Рабочая программа по химии 11 класс по УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алагарская средняя общеобразовательная школа имени Г. Д. Протодьяконова»




«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей ЕМЦ______________________

№ протокола ______
«___» __________ 2016г.
Руководитель МО______

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УР Максимова В.Г.
______________

«___»____________ 2016г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ «АСОШ
им. Г.Д. Протодьяконова»
Федорова В.И._________

Пр.№ _ от « »_______ 2016г.














Рабочая программа
учебного курса     химии      в 11  классе
2 ч/в неделю (70 ч в/год)



Составитель: учитель МБОУ «АСОШ им. Г.Д. Протодьяконова»
Горохова Галина Егоровна


2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по химии составлена для учащихся 11 класса на базовом уровне в объеме 70 часов (2 часа в неделю)
Настоящая программа разработана на основе примерных программ среднего общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РС(Я) от 2005 г. Учебного плана МБОУ «Алагарской СОШ имени Г.Д. Протодьяконова» на 2016 -2017 учебный год. Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8, 9, 10 классах.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.






Содержание рабочей программы

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (7 часов)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома .
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.
Тема 2. Строение вещества (7 часов)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
Практическая работа. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 3. Химические реакции (7 часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 4. Растворы (10)
Дисперсные системы
Способы выражения концентрации растворов
Решение расчетных задач
П.Р. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.
Среда водных растворов. Водородный показатель (рН)
Реакции ионного обмена
Гидролиз органических и неорганических соединений
Обобщение и повторение изученного материала. Решение задач
Контрольная работа №2.
Тема 5. Электрохимические реакции (2 ч)
Химические источники тока
Ряд стандартных электродных потенциалов
Тема 6. Металлы (15 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 7. Неметаллы (12 часов)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Тема 8. Химия и жизнь ( 8 ч)
Химия в промышленности. Принципы химического производства.
Химико- технологические принципы промышленного получения металлов. Производства чугуна и стали
Химия в быту
Химия биогенных элементов
Химическая промышленность и окружающая среда
Обобщение и повторение изученного материала
Итоговый контроль
Заключительный урок


Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования

Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год.

УМК: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Основы общей химии. 11 класс. – М.: Просвещение, 2010
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2016
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.

Программой предусмотрены:
6 практических работ
5 контрольных работ



Тематическое планирование по химии
11 класс (2 часа в неделю)
(Учебник – Химия, 11 класс, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман)



№ урока
Дата

Наименование раздела и
урока
Требования



Демонстрации
и опыты
Практические
лабораторные
контрольные работы


план
факт









1


Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (7 часа)

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии.
Химический элемент. Нуклитиды. Изотопы.
Соблюдение техники безопасности в кабинете химии.
Знать/ понимать понятия «Химический элемент», «Нуклеотиды», «Изотопы» Учащиеся должны знать:
понятия - химический элемент, изотопы, атом; основные законы, их практическое значение
Учащиеся должны уметь:
описывать вещества по их физическим свойствам, разграничивать понятие «химический элемент» и «простое вещество»




2


Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии. Закон постоянства состава.
Закон сохранения массы веществ
Таблица «Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии»


3


Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Распределение электронов в атомах малых периодов
Знать/ понимать формулировку и сущность периодического закона Д.И. Менделеева.
Видеофильм «Тайны великого закона»



4



Распределение электронов в атомах больших периодов
Учащиеся должны знать:
строение электронных оболочек атомов химических элементов, положение данных элементов в таблице, определение валентности,



5


Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов искусственно полученных элементов
Учащиеся должны уметь:
характеризовать s-, p-, d-, f-электроны и соответствующие подуровни, давать характеристику элементу по плану,
доказывать двойственное положение водорода в периодической системе, определять местоположение лантаноидов и актиноидов.




6


Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Решение задач
Знать/ понимать понятие «Валентность»
Уметь определять валентность,
валентные возможности различных атомов; состав, строение, свойства оксидов, гидроксидов, водородных соединений элементов



7


Контрольная работа №1 по Теме 1







8


Тема 2. Строение вещества (7 часов)

Основные виды химической связи. ионная и ковалентная связь.
Знать/ понимать:
определение химической связи, виды связей, механизмы их образования, различные формы молекул
Учащиеся должны уметь:
доказывать зависимость этих характеристик от различных факторов (прочность, насыщаемость и др.), определять тип кристаллической решетки


Таблица «Виды химической связи»


9


Металлическая и водородная связь
Знать/понимать тип химической связи «металлическая» и «водородная»
Уметь характеризовать «металлическую» и «водородную связь»



10


Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ
Знать/понимать
Демонстрация моделей молекул изомеров, гомологов


11


Типы кристаллических решеток и свойства веществ
Знать /понимать типы кристаллических решеток
Уметь охарактеризовать свойства веществ проявляющие в зависимости от кристаллических решеток
Демонстрация моделей кристаллических решеток
Таблица «Типы кристаллических решеток»


12


Причины многообразия веществ. Решение расчетных задач




13


Обобщение и повторение темы «Строение вещества»
Обобщить и систематизировать пройденный материал











14


Контрольная работа №2 «Строение вещества»





15




Тема 3. Химические реакции (7 часов)

Сущность и классификация химических реакций
Знать/ понимать сущность химической реакции, признаки классификации химических реакций. условия протекания реакций ионного обмена.
Уметь:
классифицировать предложенные реакции, самим приводить примеры на разные типы реакций, объяснять механизм реакций на примере органических и неорганических веществ,
записывать уравнения гидролиза и реакций ионного обмена.



Таблица «Классификация химических реакций»


16


Окислительно-восстановительные реакции
(ИКТ)
Знать/ понимать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»
Таблица «Окислительно-восстановительные реакции»,
«Многообразие окислительно-восстановительных реакций»


17-18


Скорость химических реакций. Закон действующих масс.
Знать/ понимать понятие «скорости химической реакции»,
Таблица «Скорость химических реакций», «Катализ» Демонстрация зависимости скорости реакции от концентрации и температуры, разложение пероксида водорода в присутствии катализатора


19-20


Влияние различных факторов на скорость химической реакции. Катализ и катализатор
Сущность и механизм катализа, применение катализатора и ингибитора на практике;
Уметь объяснять действие каждого фактора, влияющего на скорость реакции на примерах

П.Р. № 2

21


Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье

Таблицы «Обратимые реакции», «Смещение химического равновесия





Тема 4 Растворы(10 ч )

22


Дисперсные системы
Знать/ понимать дисперсные системы
Уметь характеризовать особенности химических свойств дисперсных систем.
Таблица «Дисперсные системы»


23


Способы выражения концентрации растворов
Знать/ понимать способы выражения концентрации растворов.



24


Решение расчетных задач




25


П.Р. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией

Стр.42 учебник
Таблица «Способы выражения концентрации рвстворов»
П.Р. № 1









26


Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.
Знать/понимать сущность электролитической диссоциации.
Знать /понимать понятии: «электролиты», «неэлектролиты», слабые электролиты, сильные электролиты.
Уметь объяснять механизм электролитической диссоциации.
Таблица «Электролиты»


27


Среда водных растворов. Водородный показатель (рН)
Знать/ понимать водородный показатель.
Уметь определять среду водных растворов
Таблица «Кислотно-основные реакции» Демонстрация определения среды раствора с помощью универсального индикатора


28


Реакции ионного обмена
Знать /понимать реакции ионного обмена.
Знать / понимать «ионы»
Уметь писать реакции ионного обмена.
Уметь писать полное ионное уравнение химических реакций.

Таблица «Ионные уравнения реакций» Лабораторные опыты проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов


29


Гидролиз органических и неорганических соединений
Знать /понимать механизм гидролиза.
Уметь писать реакции гидролиза в неорганических и органических соединений.
Таблица «Гидролиз водных растворов солей»


30


Обобщение и повторение изученного материала. Решение задач

Стр. 76 учебника


31


Контрольная работа №2.


К.Р. № 2




Тема 5. Электрохимические реакции (2 ч)


32


Химические источники тока




33


Ряд стандартных электродных потенциалов




34





Тема 6. Металлы (15 часов)

Общая характеристика металлов (ИКТ)
Знать /понимать понятие «металл».
Знать /понимать какие вещества относят к металлом.
Уметь характеризовать общие свойства металлов.

Демонстрации образцов металлов и их соединений. Работа с коллекциями


35


Химические свойства металлов (ИКТ)
Уметь характеризовать химические свойства металлов.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой, взаимодействие меди с кислородом и серой


36


Общие способы получения металлов
Знать/ понимать общие способы получения металлов.
Уметь писать химические уравнения получения металлов



37


Электролиз растворов и расплавов веществ
Знать/ понимать понятие «электролиз»
Знать / понимать сущность электролиза
Уметь писать химические уравнения электролиза.



38


Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии
Знать/понимать понятие «коррозия»
Знать/ понимать основные способы защиты от коррозии.



39-40


Металлы главных подгрупп (А-групп) ПСХЭ
Знать /понимать металлы главных подгрупп ПСХЭ.
Уметь характеризовать их физические и химические свойства металлов.



41-42


Металлы побочных подгрупп (Б-групп) ПСХЭ
Знать /понимать металлы побочных подгрупп ПСХЭ.
Уметь характеризовать их физические и химические свойства.
Демонстрация электролиза хлорида меди


43-44


Оксиды и гидроксиды металлов и их химические свойства
Знать /понимать оксиды и гидроксиды металлов .
Уметь характеризовать их химические свойства.
Опыты по коррозии металлов и защите от нее


45


Сплавы металлов. Решение расчетных задач
Знать сплавы металлов.
Уметь решать расчетные задачи.



46


Обобщение и повторение изученного материала


Лабораторные опыты взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.

47


Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Умение решать экспериментальные задачи.



48


Контрольная работа № 3 Металлы


К.Р. № 3


49-50




Тема 7. Неметаллы (12 часов)
Химические элементы – неметаллы. Строение и свойства простых веществ- неметаллов (ИКТ)
Знать /понимать понятие «неметаллы»
Знать какие химические элементы относятся к неметаллом.
Знать строение неметаллов. Уметь характеризовать свойства простых веществ неметаллов.
Демонстрации горения серы, фосфора, магния, железа в кислороде


51


Водородные соединения неметаллов
Знать /понимать водородные соединения неметаллов.
Уметь характеризовать их химические свойства.



52


Оксиды неметаллов.
Знать оксиды металлов. Какие оксиды относятся к ним.
Уметь характеризовать их химические свойства.
Таблица «Кислотно-основные свойства оксидов»


53


Кислородсодержащие кислоты.
Знать /понимать кислородсодержащие кислоты.
Уметь характеризовать их химические свойства.




54


Окислительные свойства азотной и серной кислот
Знать химическую формулу азотной и серной кислоты.
Знать понимать их окислительные свойства.



55-56


Генетическая связь неорганических и органических веществ
Уметь устанавливать генетическую связь неорганических и органических соединений.
Таблица «Генетическая связь между классами неорганических веществ»




57


Решение качественных и расчетных задач

Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов


58


Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»


П.Р.№3

59


Обобщение и повторение темы «Неметаллы»




60


Контрольная работа № 4. Металлы.


К.Р. № 4




Тема 8. Химия и жизнь (6 ч)


61


Химия в промышленности. Принципы химического производства.
Знать роль химии в промышленности. Знать принципы химического производства.




62


Химико- технологические принципы промышленного получения металлов. Производства чугуна и стали
Знать химико – технологические принципы промышленного получения металлов.
Знать основные процессы производства чугуна и стали.



63


Химия в быту
Знать роль химии в быту. Уметь использовать полученные знания в жизни.



64


Химия биогенных элементов

Знать / понимать химию биогенных элементов.
Уметь характеризовать их физические и химические свойства.



65


Химическая промышленность и окружающая среда
Знать/ понимать значение химии в промышленности и к окружающей среде.



66


Обобщение и повторение изученного материала




67


Итоговый контроль


Итоговая контрольная работа за курс 11 класса

68


Заключительный урок





15