Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в библиотеке

Ларионов А.В. библиотекарь
Верх-Обской сош им. М.С.Евдокимова

Свободное время и неорганизованный досуг подростков предоставляет им больше возможности для асоциального поведения. Традиционно считается, что библиотеки не относятся к числу учреждений, которые прямо преследуют цели профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, в то же время, современным библиотекам присущи социальные функции. Сегодня библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами и очень важно то, что здесь создается особая коммуникационная среда, столь необходимая при решении проблем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Обозначенная проблема является актуальной для школьной библиотеки, и находит отражение в планировании и отчетах о проделанной работе.
Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений в библиотеке решаются, в первую очередь, через организацию культурно-досуговой деятельности детей и юношества и особенно, детей группы риска.
Библиотека планируют мероприятия на весь год, с учетом целевой аудитории и привлечением специалистов, с пониманием того, что формы работы должны быть актуальными и интересными для школьников, увлекательными, познавательными и полезными, давать возможность творчески проявить себя.
Нашей библиотекой практикуется индивидуальная работа, работа с малыми группами детей, широкое применение имеют массовые формы. В течение 2016 года библиотечные мероприятия посетило более 140 учащихся.
В библиотеке постоянно ведётся работа по теме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Следует отметить, что организация мероприятий по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних требует особых методик и технологий, поэтому привлекаются к работе специалисты, которые учат детей и подростков навыкам социально приемлемого поведения и преодоления разного рода трудностей. В основе работы библиотеки по данному направлению лежит нравственное воспитание подрастающего поколения. Тематика мероприятий включает правовое просвещение, пропаганду здорового образа жизни, формирование основ безопасного поведения, обучение основам компьютерной грамотности, пропаганду экологических и краеведческих знаний.
Массовая и индивидуальная работа с детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится во всех библиотеке, библиотеки не остаются в стороне от работы с «трудными» детьми и подростками. Библиотечные специалисты отмечают, что интеграция педагогически запущенных детей, детей из группы риска в среду благополучных сверстников через организацию совместной деятельности (игра, викторина, диспут) в библиотечном пространстве носит непосредственный характер.
Библиотекарь школьной библиотеки знает всех своих читателей, знает проблемы и жизненную ситуацию детей, растущих в неблагополучных семьях. К таким читателям в библиотеке особый подход. Стараемся привлечь их в коллективные дела, массовые мероприятия. Чтобы ребенок был более уверен в себе, чувствовал свою значимость, стараюсь подчеркнуть его положительные качества при одноклассниках, похвалить его. При общении с такими детьми опираюсь только на положительные стороны и позитивный настрой. Таким образом, получается, что работа в данном направлении ведется индивидуально. Ведь порой доброе слово, улыбка, простой разговор с ребёнком имеет большее значение, чем тщательно подготовленное мероприятие. В нашей библиотеке разрабатывается индивидуальная программа «Молодежная планета». Главная цель программы – профилактика правонарушений среди молодежи, воспитание нравственного отношения к жизни, трудных ребят стараюсь привлечь к участию во всевозможных мероприятиях, и, зная их запросы и предпочтения в чтении, для них индивидуально подбираю книги. Библиотека работает в тесном сотрудничестве с участковым.
Анализируя библиотечный опыт работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо отметить то, что в библиотеке не реализуют услуги, связанные с психолого-педагогическим сопровождением «трудных» детей, детей из группы риска и не практикуются сложные методики работы с данной категорией. Библиотека стремится развивать не формы перевоспитания таких детей, а стремятся работать с позиции качественного улучшения совместной деятельности взрослых и детей. Именно этот фактор влияет на разработку направлений библиотечной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организуя культурно-досуговую деятельность, я осознаю, что подростки - это совершенно особый предмет заботы, их трудно заинтересовать и увлечь, поэтому в библиотеке стараюсь развивать новые модели совместной деятельности, инициировать активность детей для успешного развития личных способностей и адаптации в социальной среде. Все библиотечные мероприятия, направленные на организацию свободного времени детей и подростков должны быть интересны и полезны, в - первую очередь, самим несовершеннолетним.
Библиотека, остаётся создателем и хранителем культурных норм и ценностей, а также становятся тем пространством, где могут и должны эффективно решаться проблемы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
15