Из опыта работы Использование логопедического массажа в коррекционной работе с дошкольниками. Экспресс — массаж


Использование логопедического массажа
в коррекционной работе с дошкольниками.
Экспресс – массаж.
В настоящее время обозначился значительный рост количества детей с речевыми проблемами. В процессах обучения и направленной коррекции педагоги стали использовать системный комплексный подход, так как общепринятые методы перестали приносить ожидаемые результаты. Системный комплексный подход включает в себя использование как общепринятых, традиционных, так и нетрадиционных методов. К числу нетрадиционных методов относится логопедический массаж.
В массажный комплекс входят:
Развитие ручного праксиса.
Упражнения по развитию тонкой моторики пальцев рук являются общеизвестными и широко применяются в коррекционной логопедической работе (штриховки, обводки, шнуровки, игры с пробками, игры со спичками, вращения карандаша, пальчиковые фигуры и т.д.).
Развитие тактильных ощущений.
Тактильная чувствительность пальцев рефлекторно улучшает тактильную чувствительность артикуляторов (мозаики, игры с пластилином, кинетическим песком, крупами, различными фактурами материалов, пальчиковые бассейны и т.д.).
Релаксация.
От предварительного расслабления во многом зависит успех логопедического массажа. Как правило, сеанс любого массажа следует начинать с приемов, которые максимально расслабляют мышцы и делают дыхание свободным, не затрудненным, спокойным. Наиболее распространенные упражнения «Кучер», «Авиапассажир».
Массаж.
Он значительно повышает эффективность коррекционно – развивающей работы по преодолению речевых нарушений. Логопедический массаж выполняется курсами (10 – 20 сеансов). Длительность курса зависит от тяжести патологии речи. Логопед должен быть подготовлен (методически и технически) к проведению массажа и иметь соответствующий сертификат. Должен уметь ориентироваться в диагностике нарушения речи, иметь отчетливое представление о влиянии массажных приемов, о противопоказаниях и показаниях к выполнению логопедического массажа. Массаж ребенку можно делать, только с согласия родителей, тщательно собрав анамнез и проведя детальный осмотр (состояния кожи на лице, волосистой части головы, воротниковой зоны, плечевого пояса), чтобы определить наличие или отсутствие противопоказаний для проведения массажа. Важным моментом в проведении исследования является определение тонуса мышц: нормальный, повышенный (гипертонус) или пониженный (гипотонус). Для проведения массажа должны быть созданы определенные условия. В идеале - это специально оборудованная комната. Если такой комнаты нет, то логопедический массаж можно выполнять в логопедическом кабинете. Однако он должен обладать достаточной звукоизоляцией, хорошим освещением, быть вентилируемым и температура не должна опускаться менее 22 градусов (при более низкой температуре значительного эффекта от массажа не будет достигнуто, т. к. мышцы не смогут расслабиться).
Дифференцированная артикуляционная гимнастика. Она в идеале выполняется через 20 – 30 минут после массажа и включает в себя всем известные упражнения, направленные на развитие определенных групп мышц органов артикуляции и способствующие закреплению воздействия массажа.
В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников, в том числе и методических изданий по использованию в логопедической практике массажа, где описаны приемы дифференцированного массажа при различных формах нарушения речи, зондовые массажи, массажи рефлекторных зон (например, плантарный массаж и аурикулярный). В своей работе в ДОУ с детьми с ОНР я использую универсальный логопедический экспресс – массаж, которым поделилась на одном из своих мастер – классов опытный учитель-логопед Барменкова Татьяна Дмитриевна. Логопедический экспресс – массаж, как и любой другой логопедический массаж, способствует подготовке артикуляторов и ускоряет процесс постановки звуков. Для его проведения соблюдаются те же условия, что и для логопедического массажа, но его можно использовать со всеми детьми, не зависимо от нарушения и даже при нормальном тонусе артикуляторов,
Для проведения логопедического экспресс – массажа используются специальные индивидуальные для каждого ребенка (чьи родители дали согласие) наборы: зубная щетка с закругленными концами, прямой ручкой и удаленной щетиной; простая соска для стеклянной бутылочки для детского питания. Перед и после массажа наборы дезинфицируются. Когда знакомим ребенка с «инструментами», даем ему их потрогать, подержать, чтобы он не боялся и согласился с ними работать. Как правило данные предметы страха у детей не рождают, так как они им знакомы (с зубной щеткой ребенок встречается каждый день), и не вызывают неприятных ощущений во время экспресс – массажа (ручка зубной щетки пластиковая не холодит, соска мягкая и не травмирует поверхность языка).
Массаж спинки языка в различных направлениях выполняется зубной щеткой или соской одетой на зубную щетку. Просим ребенка открыть рот и высунуть язык:
От корня языка к кончику.
По центральной линии языка.
От центра к боковым краям.
Круговыми движениями в различных точках.
«Большая змейка». Сначала только к корню языка, затем только к кончику языка.
Язык постепенно расслабляется.
Массаж боковых сторон языка выполняется зубной щеткой или соской одетой на зубную щетку. Просим ребенка язык отвести в сторону:
Оттягивая язык в сторону, разминаем боковую поверхность языка, сначала с одной, а потом с другой стороны.
Поглаживание от кончика языка к корню, сначала с одной, а потом с другой стороны.
Круговые движения от кончика языка к корню, сначала с одной стороны, а потом с другой стороны.
Массаж верхнего подъема языка (способствует растягиванию уздечки). Если ребенок может удержать язык в положении «грибок», то просим ребенка сделать «грибок». Если нет, то просим поднять язык вверх:
Поглаживания снизу вверх по уздечке с одной и с другой стороны, как бы растягивая ее.
Легкими круговыми движениями разминаем срединную зону языка с одной и с другой стороны (выполняется при «провале» языка).
Выполняем круговые движения против часовой стрелки с одной и с другой стороны от нижнего сегмента уздечки (хорошо подходит для снижения слюнотечения).
Массаж для губ (пассивная артикуляционная гимнастика) может выполняться логопедом и ребенком (самомассаж):
Разминание большим и указательным пальцами верхней губы.
Разминание большим и указательным пальцами нижней губы.
Растягивание губ в улыбку.
Растягивание губ с одновременным приподниманием и опусканием уголков губ.
Вытягивание губ в «трубочку»
Практика показала, что в работе с детьми - дошкольниками, имеющими патологию речи, значительное место занимает логопедический массаж. И ни у кого из специалистов не вызывает сомнения целесообразность его использования как при тяжелых, так и при незначительных нарушениях речи, так как и в том и в другом случае это ускоряет процесс коррекции речи дошкольников.
Литература:
1. Барменкова Т. Д. Мастер-класс «Формирование базового артикуляционного уклада как универсальный способ коррекции звукопроизношения», 2016.
Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004.
Дьяконова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. – В. Секачев, 2012.
Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2010.