Рабочая программа по химии 10 класс по УМК Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алагарская средняя общеобразовательная школа имени Г. Д. Протодьяконова»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей ЕМЦ ______________________
№ протокола ______
«___» __________ 2016г.
Руководитель МО______ «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УР Максимова В.Г.
______________
«___»____________ 2016г. «УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ «АСОШ
им. Г.Д. Протодьяконова»
Федорова В.И._________
Пр.№___ от «»_______ 2016г.
Рабочаяпрограмма
учебного курса     химии      в 10 классе
2 ч/в неделю (70 ч в/год)
Составитель: учитель МБОУ «АСОШ им. Г.Д. Протодьяконова»
Горохова Галина Егоровна
2016-2017 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РС(Я) от 2005 г.
3. Примерной программы по химии для получения среднего общего образования.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на  2014/15 учебный год.
5.Учебного плана МБОУ «Алагарской СОШ имени Г.Д. Протодьяконов» на 2016 -2017 учебный год
6. Программы, выбранной общеобразовательным учреждением Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия.  10 класс: учебник.  М.: Просвещение, 2016.
7. Авторской программы Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 классы, 10- 11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.– М.: «Просвещение», 2009.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы:
10 класс.
Программа:Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 классы, 10- 11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.– М.: «Просвещение», 2009.
Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. «Органическая химия» + CD-ROM, М.: Просвещение, 2016 г.
Дополнительно: CD-ROM. Химия. 10 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (DVD), М.: Просвещение, 2010 г.
Место и роль предмета
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.      Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Авторская программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 10—11 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.). Данная программа выбрана для составления рабочей программы по предмету, поскольку полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии(базовый уровень)2004 г.
Рабочая программа по химии для 10 класса создана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, издательством «Просвещение» и рассчитана на два года обучения:
10 класс – 70ч/год (2ч/нед), в т. ч. отводится на контрольные работы – 4 часа, практические - 6 часов;
Цели и задачи, направленные на реализацию данной рабочей программы
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.      Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:      • на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;      • на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;      • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;      • на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;      • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.      Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.      В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.      В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.      Основная форма организации образовательного процесса – урок.Предполагаются проведение элективных курсов по предмету, а также консультаций с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам.
Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: технология проблемного обучения, межпредметных связей, технологии личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения.
В изучении курса химии используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, лекция с проблемным изложением, демонстрация, иллюстрирование, наблюдение, моделирование и конструирование, алгоритмический при выполнении упражнений, лабораторных и практических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Ключевые компетенции обучающихся (учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, общекультурные и компетенции личностного самосовершенствования) формируются через целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение задач, тестов, самостоятельных лабораторных работ, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских заданий, проектов, практических работ, анализ, оценивание, самооценивание, работа в парах и группах.
Виды и формы контроля:: проверочные, самостоятельные, контрольные работы, устный опрос. Полученные умения и навыки оцениваются через систему практических и контрольных работ. Формой текущего контроля выступает устный опрос, небольшие самостоятельные, проверочные работы ( в форме тестов, химического диктанта и прочее) в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Рабочей программой предусматривается проведение: 10 класс: контрольные работы – 4 , практические — 6.
3. Содержание тем учебного курса
10 класс70 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч — резервное время)
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)
      Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.      Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.      Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.      Классификация органических соединений.      Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Знать:
важнейшие химические понятия:предмет орг. химии, тип хим. связи и кристаллической решетки в орг. в-вах, валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность, изомерия,роль химии в естествознании; значение в жизни общества;теорию строения, углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры , понятие структурной изомерии
Уметь:
объяснять зависимость свойств в-в от их состава и строения.
составлятьструктурные формулы изомеров.
определять валентность и степень окисления элементов.
характеризоватьуглерод по положению в ПСХЭ
принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)
      Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.       Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.      Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.      Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.      Практическая работа. 1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.      Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Контрольная работа № 1 по темам 1-2
Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)
      Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.      Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.      Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.      Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.      Практическая работа. 2.Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)
      Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.      Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)
      Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическоепроизводство.      Лабораторные опыты. 2. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Контрольная работа №2 по разделу «Углеводороды»
Знать:
важнейшие химические понятия:предмет орг. химии, тип хим. связи и кристаллической решетки в орг. в-вах, валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность, изомерия,роль химии в естествознании; значение в жизни общества;теорию строения, углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры , понятие структурной изомерии
Уметь:
объяснять зависимость свойств в-в от их состава и строения.
составлятьструктурные формулы изомеров.
определять валентность и степень окисления элементов.
характеризоватьуглерод по положению в ПСХЭ
принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)
      Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.      Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.      Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.      Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.      Лабораторные опыты. 3. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).      Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны,Карбоновые кислоты (9ч)
      Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.      Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.      Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.      Лабораторные опыты. 4. Получение этаналя окислением этанола.5. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).
      Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.      Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.      Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.      Практические работы       3.Получение и свойства карбоновых кислот. 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Контрольная работа № 3 по темам 6-7.
Тема 8. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)
      Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.      Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.      Лабораторные опыты. 6. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 7. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.
Тема 9. Углеводы (7 ч)
      Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.      Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.      Лабораторные опыты. 8. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). 9. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 10. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. 11. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.      Практическая работа. 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Знатьважнейшие химические понятия:
Функциональные группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.
важнейшие вещества и материалы:
этанол, уксусная кислота, жиры, мыла.
Уметь:
называть:вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять:принадлежность веществ к разным классам органических соединений.
характеризовать: основные классы органических веществ, строение и химические свойства изученных органических соединений.
объяснять:зависимость свойств кислородсодержащих органических соединений от их состава и строения.
Выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших кислородсодержащих органических веществ.
проводить:самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол, для оценки влияния действия альдегидов на живые организмы, для безопасной работы со средствами бытовой химии, для оценки влияния алкоголя на организм человека.
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 10. Амины и аминокислоты, Белки (7 ч)
      Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.      Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
      Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.      Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.      Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.      Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.      Лабораторные опыты. 12. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции)
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 11. Синтетические полимеры (7 ч)
      Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.      Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.      Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.      Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.      Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.      Лабораторные опыты. 13. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. 14. Изучение свойств синтетических волокон.      Практическая работа. 6. Распознавание пластмасс и волокон.      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Контрольная работа № 4 по темам 8-11.
Знать:
важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления углерода, водорода, азота, кислорода; функциональные группы (амино-, нитро), изомерия, гомология; лекарственные препараты домашней медицинской аптечки. Искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.
Уметь:
называть по «тривиальной» и международной номенклатуре.
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природа химической связи; проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
характеризовать строение и химические свойства.
определять валентность, степень окисления элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к определённому классу органических соединений, типы химических реакций,
выполнять химический эксперимент
по распознаванию веществ, качественная реакция на белки
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, по химическим уравнениям массу, объём и количество продуктов реакции по массе исходного вещества и вещество, содержащее определённую долю примесей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Календарно- тематическое планирование

п/п Дата Тема урока Химический
эксперимент
МедиаресурсыТребования
10 КЛАСС
органическая химия
Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)
1 Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществА.М.Бутлерова.
Дем. Модели молекул органических соединений.
Дем. Ознакомление собразцами органических веществ и материалов.
Дем. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание, горение. Презентация «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова». Знать:
важнейшие химические понятия: предмет орг. химии,
Уметь:
объяснять зависимость свойств в-в от их состава и строения.
составлять структурные формулы изомеров.
определять валентность и степень окисления элементов.
характеризовать углерод по положению в ПСХЭ
принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Знать:
- сущность понятий валентность, степень окисления, углеродный скелет, изомерия, изомеры, гомология, гомологи, гомологическая разность, строение атома- основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.
2 Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития.
Презентация «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова». Знать/понимать сущность понятий « изомерия»
Знать/понимать значение теории химического строения.
Знать / понимать основные направления ее развития.
3 Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы. Презентация «Л.Полинг» Знать/ понимать тип хим. связи и кристаллической решетки в орг. в-вах.
Уметь охарактеризовать тип химической связи в органических веществах.
4 Классификация органических соединений. УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (8 ч)
1/5 Алканы. Строение, номенклатура.
Л/О №1: Изготовление моделей молекул УВ и галогенпроизводных. Презентация «Алканы» Знать: общую формулу алканов, что такое углеродный скелет, структурную изомерию, называть алканы по тривиальной и международной номен-ре.
2/6 Физические и химические свойства алканов.
Дем. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, растворам KMnO4 и Br2 –воды. Презентация «Алканы. Метан», «Геометрия молекул» Презентация «Химические свойства алканов» Знать: химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
Уметь характеризовать физические и химические свойства аланов от их строения.
Уметь объяснять природу химической связи
3/7 Получение и применение алканов.
Знать/понимать способы получение алканов.
Знать /понимать применение алканов.
4/8 Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания. Презентация «Решение задач на вывод формул органических веществ» Знать/понимать процесс горения
Уметь находить молекулярную формулу газообразного углеводорода по массе продуктов сгорания.
5/9 Циклоалканы.
6/10 Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. 7/11 Повторение и обобщение материала темы: «Алканы». 8/12 Контрольная работа№1 по теме: «Алканы». Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)
1/13 Строение алкенов. Гомологи и изомерыалкенов. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Презентация «Алкены» Знать: общую формулу алкенов, структурную изомерию, строение алкенов (наличие двойной связи); важнейшие вещества – этилен, полиэтилен, их применение.
Уметь: называть алкены по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу алкенов.
2/14 Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова.
Уметь характеризовать свойства алкеновЗнать/понимать способы получения алкенов.
Знать /понимать области применения алкенов.
Знать: химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация.
Уметь: характеризовать строение алкенов, объяснять зависимость свойств этилена от его состава и строения
3/15 Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его свойств
4/16 Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук
Дем: Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Презентация «Диеновые УВ. Каучуки.» Знать: общую формулу алкадиенов, структурную изомерию, строение алкадиенов (наличие двух двойных связей); важнейшие вещества – бутадиен-1,3, изопрен; химические свойства бутадиена -1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки, применение.
5/17 Алкины. Ацетилен и его гомологи
Дем: Реакции ацетилена с раствором KMnO4 и Br2 –водой. Горение ацетилена..Презентация «Алкины. Ацетилен» Уметь: называть ацетилен по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, полимеризацию
6/18 Получение и применение ацетилена
Дем: Получение ацетилена в лаборатории. Презентация «Углеводороды» Знать получение и физические свойства алкиновТема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)
1/19 Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола.
Презентация «Бензол и его свойства». Знать/ понимать электронное и пространственное строение бензола
Знать/ понимать изомерия и номенклатуру гомологов бензола.
2/20 Физические и химические свойства бензола и его гомологов. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола.
Дем: Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Дем: Окисление толуола. Презентация «Бензол и его свойства». Знать/понимать способы получения бензола( из гексана и ацетилена). Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.
Уметь: объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения
3/21 Получение и применение бензола и его гомологов.
. Знать/ понимать применение бензола на основе его свойств.
4/22 Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. Презентация «Углеводороды» Уметь устанавливать генетическую связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Тема 5. Природные источники углеводородов (5 ч)
1/23 - 2/24 Урок- конференция. Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. Крекинг нефти.
Коксохимическое производство
Лабораторный опыт №2: Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Презентация «Нефть» Презентации учащихся. Знать: Состав нефти, продукты нефтепереработки.
Уметь: называть нефтепродукты.объяснять химические явления, происходящих в природе, быту и на производстве;
определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и построения
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
3/25 Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. 4/26 Повторение и обобщение материала темы: «Углеводороды». Уметь: называть вещества разных классов по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства
5/27 Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды». Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические свойства органических соединений
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)
1/28 Анализ результатов к/р №2.
Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура
Презентация «Предельные одноатомные спирты» Знать: понятие «функциональная группа», Уметь: называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу спиртов.
2/29 Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека
Презентация «Влияние этанола на организм человека» ЗСТ: Пагубное влияние алкоголя на растущий организм. Знать физические свойства метанола, этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола. Вещество
глицерин как представитель многоатомных спиртов.
3/30 Получение спиртов. Применение. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Презентация «Спирт-друг или враг?» Знать / понимать основные способы получение спиртов
Знать/ понимать применение спиртов
Уметь решать задачи по химическим уравнениям, при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
4/31 Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.
Уметь устанавливать генетическую связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.
5/32 Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Лабораторные опыты: №3:Растворение глицерина в воде. №4:Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
Презентации
«Предельные многоатомные спирты»,
«Деятельность А. Нобеля на благо России.» Знать/ понимать представителей многоатомных спиртов.
Знать /понимать строение и свойства мног. спиртов.
6/33 Строение, свойства и применение фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола.Токсичность фенола и его соединений. Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Знать/понимать строение фенола.
Уметь характеризовать свойства фенола.
Знать применение фенола. Токсичность фенола и его соединений.
Тема 7. Альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты (10 ч)
1/34 Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура
Презентация «Альдегиды и кетоны» Знать: вещества - формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, функциональная группа, номенклатура
2/35 Свойства альдегидов. Получение и применение
Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(1) и гидроксида меди(П).Лабораторные опыты: №5:Получение этаналя окислением этанола. №6:Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(1). №7:Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(П).
Презентация «Альдегиды и кетоны» ЗСТ: Вред, наносимый здоровью человека при использовании им мебели из ДСП.
знать получение окислением соответствующих спиртов; химические свойства: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт; применение альдегидов на основе их свойств.
Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений; называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре
3/36 Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение
Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
1/37 Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.
Презентация: «Карбоновые кислоты» Знать/ понимать состав, строение молекулы, функц-ную группу уксусной кислоты.
определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений; называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре.
2/38 Свойства карбоновых кислот. Получение и применение
Презентация: «Карбоновые кислоты» Знать/ понимать способы получение КК окислением соответствующих альдегидов; химические свойства: общие с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе ее свойств.
Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
3/39 Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений
Уметь устанавливать генетическую связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
4/40 Практическая работа№3. Получение и свойства карбоновых кислот
Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
5/41 Практическая работа№4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. 6/42 Повторение и обобщение материала тем:«Спирты и фенолыАльдегиды и кетоны Карбоновые кислоты». 7/43 Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы.Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты». Тема 8. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)
1/44 Анализ результатов к/р №3.
Строение и свойства сложных эфиров, их применение
Презентация: «Сложные эфиры» Знать: получение сложных эфиров реакцией этерификации; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Уметь: называть сложные эфиры по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров.
2/45 Жиры, их строение, свойства и применение
Лабораторные опыты: №8:Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.
Презентация: «Жиры» Знать/ понимать строение жиров.
Уметь характеризовать свойства жиров.
3/46 Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии
Лабораторные опыты. №9:Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. №10:Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.
Презентация: «Моющие средства для посуды, их свойства» Знать /понимать роль химии в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Тема 10. Углеводы (7 ч)
1/48 Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Презентация: «Углеводы. Глюкоза» Знать: важнейшие вещества: глюкоза, изомерия.
Уметь характеризовать физические свойства глюкозы.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека, химические свойства глюкозы
2/49 Химические свойства глюкозы. Применение. Лабораторные опыты. №11:Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(П). №12:Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(1).
Презентация: «Углеводы. Глюкоза» Уметь характеризовать химические свойства глюкозы.
Знать/понимать применение глюкозы.
3/50 Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение Лабораторный опыт №13:Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.
Знать/ понимать важнейшее вещество сахароза. Нахождение в природе.
Уметь характеризовать свойства сахарозы.
Знать/понимать применение сахарозы.
4/51 Крахмал, его строение, химические свойства, применение. Лабораторный опыт №14: Взаимодействие крахмала с иодом. №15:Гидролиз крахмала.
Презентация: «Крахмал» Знать вещество крахмал его применение
Уметь характеризовать химические свойства крахмала.
5/52 Целлюлоза, ее строение и химические свойства. Презентация: «Целлюлоза» Знать вещество целлюлоза и его строение.
Уметь характеризовать химические свойства целлюлозы.
6/53 Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. Лабораторный опыт № 16: Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Знать применение целлюлозы.
7/54 Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 11. Амины и аминокислоты (4 ч)
1/55 Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов
Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Презентация: «Амины» Знать состав и строение аминов предельного ряда.
Уметь характеризовать свойства аминов.
Анилин как представитель ароматических аминов
Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
2/56 Аминокислоты, их строение, изомерия исвойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения.
Презентация: «Аминокислоты» Знать: получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков; химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации); применение аминокислот на основе свойств.
Уметь: называть аминокислоты по тривиальной или международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу аминокислот
3/57 Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач
Уметь устанавливать генетическую связь аминокислот с другими классами органических соединений.
4/58 Зачет по темам: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты». 1/59 Белки — природные полимеры. Состав и строение белков
Знать/ понимать белков как природных полимеров.
Знать их состав и строение белков.
2/60 Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Лабораторный опыт № 17: Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая). Презентация: «Белки» Знать: получение белков реакцией поликонденсации аминокислот; первичную, вторичную, третичную структуры белков; химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.
Уметь: выполнять химический эксперимент по изучению химических белков, распознаванию важнейших органических веществ.
3/61 Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч + 2ч)
Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч +2 ч)
1/62 Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров Знать:
Понятие о высокомолекулярных соединениях
Уметь устанавливать зависимость их свойств от строения.
Знать основные методы синтеза полимеров.
2/63 Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен Знать:
Понятие об искуственных полимерах – пластмассах, волокнах; их классификация, получение и применение
3/64 Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение
Знать/ понимать строение синтетических каучков.
Знать способы получения и применения синтетических каучков.
Уметь характеризовать свойства каучков.
4/65 Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Знать синтетические волокна, способы их получения и применения.
5/66 Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон
Знать важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь распознавать пластмасс и волокно.
6/67 Обобщение и повторение материала тем: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты. Белки. ВМС».
7/68 Итоговая контрольная работа №4 по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения».
8/69 Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа
Презентация: «Органическая химия, человек и природа» 9/70 Повторение. Решение расчетных задач разных типов.