Конспект урока по литературному чтению по теме: В . Сутеев Под грибом

МОУ Кологривская СОШ


Методическая разработка урока
по литературному чтению
в 1классе
УМК «Начальная школа XXI века»




Тема урока: « В. Сутеев «Под грибом». »










Учитель начальных классов
МОУ Кологривской СОШ
Гусева Людмила Александровна

Г. Кологрив
2015 год
Урок литературного чтения в 1 классе
Класс: 1
УМК: Начальная школа ХХI века
Учебный предмет: Литературное чтение
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс, часть 2 : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Тема урока: В.Сутеев «Под грибом»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Предметные:
создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного текста.
Метапредметные:
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности; нравственно- этическое оценивание поступков героев, формирование готовности оказать помощь.
Регулятивные: формировать умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
Библиотечный фонд: Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс, часть 2 : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
- Журова, Л. Е, Евдокимова А. О. Кузнецова М. И. Русский язык. Обучение грамоте: методический комментарий к урокам/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э., М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
- портрет писателя В. Сутеева;
- книги В. Сутеева «Ёлка», Палочка - выручалочка, Дядя Миша», «Мешок яблок»;
- книги детских писателей с иллюстрациями Сутеева;
- конверты;
- карточки с заданиями для работы в парах;
- фишки для рефлексии.
Ход урока
1.Организационный момент
Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что может было,
А может быть и нет.
Улыбнитесь друг другу .
В таком хорошем настроении и начнем урок.
2. Актуализация знаний.
На карточках записаны названия произведений «Ёлка», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок».
Учитель. Ребята, работу на сегодняшнем уроке мы начнём с того, что нам нужно решить такую проблему.
- Перед вами –карточки с названиями произведений.
Каждому из вас нужно самостоятельно прочитать их и предположить, почему их объединили в одну группу. Затем вы делитесь своими мнениями с соседом по парте , после обсуждения выбираете отвечающего, который и выступит с ответом.
Повторяют правила работы в паре .
Все произведения В. Сутеева .
3. Постановка цели урока.
- Какие сказки Сутеева вы уже читали? Как вы думаете, произведение какого автора мы сегодня будем читать?(В. Сутеева)
А какую цель мы должны поставить перед собой на этот урок? (Учиться правильно читать, анализировать произведение.)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками В. Г. Сутеева из его сборника «Сказки и картинки».
Сейчас я напомню вам немного из биографии автора.
Владимир Григорьевич Сутеев родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.
Владимир Григорьевич Сутеев - детский писатель и художник. Он написал много сказок для детей и сам их иллюстрировал.
Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Сутеев.
Владимир Григорьевич обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём, одновременно одной рукой мог писать, а другой – рисовать.
4. Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.
Учитель. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении
Первичное восприятие текста.
Чтение сказки учителем
Беседа.
- Понравилось вам это произведение?
- К какому жанру оно относится ? (Сказка.)
- Докажите почему вы так решили? (Разговаривают животные.)
А сейчас перед нами новая проблема: надо составить модель обложки.
- Какую геометрическую фигуру мы возьмем? (Круг.)
- Какого цвета? (коричневый круг).
- Какая эта сказка: народная или авторская?
- Почему эта сказка авторская?
- А теперь посмотрите в свои буквари и найдите фамилию автора.
- Кто ее написал?
- Покажите на модели фамилию автора. (Дети прикрепляют к доске красный прямоугольник).
- Как В.Г. Сутеев озаглавил свою сказку?
- Найдите в Букваре и прочитайте название сказки.
А сейчас я предлагаю вам творческое задание.
- А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?
- В.Г. Сутеев очень красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто.
Добавляем модель обложки.(Прямоугольник синего цвета.)
- Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке. (В.Г. Сутеев, «Под грибом», сказка о животных)
Как вы думаете мы справились с проблемой?
Словарная работа. Я предлагаю вам прочитать слова, которые встретятся в сказке по слогам, а затем целым словом.
спря-тать-ся
пе-ре-жи-да-ет
по-тес-ни-лись

про-мок-ла
ма-лень-кий
не-множ-ко.

5.Физкультминутка
Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок
- Давайте прочитаем эту сказку «цепочкой».
Беседа.
- Какую известную русскую народную сказку напоминает сказка «Под грибом»? («Теремок»)
- Какую известную украинскую народную сказку напоминает сказка «Под грибом»? («Рукавичка»)
- В чем сходство сказок?(Везде собирались звери)
- В чем их различие? (Теремок развалился; из рукавички разогнала собачка, под грибом все остались целы, лиса не просится под гриб, а только ищет зайца.)
- Чему можно порадоваться в этих сказках?
(дружелюбию, взаимовыручке, желанию помочь).
- Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом? (Лягушка.)
Выборочное чтение.
- А что говориться о ней в сказке, прочитайте.
6.Рефлексия.
Учитель. У каждой паре конверт. Вы должны выбрать пословицу, какую можно подобрать к этой сказке? ( В тесноте , да не в обиде. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.)
Учитель. Что на уроке вам показалось интересным?
Что вызвало затруднения?
Выразите ваше отношение к уроку:
Если вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок, если не все получилось. то возьмем желтый кружок.



Приложение 1

В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмер
ь, а один раз отрежь.
В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
В тесноте , да не в обиде.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.


Приложение 2
Физкультминутка
Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок



15