Открытое занятие по логоритмике Осенний сон
Интегрированное занятие по логоритмике
«Осенний сон»
в группе компенсирующей направленности 5-6 лет
Предварительная работа: подготовка оркестра для исполнения музыкальной композиции “Осенний сон”. Разучивание стихов М. Еремеевой “Постучалась осень”, “Осень, милая, шурши” “Топ, сапожки, шлеп, сапожки”, беседа о признаках осени, рассматривание осенних листьев на прогулке.
Цель:
развитие чувства музыкального ритма и слухо-моторной координации;
тренировка двигательных и артикуляторных кинестезий;
формирование слуховой и двигательной памяти;
закрепление знаний о признаках осени;
развитие внимания и воображения.
Оборудование:
“Чудо-дерево” с бумажными листьями берёзы, дуба, клёна, осины;
муз. инструменты для оркестра: металлофон, ксилофон, бубен, маракасы, колокольчики, треугольники;
костюмы Осени и Непогодушки для ведущих;
предметы для создания шумов: горох в миске, полая металлическая трубочка, сухие ветки, листы бумаги, деревянная палочка и деревянный предмет (стол);
фонограмма шума дождя.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал.
1-й ведущий. Входит в зал, читает стихотворение “СОН” В. Граубина
Сон.
Между летом и зимойВсё впадает в сон.Засыхает зверобой,Опадает клён.Дуб морозцем опалён,Спать зверьки идут...
Люди этот самый сонОсенью зовут.Да.Сентябрь,Октябрь,Ноябрь –Настоящий сон:В первых буквах этих словЗашифрован он.
2-й ведущий. Предлагает детям занять места в оркестре.
Ребята исполняют на музыкальных инструментах старинный вальс “Осенний сон” Арчибальда Джойса. Аккомпанирует музыкальный руководитель.
В зал входит Осень:
Осень:
Здравствуйте, мои друзья!К вам пришла сегодня я. Чем порадуете, что расскажете?Что про осень милую мне покажете?
Какие изменения в природе происходят осенью? (ответы детей: меньше светит солнце, день становятся короче, ночь становится длиннее, деревья сбрасывают листву, трава засыхает, улетают птицы, готовятся к зиме звери)
Давайте вместе расскажем об этом.
Дети встают в круг и рассказывают стихотворение М. Еремеевой “Постучалась осень”, сопровождая движениями.
Стали дни корочеИ длиннее ночиПрячутся за тучу Солнышка лучи.Это значит сноваПостучалась осень!И на юг торопятсяУлететь грачи.Вот березка белаяВ золотом платочке.Сарафанчик желтыйИвушке к лицу!И плывут, как лодочки,Осенью листочки По холодным лужицамК нашему крыльцу.
Присели, руки внизу.Встали, руки вверх.Ладонями закрывают глаза.Поочередно левую и правую руку вверх.Стучим кулаком правой руки о левую ладонь 3 раза. Стучим кулаком левой руки о правую ладонь 3 раза. Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза. Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза. Руки опускают вниз, проводя перед собой. Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”.Руки опускают вниз, проводя перед собой.Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”. Ладони сложить, пальцы вперёд, плавные движения рук с поворотом вправо, влево - “змейка”.Правой рукой рисуют 2 круга - “лужица”.Руки складывают перед грудью друг на друга.
Осень: Прекрасно, ребята! Вы рассказали стихотворение. А теперь
В лес волшебный на прогулкуПриглашаю вас пойти.Интересней приключенья Нам ребята не найти.
Осень подводит детей к дереву, рассматривают его.
Осень: Посмотрите, какое необычное дерево выросло. Что вы видите на нём? (на ветках листья дуба, клёна, берёзы, осины).
А чем оно необычно? (у него ветви от разных деревьев).
Осень предлагает детям подуть на дерево. Ребята выполняют дыхательное упражнение на длительный выдох “Ветерок” (вдох носом, длительный выдох через рот).
Осень в это время разбрасывает листья на пол.
Осень: Ребята, посмотрите, сколько осенних листьев нападало. Возьмите себе по листочку, посмотрите, с какого они дерева.
Осень спрашивает у каждого, какой у него листик. Дети отвечают полным ответом: у меня берёзовый лист, у меня осиновый лист, у меня липовый лист, у меня дубовый лист.
Осень переводит детей на “лесную полянку” в центре зала.
Осень: Давайте немного отдохнём. Присаживайтесь, ребята, на поляну.
Тихо-тихо осенью,Всюду тишина.Но её послушайте,Звуками полна.
Чтобы лучше слышать, мы закроем глаза и попытаемся отгадать, что за звуки вокруг нас, что это может быть в осеннем лесу?
Осень создаёт шумовые эффекты разными предметами:
Дети отгадывают, на что это похоже:
пересыпает горох в миске
капли дождя
дует в широкий конец трубки
шум ветра
ломает веточки
треск сломанных веток
стучит палочкой по деревянному предмету
стук дятла
шуршит листом бумаги.
шуршание листьев.
Осень: Очень разнообразные звуки окружают нас в осеннем лесу. Сейчас мы продолжим путешествие по лесу. Скажите, какая бывает осень? (золотая, разноцветная, щедрая, богатая, красивая, тёплая)
Дети исполняют песню “Осень милая, шурши” слова и музыка М. Ефремовой, аккомпанируя на музыкальных инструментах.
Осень очень хороша,Хороша, хороша!Осень ходит не спеша.Ходит не спеша.Есть у осени нарядЗолотой, золотой!Удивляет всех подрядОсень красотой
2 глиссандо на металлофоне.БубенПовтор 1 строчки3 удара в треугольникПовтор 1 строчкиПовтор 2 строчкиГлиссандо 2 раза на металлофоне.треугольник
Слышится шум дождя.
Осень: Погода осенью не всегда радует тёплыми, ясными денёчками. Порой плачет небо, тоскует о лете. Одним словом – Непогодушка. Исполним песню с ритмичными движениями, чтоб согреться и не грустить.
Дети исполняют песню “Топ, сапожки, шлеп, сапожки” слова и музыка М. Еремеевой
Дождик скачет по дорожкеИ по зонтику немножко!Слышишь капель перезвон?Это к нам стучится он!Дождик капал и устал,Дождик лужицами стал,Как наденешь сапоги,Так по лужицам беги!Топ, сапожки,Шлеп, сапожки,Ты бежишь, и я бегу.Топ, сапожки,Шлеп сапожки.Обогнать тебя могу!
ПодскокиРитмичные удары по коленямХлопок вправо и влевоРитмичные притопы. “он”- присели.Хлопки “ бубен”. Присели.Хлопки по полу руками. Встали.Руки на поясе,2 “пружинки”Кружение на дробном шаге.Удар по коленям, нога на пяткуПритоп, нога на пятку.Кружение на дробном шаге.Повтор 5 – 7 строк.
Появляется Непогодушка.
Непогодушка: А вот и я! Мокроватенькая, сыроватенькая, Апчхи! Приятненькая. Заставлю я вас дома сидеть и скучать. Дождики вам пошлю, ветры напущу.
Ребёнок: Не получится, скорее мы тебя заставим веселиться. Давай с нами хоровод водить.
Исполняется “песня про Непогодицу” слова и музыка Е. Болдыревой.
Непогодушка: Порадовали вы меня. Развеселили своим весёлым хороводом. Я с вами тоже поиграть хочу. Попробуйте повторить мои слова так же, как я их произнесу.
Интонирование предложений по образцу.
Мне очень нравится осень.Мне очень нравится осень!
Выделяем голосом первое слово.Выделяем голосом последнее слово.
Мне очень нравится осень. Выделяем голосом второе слово.
Непогодушка: Отлично! Справились! Я вас всех благодарю за игру и прощаюсь с вами.
Осень:
Ну и мне пора прощаться,В лес осенний возвращаться...Ждут меня ещё дела.До свиданья, детвора!
Непогодушка и осень прощаются с детьми, воспитатель под музыку выводит детей из зала.
Используемые материалы.
Стихотворение “СОН” В. Граубина.
“Песня про Непогодицу” слова и музыка Е. Болдыревой
“Топ, сапожки, шлеп, сапожки” слова и музыка М. Еремеевой
“Осень милая, шурши” слова и музыка М. Еремеевой
“Постучалась осень” слова М. Еремеевой
Старинный вальс “Осенний сон” муз. А. Джойса.
15