Программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»


Наименование
Программ Целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2013-2015 годы»
Основная цель
Программы Повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на сокращение числа правонарушений, асоциальных (антиобщественных) деяний несовершеннолетних, повышение адресности и эффективности профилактической работы с несовершеннолетними.
Основные задачи
Программы
1.Социальная защита всех участников образовательного процесса.
2. Содействие в формировании гуманных, здоровых отношений в социуме.
3. Организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей.
4. Оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций.
5. Представление и защита интересов детей и их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи.
6.Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению ранней профилактики безнадзорности, асоциального и противоправного поведения несовершеннолетних.
7.Создание условий для социальной, психолого-педагогической реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8.Повышение эффективности работы по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
Вопросы профилактики детской беспризорности, обеспечение эффективности социальной защиты и реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находятся на постоянном контроле и в центре внимания всего педагогического коллектива.
В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, проводимых как с ребенком, так и с родителями, необходимы разработка и внедрение в практику новых технологий по работе с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, которые требуют соответствующего сопровождения.
Программа предусматривает объединение усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса для решения поставленных задач.
Решение вопросов, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних невозможно осуществить в пределах одного года, поэтому программа рассчитана на три года: 2013-2015гг.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы приведет к созданию условий для:
- развития и совершенствования всех компонентов здоровья: физического, психического, социального;
- осознанного выбора учащимися активной жизненной позиции, касающейся здоровых привычек;
- формирования отрицательного отношения к ПАВ;
- отсутствия преступлений, совершенных несовершеннолетними;
-100% вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
- повышению качества работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями, увеличению объема и повышению качества услуг, предоставляемых семьям группы риска, детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- повышению методического уровня педагогов, работающих с детьми группы риска;
- повышению эффективности работы по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
Программные мероприятия.
Мероприятия Сроки Ответственные
I. Работа с педагогическим коллективом
1.1. Административные совещания:
О проведении операции «Подросток 2014» 03.09.2014 Андреева И.Г., зам.директора по УВР
Вихрова Н.А., социальный педагог
О готовности к педсовету «Результаты работы школы в 2013/2014 учебном году как ресурс для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Проблемы и перспективы развития». 22.08.2014 Семенова И.В., зам.директора по УВР
Итоги трудового лета и трудоустройство выпускников 2013 года
Итоги трудового лета и трудоустройство выпускников 2014 года 03.09.2013
05.09.2014 Кузнецова И.М., зам.директора по УВР
Андреева И.Г.
Обеспечение безопасности ОУ. Состояние охраны труда в школе. 27.09.2013
26.09.2014 Кузнецова И.М.
Итоги проведения операции «Подросток 2013»
Итоги проведения операции «Подросток 2014» 01.10.2012
01.10.2013 Андреева И.Г.
Итоги учебно-воспитательного процесса:
1 классы
5 классы
10 классы октябрь
2014г. Паршина Ю.Г., зам.директора по УВР
Ларионова Ю.В., зам.директора по УВР
Дедова Е.Н., зам.директора по УВР
Итоги фронтального контроля УВП:
9 классы
4 классы
11 классы апрель
2014 г. Ларионова Ю.В
Паршина Ю.Г.
Дедова Е.Н.
Ход реализации проекта «Здоровье» 13.12.2014
12.12.2014 Ларионова Ю.В.
Итоги исследования «Удовлетворенность качеством образовательных услуг» 24.01.2014
23.01.2014 Семенова И.В.
Мониторинг качества воспитательного процесса в 9, 11-х классах. 31.01.2013
30.01.2014 Андреева И.Г.
Итоги контроля воспитательного процесса в 6Б, 6Д, 7Б, 7Г, 7Д, 8Б, 8Г классах 21.02.2014 Андреева И.Г.
Ларионова Ю.В.
О ходе подготовки к педсовету «Гражданско-патриотическое воспитание в контексте стратегии модернизации образования: основные направления работы и пути повышения эффективности» 28.02.2014 Андреева И.Г.
Мониторинг качества воспитательного процесса в 8,10 классах 28.03.2014
Андреева И.Г.
1.2 Подготовка и проведение совещаний с классными руководителями:
Об ограничении употребления алкогольной и табачной продукции, ПАВ несовершеннолетними во время экзаменов и выпускных мероприятий.
Итоги выпускных экзаменов и вечеров.
Операция «Подросток» - одно из направлений профилактической работы с учащимся апрель
июнь
сентябрь Андреева И.Г.
Вихрова Н.А.
классные руководители 9,11-х классов
1.3 Семинары для классных руководителей:
«Воспитание и социализация учащихся, как составная часть ФГОС» (В рамках городского дня классного руководителя)
Анализ планов воспитательной работы. Как не допустить суицид у подростков (разработка памятки)
Организация обучения по превентивным программам
Организация деятельности с проблемными детьми
«Родители учащихся – помощники классного руководителя в воспитательном процессе»
Воспитание гражданина и патриота (по итогам внутришкольного контроля)
Духовно-нравственное воспитание учащихся – приоритетное направление в деятельности классного руководителя
Портфолио – как показатель личностного роста учащихся
Подготовка к летнему отдыху «Лето без травм и ЧП»
Итоги работы по превентивным программам
Анализ работы классных руководителей
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
февраль
март
апрель
май
май Андреева И.Г., зам.директора по УВР
руководители МО,
классные руководители
II Работа с общественными организациями
2.1. Составление совместных договоров, планов деятельности с участковым инспектором, правовой комиссией Совета школы, ПДН, ГИБДД, центрами «Катарсис», «Подросток» Август - сентябрь Андреева И.Г.
Вихрова Н.А.
2.2 Организация деятельности правовой комиссии Совета школы в течение года Андреева И.Г.
2.3 Сотрудничество с общественными объединениями социально активных людей, представителями государственных учреждений по следующим вопросам:
Организация и проведение правовых недель
Проведение классных часов, направ-ленных на профилактику ПАВ, суицидального поведения подростков
Разработка и реализация социальных проектов
Профессиональная ориентация несовершеннолетних «группы риска»
Организация и проведение бесед, встреч, радиопередач, тренингов, индивидуальных консультаций
Проведение родительских собраний
Организация летних каникул (трудоустройство подростков из неблагополучных семей, трудовые отряды, профильные смены) Постоянно
1 раз в месяц
по согласо-ваниюпо согласо-ваниюпо согласо-ванию1 раз в четверть
Май - июнь Вихрова Н.А.,
администрация
III Работа с семьей
3.1 Организация и проведение родительских собраний:
Анализ УВП в ОУ и задачи школы на новый учебный год. Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам.
Выборы родительского актива школы.
Возрастные особенности учащихся 1 и 5 классов и адаптационный период.
Правила дорожного движения «Как влияет поведение родителей на дороге на безопасность детей». Безопасность ОУ. 1 раз в четверть
сентябрь
октябрь Ларионова Ю.В.,
Дедова Е.Н.
1-11 кл. Классные руководители, Дедова Е.Н., Ларионова Ю.В., Паршина Ю.Г., зам. директора по УВР,
классные руководители 1,5 классов, психолог Семенова Н.И.
Кузнецова И.М., зам. директора по УВР
3.2 Здоровый образ жизни. Гигиена детей. Режим дня школьника. Организация горячего питания в школьной столовой.
Вопросы воспитания – осознанная дисциплина.
Здоровый образ жизни.
Профилактика вредных привычек.
Противодействие негативным социальным явлениям. Профилактика употребления ПАВ. (профилактика правонарушений, наркомании).
Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях. ноябрь-декабрь 1-3кл. , медицинский работник школы
5-6кл Вихрова Н.А.,
соц. педагог. Классные руководители.
7-9кл. специалисты центра «Катарсис» и школа «Здорового образа жизни»
10-11кл. специалисты центра «Катарсис» и «Школы «Здорового образа жизни»
Кузнецова И.М., зам.директора по УВР
3.3 Воспитание интереса к приобретению знаний. Развитие способностей младших школьников. Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков.
Подростки становятся взрослыми. Роль семьи в социализации личности ребенка. Воспитание без насилия.
Значение правильной организации свободного времени и воспитания детей.
Итоги диагностики «Эффективность воспитательного процессе»
Правила дорожного движения «Предотврати чрезвычайную ситуацию» январь-март 2-4кл. психолог Семенова Н.И.,классные руководители
7-9кл. Вихрова Н.А.соц. педагог,
инспектор ПДН
5-6кл. психолог Семенова Н.И.,
8 кл.Андреева И.Г.,
зам.директора по УВР
Кузнецова И.М., зам.директора по УВР
3.4 Родительская компетентность: книги, которые читают в семье. Взгляд на современное детское чтение. Социальные сети и ребенок.
Знакомство родителей с Положением о государственной итоговой аттестации учащихся. Расписание экзаменов ГИА и ЕГЭ.
Выбор профессии. Как помочь его сделать? Организация тестирования и собеседования 9 и 11 классов в профцентре.
Итоги года. Отдых и труд детей летом. апрель, май 1-8кл.
Паршина Ю.Г., Ларионова Ю.В., зам.директора по УВР,Сонина Т.В., библиотекарь, кл. руководители
9-11
кл. Дедова Е.Н.,
Ларионова Ю.В., зам.директора по УВР
10-11кл.
Андреева И.Г., зам.директора по УВР, специалисты Центра кадровых ресурсов,
Вихрова Н.А. – соц. педагог
1-8, 10 кл. –
кл. руководители
IV Работа с ученическим коллективом
4.1 Организация работы по профилактике употребления ПАВ в образовательной среде через реализацию превентивных программ
4.2 Организация и проведение правовых недель:
«Безопасность дорожного движения»
«Здоровый образ – наш стиль жизнь»
«Пусть станет безопасным мир для нас»
«За здоровье и безопасность наших детей»
«Выбираем жизнь без вредных привычек»
«Не губи свое здоровье»
«Привычкам вредным скажем: «нет» (профилактика табакокурения)
«Об этом забывать нельзя» (профилактика ВИЧ инфекций)
«Сделай свой отдых счастливым» постоянно
последняя
неделя каждого
месяца Администрация,
соц.педагог,
кл. руководители
4.3 Организация анкетирования учащихся по выявлению вредных привычек (5-11кл.) октябрь-
ноябрь Администрация,
соц. педагог,
кл. руководители
4.4 Проведение анкетирования «Я и моя семья» (выявление детей, имеющих проблемы в семье)
декабрь Администрация,
соц. педагог,
психолог
кл. руководители
4.5 Организация и проведение операции «Подросток» май-сентябрь Администрация,
Вихрова Н.А.
4.6 Подготовка и проведение школьных мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ:
конкурс рисунков (1-4кл) «Хотим, чтоб никогда нигде на свете не погибали на дорогах дети!»
кл. часы «Пусть никогда не придет к нам беда» (1-2кл)
КВН (3-4кл) «Безопасным чтоб город наш стал, надо чтоб ПДД каждый знал».
конкурс агитбригад «Пусть в Новгороде в ДТП не попадет никто»
конкурс песен по ПДД «Станет безопасным мир для нас с тобой» (8-11кл)
месяц здоровья спорта и ГО
конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни»
8 -9 классы
10-11 классы
концерт для жителей микрорайона «Славься, Великий наш город»
организация и проведение спортивных соревнований:
- мини-футбол
- квадрат
- шахматы
- многоборье
- хоккей
- лапта
- стритбол
праздник для мам «Это нежное слово «Мама!»
творческий конкурс «Детство – это значит дети, дети – это значит мы!»
5-7 кл.
1-4 кл.
8-11 кл.
открытие зимнего сезона «Выпал беленький снежок, все скорее на каток!»
спортивные соревнования (с участием отцов учеников) «Со спортом дружим мы всегда и не болеем никогда»
организация и проведение акции в микрорайоне «Не губи свое здоровье»
закрытие зимнего сезона, праздник на катке «До свидания зима, до свидания»
организация и проведение праздника: «Пусть счастье будет в каждом доме»
подготовка и проведение смотров строя и песни в течение учебного года
Администрация,
педагоги-организаторы
Кузина Т.С.,
учителя нач. классов
кл. руководители, Совет старшеклассников
Кузина Т.С.,
Совет старшекл-вСенина А.М.,
кл. руководители, актив класса
Андреева И.Г.,
Александрова Н.Г.
Кузнецова И.М.,
Белов А.С.
Андреева И.Г.,
кл.руководители, актив класса
Кузина Т.С.
Белов А.С.
учителя физкультуры,
актив класса
Андреева И.Г., кл.руководителикл. руководители
Советы классов
педагоги-организаторы
кл. руководители
Администрация, педагоги-организаторы, кл.руководителиАндреева И.Г.,
Вихрова Н.А.,
Совет старшекл-впедагоги-организаторы, кл.руководителиАндреева И.Г., педагоги-организаторы, актив
кл.руководители, актив
4.7 Подготовка и проведение классных часов, бесед по вопросам нравственно-правового и духовного воспитания (кл. часы, спецкурсы по планам):
«Мы такие разные, но мы – одна семья»
«Что такое человеческая жизнь»
«Есть повод подумать…» (профилактика суицида и негативных явлений в подростковой и молодежной среде) 7 – 11 классы
«Спешите делать добро» в течение года
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть кл. руководители,
Миронова З.В.
4.8 Индивидуальные консультации, беседы с подростками и их родителями по вопросам правового воспитания (с участием специалистов различных профилей) постоянно Вихрова Н.А., кл.руководители4.9 Подготовка и проведение радиобесед:
«Здоровье – великое благо»
«О правилах поведения в школе и общественных местах»
«Мало правила знать, их надо соблюдать»
«Итоги месяца здоровья, спорта и ГО»
«О СПИДе должен знать каждый»
«Курить – здоровью вредить»
«Доброта спасет мир»
«Путь к успешности – отказ от вредных привычек»
«Спорт любить – здоровым быть»
«Здоровье помогает сдать экзамены» (беседа психолога)
«Полноценный отдых летом – здоровье круглый год» сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
май
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель Кузнецова И.М.
Андреева И.Г.
Кузнецова И.М.
Белов А.С.
Григорьева Л.Ю.
Григорьева Л.Ю.
Андреева И.Г.
Андреева И.Г.
Кузнецова И.М.
Семенова Н.И.
Григорьева Л.Ю.
4.10 Организация дежурства родителей в микрорайоне школы в течение года Андреева И.Г.,
кл.руководители4.11 Организация работы правовой комиссии Совета школы в течение года Андреева И.Г.
4.12 Информирование комитета по образованию о случаях суицида в течение года администрация, соц. педагог
План мероприятий по профилактике суицидальногоповедения учащихся
№ п/пМероприятие Сроки проведения Ответственный
1 2 3 4
1. Организационная работа с учащимися и родителями
(законными представителями)
1.1 Выявление детей, имеющих риск суицидального поведения Постоянно Кл. руководители,
Соц.педагог,
Психолог
1.2 Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющих риск суицидального поведения (по письменному запросу родителей(закон. представителей), кл. руководителей) Постоянно Соц. Педагог,
Школьный психолог
1.3 Разработка плана мероприятий по профилактике суицидального поведения учащихся, формированию у них личностных ориентиров, норм поведения, направленных на формирование здорового образа жизни до 01 мая Зам. директора по ВР,
Соц.педагог,
Психолог
1.4 Организация и проведение школьных радиопередач:
«Правовые нормы жизни»
«Телефон доверия, что это такое?»
«Доброта спасёт мир»
«Защитим себя от насилия»
«Дружба делает настоящие чудеса»
«Равнодушию скажем: «Нет!»
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
«Моя семья – моя крепость»
«В здоровом теле – здоровый дух» 1 раз в месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май Школьный информационный центр, Психолог, Соц. педагог
1.5 Проведение родительских собраний:
Задачи школы в новом учебном году. Выборы родит. актива школы
Возрастные особенности учащихся 1 и 5 классов в адаптационный период
Правила дорожного движения «Ребенок на улице. Культура пешехода».
Здоровый образ жизни. Гигиена детей. Режим дня школьника. Вопросы воспитания – осознанная дисциплина.
Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек, суицидального поведения, обеспечение безопасности несовершеннолетних.
Противодействие негативным социальным явлениям. Профилактика употребления ПАВ. (Профилактика правонарушений, наркомании)
Воспитание интереса к приобретению знаний. Развитие способностей младших школьников.
Подростки становятся взрослыми «Роль семьи в социализации личности ребёнка»
Значение правильной организации свободного времени и воспитания детей. Знакомство родителей 9-х классов с нормативно-правовой базой профильного обучения в старшей школе.
Правила дорожного движения «Предотврати чрезвычайную ситуацию»
Родительская компетентность: книги, которые читают в семье. «Взгляд на современное детское чтение».
Знакомство родителей с инструкцией к итоговой аттестации учащихся.
Презентация профилей, элективных курсов в 2013-2014 учебном году.
Выбор профессии. Как помочь его сделать? Организация тестирования и собеседования учащихся 9 и 11 классов в профцентре.
Итоги года. Отдых и труд детей летом. Сентябрь-октябрь
Ноябрь-декабрь
Январь-март
Апрель-май
Администрация школы
1.6 Организация и проведение КТД, направленных на формирование у подростков ценности и смысла жизни, эмпатии, взаимопомощи, взаимовыручки.Постоянно Зам.директора по ВР,
Кл. руководители,
Педагоги-организаторы
1.7 Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность через школьные клубы и объединения, проектную деятельность, освоение профилактических программ Постоянно Администрация,
Кл. руководители, Педагоги-организаторы, Соц.педагог
1.8 Организация мониторинга среди учащихся (классных коллективов), родителей «Качество воспитательного процесса в классе» с целью выявления микроклимата в коллективе учащихся, случаев применения педагогами методов психологического и физического насилия Постоянно Администрация, Социально-психологическая служба, Родительская общественность
1.9 Проведение школьной конференции отцов 1 раз в год
Администрация, Соц.педагог,
Инспектор ПДН
Специалисты из «Кризисного центра»
1.10 Проведение индивидуальных консультаций для детей и родителей по проблемам взаимоотношений между ними Постоянно Соц. педагог,
Психолог,
Кл. руководители
1.11 Приглашение специалистов(врачей-наркологов, невропатологов, психотерапевтов):
А) на родительские собрания;
Б) для проведения обследования учащихся В течение учебного года Администрация
1.12 Организация спортивных дней Семейного отдыха с целью пропаганды здорового образа жизни 1 раз в четверти Администрация,
Педагоги-организаторы,
Кл.руководители1.13 Проведение школьного праздника: «Наша дружная семья» с целью пропаганды положительного опыта семейного воспитания совместного творчества детей и родителей Май Зам.директора по ВР, Педагоги-организаторы,
Кл.руководители2. Информационная и организационно-методическая работа
2.1 Размещение на стендах и официальном сайте школы информации о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в трудных жизненных ситуациях До 01.09. Администрация
2.2 Использование в работе методических рекомендаций по вопросам защиты детей от жестокого обращения (Приказ Комитета по образованию №1009 от 14.12.2010г.) Постоянно Администрация,
Соц.педагог,
Кл. руководители
3. Контроль и повышение квалификации педагогических кадров
3.1 Провести курсы для классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы с детьми 2014 г. Администрация совместно с НИРО
3.2 Обеспечить участие педагогов школы в городских и областных семинарах по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения профилактики неблагополучия, суицидальных намерений у детей и подростков, обеспечения безопасности детей Постоянно Администрация
3.3 Направление педагогов школы на обучение (курсы повышения квалификации) по вопросам профилактики эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений у детей и подростков, негативных явлений в молодёжной среде По мере их проведения Администрация
3.4 Организация контроля за деятельностью классных руководителей по вопросам профилактики негативных явлений, суицидального поведения детей, работе с семьями. В рамках ВШК Администрация