Квалификационная работа на тему Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в средней общеобразовательной школе


МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в средней общеобразовательной школе
Выполнила: Зайцева Марина Евгеньевна
заместитель директора по УВР



2014 год
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
1.Введение
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Актуальность проблемы инклюзивного образования стоит особенно остро в нашей стране в настоящий период в силу ряда причин., одна из которых состоит в том, что из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования, в этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
    Цель данной работы: попытка определить роль и место инклюзивного образования на современном этапе, а также создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, для социально-психологической реабилитации и интеграции.        Задачи:1.проанализировать состояние инклюзивного образования в России и за рубежом     2. выявить основные принципы организации инклюзивного образования, а также проблемы и возможности введения его в конкретной школе
3.определить оптимальные психолого-педагогические условия, создаваемые в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка;     4. определить пути совершенствования профессиональной компетентности педагогов– участников инклюзивного образования;      5. определить способы внедрения в образовательную практику технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся; 6. проследить формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями;7. создать на основе модели инклюзивного образования образцов педагогической практики, которые могут быть применены в  других общеобразовательных учреждениях. 
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Согласно статистическим данным на август 2013 года численность детей-инвалидов в России составляла более 500 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ситуация в МКОУ «Парфеньевская СОШ» Парфеньевского муниципального района Костромской области
В нашей школе последние годы ведется мониторинг обучения детей с ОВЗ.
Таблица 1 «Количество детей с ОВЗ за последние 3 года в МКОУ «Парфеньевская СОШ»
Количество
детей 2012-13
уч. г. 2013-14
уч. г. 2014-15 уч. г.
С ЗПР 18 29 24
С УО 0 2 2
С нарушениями речи 0 0 1
Инвалидов 3 4 4
Из таблицы видно, что количество детей с ОВЗ в нашей школе за последнее время постоянно растет. Это требует создания специальных условий для организации инклюзивного пространства в нашей школе.
2.Основная часть
2.1.Теоретические аспекты инклюзивного образования
Инклюзивное образование. Что это такое?
Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.
Инклюзия (от inclusion - включение) –
Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.
процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Актуальность проблемы.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.
Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.
Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями , проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говориться, что « лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»
ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.
В 2001 г. В Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Россия в 2006 г. Объявила об участии в этой программе. Одна из целей программы «Образование для всех» состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование.
Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новая политика в образовании нашла своё отражение в нормативных документах как государственного масштаба, так и регионального.
Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников.
Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального(коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они ни развивались). Основоположником Этой идеи является Л.С. Выготский.
Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей(лиц) с ОВЗ.
Сравнительный анализ систем образования в России.
Интеграция, инклюзия, интегрированное обучение, инклюзивное обучение, традиционная система обучения в массовой школе, специальное образование… Все эти понятия, на данном этапе, имеют место в образовательном пространстве нашей страны.
Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?
Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания приемуществ и рисков каждой из них.
Обычное образование Специальное образование
«Нормальный ребенок» «Особый ребенок»
Круглые колышки для
круглых отверстий Квадратные колышки для
квадратных отверстий
Обычные педагоги Специальные педагоги
Обычные школы Специальные школы

Интегрированное образовани
Терапия
Реабилитация
Адаптация ребёнка Система остаётся неизменной
к требованиям системы Ребёнок либо адаптируется,
Превращение квадратных либо становится для неё
колышков в круглые. неприемлемым.
Инклюзивное образование
Все дети разные
Все дети могут учиться
Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
Система адаптируется к потребностям ребёнка.
На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие «инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е. исключение из общества.
Термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» педагоги, специалисты часто используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.
В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.
Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.
Модель инклюзивного образования
Модель ИО строится на основании социального подхода – надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение общества к инвалидам.
В основу ИО положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Все обучающиеся должны быть успешными.
Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.
В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.
Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.
Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.
Так же необходимо обеспечение:
Индивидуальных образовательных маршрутов
Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет
Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка
Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве
Формы инклюзивного образования:
Школа будущих первоклассников.
Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)
Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции
Школа надомного обучения
Семейное обучение, экстернат
Педагогическими средствами включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов. Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.
Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, инклюзивное обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.
По словам Н.Н. Малофеева, член-корреспондента РАО, профессора, директора Института коррекционной педагогики РАО, интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
2.2. Из опыта работы МКОУ «Парфеньевская СОШ»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
по организации инклюзивного пространства в школе.
В настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Поэтому в нашей школе подготовлен к реализации проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ». который предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.
Цель проекта: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.
Задачи:
       создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
       разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
       разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентости педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;
       совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
       обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
Реализация проекта рассчитана на 2014-2016гг. с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.
Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, специалистами (педагогом-психологом, педагогом-дефектологом, учителем-логопедом, социальным педагогом), классными руководителями, учителями-предметниками. Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители и педагоги.
Анализируя деятельность школы за последние три года, можно выделить следующие ресурсы, позволяющие осуществлять обучение, развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями  здоровья условиях ОУ:
   особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах;
   организация психолого-педагогического сопровождения детей с различными потребностями;
     обеспечение равных возможностей детям для самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности;
       система внутришкольного контроля, позволяющая анализировать, корректировать и осуществлять методическое руководство образовательным процессом;
   создание системы просвещения родителей.
В качестве результатов проектной деятельности образовательного учреждения предполагаются:
    разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы
       создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
    разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
    повышение профессионального уровня и компетентности педагогов области инклюзивного образования;
     повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;
      разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы
При этом дети остаются учиться в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.
Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  Стратегия достижения поставленной цели
Реализация проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:
Сроки реализации Название этапа и мероприятия по его реализации
Сентябрь-декабрь
2014г. Подготовительный
Цель:
1.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. 2.Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе, округе.
3.Выстраивание инклюзивных вертикалей, многоуровневой системы повышения квалификации (район, город).
Январь 2015г. – февраль 2016г. Деятельностный
Цель:
1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия внутри инклюзивных вертикалей и инновационных сетей.
2.Апробация и коррекция базового пакета документов инклюзивного образования.
3.Формирование и деятельность проектно-исследовательских групп в ОУ по вопросам инклюзивного образования.
4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.
Март-июнь 2016г. Рефлексивный
Цель:
1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.
2.Формирование банков выстраивания инновационных сетей.
3.Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования  на район.
 
В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы школы.
  Механизм реализации проекта
1.Организационно-управленческое обеспечение:
       создание рабочей группы по разработке проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»;
       создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ОУ;
       формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
       создание консультативно-справочных стендов по организации инклюзивного образования в ОУ;
       приобретение и распространение в ОУ различных изданий по инклюзивному образованию.
 
 2.Научно-методическое обеспечение:
       организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ и  детям-инвалидам;
       мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди учащихся, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки программы);
       обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению инклюзивного образования;
       проведение  обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам инклюзивного образования с привлечением специалистов;
       разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам инклюзивного образования;
       совершенствование научно-методической базы в ОУ по реализации программы инклюзивного образования;
       внедрение в практику работы ОУ новых форм и методов деятельности классного руководителя и учителя-предметника в соответствии с программой инклюзивного образования.
 
 3.Психолого-педагогическое обеспечение:
       организация работы школьных психолого-педагогических консилиумов с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям;
       разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию ОУ и семьи ребёнка с особыми образовательными нуждами;
       организация в ОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для учителей и родителей по основам детской и подростковой психологии и проблемным вопросам;
       проведение  конференции по теме «Актуальные вопросы инклюзивного образования» на базе ОУ с привлечением специалистов;
       организация методического сопровождения процесса инклюзивного образования;
       организация и проведение мониторинга по проблемам инклюзивного образования в ОУ;
       подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам инклюзивного образования;
  4.Взаимодействие ОУ с родительской общественностью:
       организация работы Советов  по формированию и развитию толерантного отношения к процессам инклюзии;
       организация и проведение родительских собраний с отделом социальной защиты населения, психологической службы ОУ, района по вопросам инклюзии;
       организация и проведение  круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах инклюзивного образования;
       уроки права для родителей;
       родительский клуб;
       организация и проведение  в ОУ различных конкурсов среди обучающихся  и их родителей по правовым вопросам;
       творческие мастерские (родители + дети);
       родительские мастер-классы (обмен опытом)  по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве школы.
  с организациями и структурами района и города:
       районная больница;
       отдел социальной защиты района;
       социально-психологическая  служба района  
       учреждения  дополнительного образования района – ДШИ, ДДТ, ДЮСШ № 2;
       районная библиотека
       «Областной центр диагностики и консультирования»;
  с учащимися ОУ:
       внедрение программ воспитания толерантного отношения детей и подростков к детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
       организация работы по информированию подростков и их родителей об основах законодательства, о возможностях получения образования детьми с ОВЗ и инвалидами;
       организация и проведение  в ОУ различных конкурсов среди обучающихся по правовым вопросам;
       проведение профориентационной работы, организация встреч с представителями ССузов и ВУЗов области
План мероприятий по реализации проекта
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями
в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»
 
Содержание работы Сроки Ответственные Форма представления результата
Организационно-управленческие аспекты
Уточнение списочного состава учащихся ОУ – дети с ОВЗ, дети-инвалиды
Август – сентябрь
2014г. Директор,
зам.  дирекора по УВР,куратор по начальной школе Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» Сентябрь
2014г. Директор Списки учителей, входящих в состав рабочей группы
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта по инклюзивному образованию Сентябрь-
ноябрь 2014г. Директор Приказы, положения, должностные инструкции
Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации регионального проекта Сентябрь 2014г.-
июнь 2016г. Зам. директора по УВР Методические рекомендации
Организация обучения сотрудников на базе областного центра диагностики и консультирования и НИПКиПРО Октябрь – ноябрь
2014г. Директор
зам. директора по УВР
психолог Практические семинары, посещение занятий согласно плану
Проведение педагогического совета по теме«Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ» Январь
2015г. Директор
зам. директора по УВР
психолог Рабочие материалы,
методические рекомендации
Организация обучения сотрудников  на базе ОУ Октябрь 2014г. – май 2016г. Зам. директора по УВР
психолог Практические семинары, посещение занятий согласно учебно-тематическому плану
Контроль  за реализацией проекта по инклюзивному образованию В течение 2014-2016гг. Зам. директора по УВР Рабочие материалы
Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы В течение 2014-2012гг. Директор, представители рабочей группы Программа, рабочие материалы
Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды В течение 2014-2015гг. Директор
зам.директра по УВР
зам. директора по АХР Оборудование кабинетов, помещений школы
Научно-методическое сопровождение
 
Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации проекта по инклюзивному образованию Сентябрь-ноябрь 2014г. Директор, представители рабочей группы План работы
Проведение методического совета ОУ по обсуждению проекта «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ» Октябрь 2014г. Зам. директора по УВР
руководители МО План работы
Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей В течение 2014-2016гг. Директор
зам. директора по УВР Групповые и индивидуальные консультации
Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам:
      образовательный стандарт;
       динамика развития учащихся;
       социализация ребенка;
       эффективность механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства. В течение 2015-2016гг. Директор
зам. директора по УВР
зам. директора по ВР
классные руководители
учителя-предметники Рабочие материалы, издание методических рекомендаций
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа участников проекта по инклюзивному образованию Декабрь 2014г., июнь 2015г., декабрь 2015г., июнь 2016г. Директор
зам. директора по УВР
зам. директора по ВР
классные руководители
учителя-предметники Материалы мониторинга
Методический совет школы по теме «Анализ  реализации проекта по инклюзивному образованию» Январь 2014г., май 2015г., май 2016г. Зам. директора по УВР
Руководители МО Материалы мониторинга, методические рекомендации
Планирование и организация научно-методического семинара по теме «Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного пространства» Апрель 2015г. Директор
зам. директора по УВР
психолог
логопед
социальный педагог
зам. директора по ВР Методические рекомендации
Психолого-педагогическое сопровождение
 
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта Сентябрь ноябрь 2014г. Психолог Концепция, план работы психологической службы
Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с учащимися Сентябрь 2014г.-февраль 2015г. Психолог Тесты, программы
Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения:
       диагностика социально-психологической адаптации учащихся;
       диагностика мотивационной сферы учащихся;
       исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;
       диагностика сформированности учебных навыков В течение 2014-2016гг. Психолог Материалы анализа, рабочие материалы
Логопедическое обследование Сентябрь, декабрь, май 2014-2016гг. Логопед Диагностические заключения, речевые карты
Исследование социальной среды школьников и их семей В течение 2014-2016гг. Социальный педагог Анкеты и результаты анкетирования
Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ Ноябрь 2014г.- июнь 2015г. Директор
зам. директора по УВР
логопед
психолог
классные руководители
учителя-предметники Решение психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий В течение 2014-2016гг. Психолог
 Логопед Диагностика результативности
Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов В течение 2014-2016гг. Психолог Тренинги
Организация работы классных руководителей, учителей-предметников
в рамках проекта
 
Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в проект по инклюзивному образованию
Сентябрь – октябрь Директор
зам. директора по УВР
зам. директора по ВР
классные руководители
учителя-предметники Индивидуальные планы
Проведение диагностики микроклимата ОУ, уровня обученности.
В течение 2014-2016гг. Директор
зам. директора по УВР
учителя-предметники
Рабочие материалы
Адаптирование тематических блоков в программе инклюзивных классов В течение года Директор
зам.директора по УВР
учителя-предметник
Материалы уроков
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам В течение года Директор
зам. директора по УВР
учителя-предметники
Рабочие материалы
Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями- предметниками В течение года Директор
зам. директора по УВР
Учителя-предметники
Конспекты уроков
Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений В течение года Директор
зам. директора по УВР
Учителя-предметники
Директор
Зам. директора по УВР
Учителя-предметники
Рабочие материалы
Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы В течение года Директор
Зам.директора по УВР
Учителя-предметники
Рабочие материалы
Методический анализ результатов и хода осуществления проекта по инклюзивному образованию Апрель – май 2015г., 2063г. Директор
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Учителя-предметники
Куратор по начальной школе Самоанализ, анализ
реализациипрота
 
 
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данного проекта:
   будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
   создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
    разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
   повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
   разработана серия научно-практических семинаров по теме проекта.
 
Оценка результатов
Для оценки результативности проекта были разработаны объективно проверяемые показатели и источники проверки к каждому результату проектной деятельности
 Дальнейшее развитие проекта
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В дальнейшем образовательное учреждение может стать ресурсным районным центром по проблемам инклюзивного образования.