вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» («Хочешь кушать?», «Дать тебе сок?»).
         Затем: «Кто это?  Что это? Кто идет? Кто летит?». При этом принимается любой ответ ребенка, но взрослый должен сам произнести правильное слово.
         Следует отбирать для игры картинки с изображением знакомых детям предметов, названия которых состоят из 1-2 слогов (мяч, дом, кот, шуба, бусы, каша).
           Вопрос «Что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы (идет, спит, ест, сидит, несет, моет, плачет) – основу будущей фразы.
            Вопросы типа «Где мама?» направлены на появление в речи указательных местоимений: там, тут, здесь, вот, вон.
    Команды. 
            Ставьте ребенка в ситуацию, чтобы в течение дня он как можно чаще
     о чем - то вас просил: «Дай!  Иди! Читай!»
    Звукоподражания.
            Играйте с ребенком его любимыми игрушками: кормите, укладывайте спать, говорите за разных игрушек: гав-гав, мяу, ква, ай, ой. ох, баю-бай, ням-ням, би-би, ту-ту, га-га, ко-ко.
Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», потешки «Ладушки», «Гуси-гуси. Ребенок начнет заряжаться обстановкой взаимодействия и повторять за вами.
   
 Словарь.
  Расширяйте словарь:
    а) предметный:
   Заведите «Словарик», в котором собирайте картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Фрукты» и т.д.
    б) глагольный:
   Учите ребенка понимать значение различных форм глагола: входит-выходит, одевает- одевается, рисует- нарисовал.
    в) признаков:
    Учите понимать и употреблять в речи признаки: большой – маленький, горький - сладкий, деревянный. железный, красный- красная.
   
Фраза.
Овладение языком протекает в виде усвоения разного типа предложений. Для этого желательно превращать слова-команды в 2-3 словные фразы: «Дай мяч. Читай эту книгу».
 После пополнения речи ребенка такими предложениями необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.
“Если Ваш ребенок не может заговорить” …
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.
Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту-). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.
Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
Не говорите при ребенке о его отставании.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.
Вы всегда можете получить консультацию по вопросу развития речи вашего ребенка у логопеда.