Формы и методы работы по профилактике асоциального поведения в подростковой среде


Формы и методы работы по профилактике асоциального поведения в подростковой среде общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: Условиями успешной профилактической работы считают: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять:первичная, вторичная третичная профилактика Формы психопрофилактической работы Первая форма- организация социальной средыВторая форма психопрофилактической работы - информирование. Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам.Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной асоциальному поведению. Пятая форма - организация здорового образа жизни. Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Седьмая форма - минимизация негативных последствий асоциального поведения. По способу организации работы выделяют формы психопрофилактики: семейная, индивидуальная, групповая работа. Методы психопрофилактической работы:информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Принципы психопрофилактической работы: комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности); адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); массовость (приоритет групповых форм работы); позитивность информации; минимизация негативных последствий; личная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения). Формы и методы индивидуально-профилактической работы.1. Осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками, выявление не обучающихся детей, участие в рейдах и т. д.)2. Посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка, выявления условий, необходимых для обучения, контроля за его свободным времяпрепровождением. 3. Проведение тренингов для несовершеннолетних (только со специальным образованием). 4. Вовлечение детей в кружковую работу. 5. Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании ребенка. 6. Индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога (с согласия) с семьей. 7. Направление на ПМПК. (при необходимости)8. Ходатайство о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей. 9. Помощь в восстановлении нормальных отношений детей с родителями. 10. Информационная поддержка родителей, детей. 11. Диагностика: беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных работ и т. д.), педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности), комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе). Спасибо за внимание!!!