Программа по предмету Социально-бытовая ориентировка (для детей со сложными нарушениями интеллекта).

Программа
по социально- бытовой ориентировке
для учащихся 4-8 классов специальной коррекционной школы-интерната 8 вида для детей со сложными нарушениями интеллекта (разработана учителем специальной коррекционной школы- интерната г. Данкова Липецкой обл. Кузиной Тамарой Александровной
Пояснительная записка.

В последнее время усилились попытки создания образовательных программ для детей со сложными нарушениями интеллекта. Несмотря на наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции, моторики и эмоционально-волевой сферы, замечено, что эти дети обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных трудовых навыков.
Данная программа, сохраняя преемственность предыдущей, делает попытку обучения и воспитания детей со сложными нарушениями интеллекта (F- 71 по МКБ-10) в условиях школы-интерната, когда учителя и воспитатели осуществляют личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, пытаясь как можно полнее раскрыть и развить потенциальные возможности каждого воспитанника.
Программа предназначена для учащихся 4-8 классов специальной (коррекционной) школы-интерната и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей со сложными нарушениями интеллекта, уровня их знаний и умений, местных условий.
Целью данной программы является практическая подготовка детей со сложными нарушениями интеллекта к жизни в социуме, которая достигается в процессе решения следующих задач:
- развитие умений и навыков по самообслуживанию;
- формирование знаний и умений, помогающих жить в социуме;
- формирование знаний и умений адекватного (приемлемого поведения в обществе (культуры поведения);
- формирование знаний и умений безопасного поведения в быту, природной среде, на улице;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения.
Основными формами и методами на уроках социально-бытовой ориентировки являются практические работы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии.
Методика работы с детьми со сложными нарушениями интеллекта должна строиться, исходя из особенностей их восприятия, т.е. в основном ориентирована на подражание: « Делай, как я!». И поэтому большая часть уроков курса начинается с вопросов «как» и «зачем?». («Как пришить пуговицу?», «Зачем человеку руки?», «Как ухаживать за руками?»).
Содержание занятий в 4-5 классах желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами (Золушка, Айболит, Незнайка). Однако, персонажами в разных ситуациях должны быть люди, так как, например Чебурашка, переходящий улицу, а также «говорящий умывальник» (Мойдодыр) могут формировать у детей неправильное восприятие реальностей окружающего мира.
Закрепление изученного на уроках материала можно проводить, организуя коррекционные игры на развитие внимания, памяти: «Можно – нельзя», «Полезно – вредно», «Найди правильный ответ», «Угадай-ка», « Продолжи (закончи) рассказ (сказку)» и другие.
Независимо от изучаемой темы, в контексте конкретного урока должна проводиться работа по развитию речи, как основного инструмента общения. Упражнения по развитию речи могут быть самыми разнообразными, начиная от называния предметов и комментирования своих действий («Я беру чайник и наливаю в него воду», «Это-термометр. Им измеряют температуру. Делают это так, и т.д.) и кончая тренингами по развитию диалогической речи.
Материал курса СБО повторяется и усложняется по мере роста и развития детей. Так, например, материал по теме «Жилище» повторяется и усложняется в следующем порядке:
- 4 класс. Тематика: «Зачем человеку дом?», «Экскурсия в жилой дом или городскую квартиру», «Назначение комнат». Учащиеся уточняют и расширяют представления о назначении жилища, узнают названия комнат и некоторых предметов быта, мебели в данных комнатах, упражняются в перестилании и заправке постели, размещении одежды и обуви, вытирании пыли.
- 5 класс. Данная тема повторяется и углубляется, но уже в другом контексте. «Мебель для кухни. Ее назначение», «Мебель для спальни. Ее назначение» и т.п. «Правила бережного отношения к мебели». Учащиеся вновь упражняются в уходе за мебелью, но уже в зависимости от покрытия, выбивании пыли из мягкой мебели, учатся размещать «мебель» на макете.
- 6 класс. Дети учатся убирать комнату, находить сходство и отличие в видах жилых помещений в городе и деревне, писать адрес на конвертах.
- 7 класс. Учащиеся убирают комнату, пользуясь пылесосом, ухаживают за комнатными растениями, размещают книги на полках.
- 8 класс. Учащиеся повторяют пройденное в предыдущих классах, делают генеральную уборку комнаты, закрепляя полученные умения и навыки.
На уроках проводится индивидуальная работа с учащимися, направленная на коррекцию того или иного дефекта, имеющегося у конкретного ребенка. Систематические индивидуальные занятия помогают преодолеть детям со сложными нарушениями интеллекта многие проблемы, связанные с процессами восприятия, памяти, мышления, моторики, коммуникативной функции эмоционально-волевой сферы.
Подготовка к уроку требует проводить тщательный подбор наглядного материала, который должен быть приемлемым для работы с детьми со сложными нарушениями интеллекта.
Подбираемый материал (наглядные пособия, раздаточный материал, дидактические пособия) должны быть четкими и лаконичными, без второстепенных элементов, которые могут уводить восприятие ребенка от сути задания.
В программе содержатся темы, рассчитанные на абстрактное мышление, которое у детей со сложными нарушениями интеллекта отсутствует. Поэтому уроки по данным темам необходимо проводить при широком использовании технических средств обучения. Так, например, в 8 классе по темам: «Россия – наша Родина. Москва- столица нашей Родины» необходимо использовать учебные фильмы, которые позволят сформировать более четкие представления по изученной теме. Помимо этого, воздействие от просмотра вызывает у учащихся определенный эмоциональный отклик, что очень важно для развития эмоционально – волевой сферы детей.
Исходя из всего выше изложенного, автор данной программы рассчитывает на то, что ее реализация на уроках и во внеурочное время под руководством воспитателей, позволит более глубоко и всесторонне подготовить воспитанников школы – интерната к жизни, чтобы забота о них не стала тяжелым бременем для их родителей, опекунов и государства, сделала жизнь самих воспитанников более радостной, значимой и наполненной!







Программа

4 класс(68ч.)

Я в этом мире (18 ч.)
Тематика.
Я – человек. Части тела. Части лица.
Все люди разные.
Кто я? Откуда я появился?
Мое имя. Моя фамилия.
Моя семья.
Где я живу? (Мой дом, комната, адрес)
Кто заботится обо мне?
Как устроен человек?
Я расту.

Практические работы.
Упражнения в умении показать на себе, другом человеке части тела, лица; определении недостающих частей тела, лица на рисунке; упражнения в умении сравнивать людей по росту, полу, возрасту и т.п.; сюжетно – ролевые игры, практикумы ролевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представления:
- о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных », «из каких частей состоит мое тело» и т.д.)
- о том, что все люди отличаются друг от друга: по полу, росту, возрасту, а близкие родственники могут быть похожи;
- о самом себе: «меня родила мама», «жил у нее в животе 9 месяцев»;
- о семье, о сходстве родственников;
- как устроен человек (внутренние органы: скелет, сердце, легкие, желудок и т.д.)
- о том, в чем проявляется взросление.
Учащиеся должны уметь:
- называть свое имя и фамилию, свой возраст;
- называть имена и отчества родителей, братьев и сестер (имена);
- называть имена и отчества учителей, воспитателей, директора, завуча, врача, медсестер, нянечек и т.д.;
- отличать людей по полу, возрасту, росту и т.д.;
- называть свой адрес.


Я и пища (14 ч.)
Тематика.
1. Зачем я ем? Продукты питания.
Кто и как готовит мне пищу?
Кухня. Ее назначение. Основные кухонные приборы (плита, мойка, холодильник) и предметы мебели.
Кухонная посуда. Ее назначение.
Порядок на кухне.
Правила чистоты.
Наблюдение за процессом приготовления пищи.

Практические работы.
Упражнения в умении убирать за собой грязную посуду, мыть ее, размещать на соответствующих местах, вытирать обеденный стол и другие кухонные поверхности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о значении пищи для поддержания здоровья и роста организма человека;
- о разнообразии продуктов питания;
- о правилах безопасного поведения на кухне.
Учащиеся должны знать:
- для чего нужна кухня;
- названия основных кухонных приборов и предметов мебели;
- название кухонной посуды и ее назначение;
- названия основных продуктов питания.
Учащиеся должны уметь:
- убирать за собой грязную посуду;
- мыть ее;
- размещать посуду на соответствующих ей местах;
- вытирать обеденный стол и другие кухонные поверхности.
Пояснить:
- для чего нужна пища;
- правила безопасного поведения на кухне;
- почему нужно соблюдать правила чистоты при приготовлении пищи и ее приеме.



Одежда, обувь, головные уборы (10ч.)
Тематика.
1. Зачем я одеваюсь? Одежда и ее назначение.
2. Части одежды.
3. Зачем я обуваюсь. Обувь. Ее назначение.
4. Головные уборы. Их назначение.
5. Каждой вещи – свое место. ( Размещение одежды, обуви.)
6. Уход за одеждой и обувью.
Практические работы.
Упражнения в различении предметов одежды, ее частей; в размещении одежды, обуви, головных уборов на полках, в шкафу; упражнения в умении правильно застегивать одежду, завязывать шарф, шнурки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о назначении одежды, обуви, головных уборов.
Учащиеся должны знать:
- название предметов одежды и ее частей;
- названия видов обуви;
- название головных уборов.
Учащиеся должны уметь:
- различать предметы одежды;
- называть предметы одежды;
- называть предметы одежды и ее части (рукав, воротник и т.д.)
- различать виды обуви (туфли, сапоги, тапочки и т.д.) и называть их;
- различать виды головных уборов и называть их;
- размещать одежду, обувь, головные уборы на полках, в шкафах;
- правильно застегивать одежду, завязывать шарф, шнурки и т.д.
- пояснять, почему нужно содержать одежду, обувь в чистоте.


Жилище (10ч.)
Тематика.
1. Зачем человеку дом? ( Назначение жилища.)
2. Кухня. Ее назначение.
3. Спальня. Ее назначение.
4. Ванная. Туалет. Их назначение.
5. Гостиная и ее назначение.
6. Порядок в доме.
Экскурсии. Экскурсии в жилой дом или квартиру.
Практические работы.
Упражнения в перестилании и заправке постели; размещении одежды, обуви в шкафах, на полках; наведение порядка в тумбочках, вытирании пыли на подоконниках, тумбочках, столе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о назначении жилища и его отдельных комнат.
Учащиеся должны знать:
- названия комнат в жилом помещении и их назначение;
- названия основных предметов быта, находящихся в данных комнатах;
- периодичность смены постельного белья.
Учащиеся должны уметь:
- называть комнаты соответственно их назначения;
- называть основные предметы быта, находящиеся в кухне, гостиной, спальне, ванной, туалете;
- перестилать и заправлять постель;
- размещать одежду, обувь на полках, в шкафах;
- наводить порядок в тумбочках;
- вытирать пыль на подоконниках, тумбочках, столе.


Наш город (6ч.)
Тематика.
1. Город, в котором мы живем.
2. Правила безопасного поведения на улицах.
Экскурсии. Экскурсии по близлежащим улицам, к городским объектам ( магазины, парк, поликлиника и т.д.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- название своего города (населенного пункта);
- название близлежащих улиц и городских объектов;
- правила безопасного поведения на улице.
Учащиеся должны уметь:
- называть город, близлежащие улицы и городские объекты;
- переходить улицу.

Наш двор (2ч.)

Тематика.
1. Наш школьный двор.
2. Наведем порядок сами.
Практические работы.
Упражнения в умении пользоваться граблями, метлами, носилками.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать назначение садово-огородного инвентаря (грабли, лопаты), метел, носилок.
Учащиеся должны уметь:
- пояснить, почему нужно содержать школьный двор в чистоте;
- пользоваться граблями, лопатами, метлами, носилками.


Транспорт (4ч.)
Тематика.
1. Транспорт нашего города. Правила пользования.
2. Правила безопасного поведения на остановках, в транспорте.
3. Коллективные поездки в транспорте.
4. Культура поведения в транспорте.
Экскурсии. Коллективные поездки в транспорте.
Практические работы.
Сюжетно-ролевые игры.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о культуре поведения на улице, остановках, в транспорте.
Учащиеся должны знать:
- виды городского транспорта;
- правила безопасного поведения на остановках, в транспорте, на улице;
- правила поездок в городском транспорте (оплата поездки, соблюдение чистоты, правила входа и выхода).
Учащиеся должны уметь:
- приобретать билет;
- правильно входить в транспорт и выходить из него;
- соблюдать чистоту;
- вести себя культурно.

Береги себя сам (4ч.)
Тематика.
1. Безопасность на природе.
2. Опасные ягоды и грибы.
Экскурсии. Экскурсия на луг, берег реки, в лес (по выбору).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о правилах безопасного поведения в природной среде.
Учащиеся должны знать и уметь пояснять, почему нельзя:
- купаться в водоемах в незнакомом месте и без наблюдения взрослых;
- рвать, и есть незнакомые плоды, ягоды, грибы, травы;
- где попало разводить костры, поджигать прошлогоднюю траву;
- кричать, включать громкую музыку в лесу;
- ломать ветки.

5 класс (68ч.)

Изучаем свое тело (8ч.)
Тематика.
1. Зачем человеку руки? Уход за руками.
2. Зачем человеку ноги? Уход за ногами.
3. Зачем человеку глаза? Как беречь глаза?
4. Зачем человеку зубы? Как беречь зубы?
Практические работы.
Мытье рук, ног, стрижка ногтей, смазывание рук кремом, чистка зубов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- правила ухода за руками;
- правила ухода за ногами;
- правила бережного отношения к зрению;
- правила ухода за зубами.
Учащиеся должны уметь:
- пояснять, зачем человеку руки, ноги, глаза, зубы и т.д.;
- ухаживать за руками (мытье, стрижка ногтей, смазывание кремом);
- ухаживать за ногами;
- чистить зубы.



Береги себя сам (10ч.)
Тематика.
1. Будь осторожен с огнем.
2. Опасные предметы дома.
3. Осторожно, улица.
4. Опасность толпы.
5. Кто стучится в дверь ко мне?
Практические работы.
Сюжетно-ролевые игры.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате просветительской работы учащиеся должны иметь представления:
- о том, что пожар-это большое бедствие, о работе пожарных;
- об опасных предметах дома (ножницы, иглы, лекарства, электроприборы и т.д.);
- о том, почему нельзя открывать дверь незнакомым людям;
- об опасности толпы.
Учащиеся должны знать:
- правила пожарной безопасности;
- правила поведения на улице, в толпе;
- номер телефона пожарной службы.
Учащиеся должны уметь:
- вызывать по телефону пожарную службу;
- обратиться за помощью к людям.





Питание (14ч.)
Тематика.
1. Правила приготовления пищи (санитарно-гигиенические требования).
2. Правила безопасной работы на кухне.
3. Как приготовить чай?
4. Как порезать хлеб?
5. Как приготовить бутерброд?
6. Как приготовить печенье? ( Работа с готовым тестом).
7. Как накрыть стол к чаю?
Практические работы.
Заваривание чая, нарезка хлеба, приготовление бутербродов, печенья. Сервировка стола к чаю. Уборка и мытье грязной посуды, вытирание кухонных поверхностей, размещение кухонной посуды по местам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
- правила безопасной работы на кухне (нож, горячая плита, кипяток);
- назначение кухонной посуды, приборов, инвентаря (разделочная доска, заварочный чайник, форма для печенья, духовка).
Учащиеся должны уметь:
- резать хлеб и готовить бутерброды;
- заваривать чай;
- вырезать фигурки из готового теста;
- придавать форму кусочкам теста для печенья;
- пользоваться духовкой и электрическим чайником;
- сервировать стол к чаю;
- убирать кухню.



Мебель (8ч.)
Тематика
1. Мебель для кухни. Ее назначение.
2. Мебель для спальни. Ее назначение.
3. Мебель для гостиной. Ее назначение.
4. Мебель для прихожей. Ее назначение.
5.Уход за мебелью (в контексте конкретного урока).
Практические работы.
Упражнения в вытирании пыли с поверхностей мебели в зависимости от покрытия, удаление пыли из мягкой мебели (влажная марля и выбивалка); размещение «мебели» на макете.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о размещении мебели в комнате.
Учащиеся должны знать:
- назначение мебели;
- правила бережного отношения к мебели;
- правила ухода за мебелью.
Учащиеся должны уметь:
- вытирать пыль с мебели;
- выбивать пыль из мягкой мебели;
- пояснять, почему нужно беречь мебель.


Культура поведения (12ч.)
Тематика.
1. Волшебные слова.
2. Как вести себя в школе?
3. Как вести себя дома?
4. Как вести себя в столовой?
5. Как вести себя на улице?
6. Как вести себя в транспорте?
Практические работы.
Сюжетно-ролевые игры, практикумы ролевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил культуры поведения.
Учащиеся должны знать:
- формы обращения с просьбой, вопросом;
- правила культуры поведения в школе, в столовой, на улице, в транспорте;
- о необходимости следить за своей речью.
Учащиеся должны уметь:
- вежливо разговаривать со старшими и со сверстниками;
- правильно сидеть за столом;
-пользоваться столовыми приборами и салфетками;
- аккуратно принимать пищу;
- культурно вести себя на улице и в транспорте.



Одежда, обувь (8ч.)
Тематика.
1. Виды одежды по назначению.
2. Виды обуви по назначению.
3. Выбор одежды и обуви по назначению.
4. Повседневный уход за одеждой и обувью (предупреждение загрязнений).
Практические работы.
Чистка и сушка повседневной одежды и обуви. Выбор одежды и обуви по назначению (рабочая, праздничная, спортивная). Сюжетно-ролевые игры. Практикумы ролевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о том, почему они должны содержать в чистоте одежду и обувь.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать одежду, головные уборы, обувь по назначению, сезону;
- сушить мокрую одежду и обувь;
- подбирать крем и чистить обувь.


Магазины (6ч.)
Тематика.
1. Виды магазинов. Их назначение.
2. Поведение в магазине, порядок приобретения товаров.
3. Культура поведения в магазине.
Экскурсии. Экскурсия в продовольственный магазин.
Практические работы.
Сюжетно-ролевые игры, практикумы ролевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- основные виды магазинов, их назначение;
- порядок приобретения товаров;
- правила культуры поведения в магазине.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения в магазине.



Учреждения и организации (2ч.)
Тематика.
Стадион, спортзал, бассейн, тренажерный зал. Их назначение.
Экскурсии. Экскурсия в плавательный бассейн. Экскурсия на стадион.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о видах учреждений оздоровительного характера;
- о видах услуг, оказываемых данными учреждениями населению.
Учащиеся должны уметь культурно вести себя во время экскурсии.





6 класс (68ч.)
Здоровье (8ч.)
Тематика.
1. Правила чистоты (расширение знаний).
2. Режим дня.
3. Закаливание организма.
4. Кто помогает мне сохранить здоровье?
5. Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Практические работы.
Разучивание комплекса упражнений утренней зарядки, выполнение утреннего туалета.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости соблюдать режим дня;
- о пользе закаливания;
- о том, кто помогает сохранить здоровье.
Учащиеся должны знать:
- правила личной гигиены;
- последовательность режимных моментов;
- имена и отчества врача, медсестер.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять комплекс утренней зарядки;
- выполнять утренний туалет (умывание, чистка зубов, ушей, причесывание).



Наш двор (4ч.)
Тематика.
Наш двор. Осенние работы на пришкольном участке.
Практические работы.
Уборка опавших листьев, заполнение ими компостных ям. Перекапывание почвы на клумбах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о необходимости следить за порядком на школьном дворе.
Учащиеся должны знать:
- о вреде сжигания опавших листьев;
- о целеобразности компостных ям.
Учащиеся должны уметь:
- работать метлами, граблями, лопатами.


Жилище (6ч.)
Тематика.
1. Виды жилых помещений в городе и деревне.
2. Почтовый адрес дома и школы-интерната.
3. Чистота и порядок в доме. Правила уборки комнаты.
Практические работы.
Упражнения в написании адреса на конвертах, уборка комнаты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о видах жилых помещений в городе и деревне, их различии и сходстве.
Учащиеся должны знать:
- правила уборки комнаты;
- правила написания адреса.
Учащиеся должны уметь:
- убирать комнату;
- писать адрес.

Питание (14ч.)
Тематика.
1. Правила приготовления пищи (безопасность и соблюдение санитарно-гигиенических требований).
2. Приготовление каш, яичницы, винегрета, отваривание макарон, яиц.
3. Сервировка стола.
Практические работы.
Приготовление каш, яичницы, винегрета, отваривание макарон, яиц. Сервировка стола. Уборка кухни.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к процессу приготовления пищи;
- правила безопасной работы ножом, работы с кипящей жидкостью и кипящим жиром;
- правила пользования электроплитой;
- названия продуктов, входящих в состав блюда;
- последовательность приготовления.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться кухонной посудой, инвентарем и приборами;
- готовить кашу, винегрет, отваривать макароны, яйца;
- оформлять готовые блюда;
- сервировать стол.


Мелкий ремонт одежды (20ч.)
Тематика.
1. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков.
2. Ремонт распоровшегося шва.
3. Подшив низа изделия.
Практические работы.
Пришивание пуговиц, вешалок, крючков. Подшивание брюк, платья. Зашивание распоровшегося шва.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Учащиеся должны уметь:
- пришивать пуговицы, крючки, вешалки;
- зашивать одежду по распоровшемуся шву;
- подшивать платья, брюки.



Культура поведения (10ч.)
Тематика.
1. Поведение при просмотре телепередач;
2. Поведение на утреннике, концерте.
3. Поведение на вечере танцев.
4. Поведение в библиотеке.
Экскурсии. Экскурсия в детскую библиотеку.
Практические работы.
Сюжетно-ролевые игры.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения норм поведения.
Учащиеся должны знать элементарные правила культуры поведения при просмотре телепередач, на утреннике, вечере танцев, в библиотеке.
Учащиеся должны уметь:
- культурно вести себя при просмотре телепередач, на утреннике, вечере танцев, в библиотеке;
- приглашать на танец;
- принимать приглашение на танец.



Телефон, телевизор, радио DVD-плеер (6ч.)
Тематика.
1. Телефон. Назначение телефона. Правила пользования.
2. Номера телефонов экстренного вызова.
3. Культура речи при разговоре по телефону.
4. Телевизор. Правила пользования.
5. Радио. Радиоприемники. Правила пользования.
6. DVD -плеер. Правила пользования.

Практические работы.
Упражнения в умении обращаться с телефоном, радиоприемником, телевизором, DVD-плеером.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о правилах культуры поведения при разговоре по телефону.
Учащиеся должны знать:
- назначение телефона, телевизора, радио, DVD-плеера;
- правила пользования телефоном, радиоприемником, телевизором, DVD-плеером.
- технику безопасности при обращении с телевизором, DVD-плеером, радиоприемником;
- номера телефонов экстренного вызова.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться телефоном (набирать нужный номер, отвечать на звонки);
- культурно разговаривать по телефону;
- включать и выключать телевизор, пользуясь пультом, находить нужный канал;
- включать и выключать радиоприемник, находить интересную передачу для прослушивания;
- включать и выключать DVD-плеер, вставлять диск и вынимать его, находить нужное для просмотра.





7 класс (68ч.)
Личная гигиена (8ч.)
Тематика.
1.Правила чистоты. ( Расширение знаний.)
2. Забота о глазах. Глаза-главные помощники человека.
3. Осанка - стройная спина.
4. Уход за волосами. Прически.
Практические работы.
Выполнение утреннего туалета. Расчесывание волос, массаж головы. Упражнения для выработки правильной осанки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для поддержания и укрепления здоровья.
Учащиеся должны знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
- правила бережного отношения к зрению;
- правила для поддержания правильной осанки;
- правила ухода за волосами.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять утренний и вечерний туалет;
- расслаблять глаза;
- устанавливать настольную лампу и направлять свет на рабочую поверхность;
- пользоваться подставкой для книг;
- следить за своей осанкой при ходьбе, в положении сидя, стоя;
- ухаживать за волосами.





Семья (10ч.)
Тематика.
1. Состав семьи. Родственные отношения.
2. Взаимоотношения в семье.
3. Забота о младших.
4. Поиграем с малышами. Разучивание тихих и подвижных игр, проведение их с младшими школьниками.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, организация и проведение игр с младшими школьниками.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о понятии «семья», ее функциях, распределении обязанностей в семье, нормах взаимоотношений.
Учащиеся должны знать:
- детские тихие и подвижные игры;
- свои обязанности в семье;
- правила поведения в семье.
В плане психического здоровья учащиеся должны знать, как выражаются чувства у разных людей, знать положительные качества человека, различать приемлемое и неприемлемое поведение в семье.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения в семье;
- одевать малыша на прогулку;
- играть с малышами;
- пояснять свое личностное отношение к членам своей семьи.


Питание (14ч.)
Тематика.
1. Правила питания и приготовления пищи.
2. Продукты растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека.
3. Приготовление блюд, из овощей (отваривание, тушение, жарка), круп, творога, мучных блюд.
4. Приготовление напитков.
Практические работы.
Отваривание картофеля, тушение капусты, приготовление сырников, оладьев, киселя.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- названия продуктов, используемых при приготовлении блюда, их происхождение;
- последовательность приготовления блюда;
- правила безопасной работы на кухне;
- санитарно-гигиенические требования при приготовлении и приеме пищи.
Учащиеся должны уметь:
- очищать и резать овощи, пользоваться теркой;
- готовить отварной картофель;
- тушить капусту;
- готовить оладьи, сырники, кисель;
- сервировать стол;
- мыть посуду, расставлять ее по местам;
- убирать кухню.

Одежда (8ч.)
Тематика.
1.Правила стирки белья и одежды. Ручная стирка.
2. Стиральная машина. Правила пользования.
3. Правила утюжки белья и одежды.
4. Работа с выстиранным бельем. (Утюжка и хранение).
Экскурсии. Экскурсия в школьную прачечную.
Практические работы.
Сортировка белья и одежды (по цвету). Ручная стирка. Стирка белья и одежды в стиральной машине. Утюжка. Уборка на хранение (упражнения в складывании постельного белья).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь преставление о том, почему нужно содержать белье и одежду в чистоте.
Учащиеся должны знать:
- правила и этапы стирки белья и одежды;
- правила хранения белья и одежды.
Учащиеся должны уметь:
- стирать белье вручную и с помощью стиральной машины;
- утюжить белье и одежду;
- складывать постельное белье;
-пояснять, почему нужно следить за чистотой белья и одежды.


Культура поведения (12ч.)
Тематика.
1. Вы пришли в гости.
2. К вам пришли гости.
3. Подарки. Правила выбора и вручения подарков.
4. Культура речи.
5. Написание поздравлений на открытках.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, написание поздравлений на открытках.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о понятии «культура поведения»;
- о необходимости следить за своей речью;
- о необходимости борьбы с жаргонными и нецензурными словами.
Учащиеся должны знать:
- правила поведения при встрече и при расставании;
- правила поведения в гостях и при встрече гостей;
- правила выбора, вручения и приема подарков;
- правила написания поздравлений.
Учащиеся должны уметь:
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец и т.д.)
- выбирать, вручать и принимать подарки;
- писать поздравления на открытках.





Жилище. Усадьба (8ч.)
Тематика.
1. Книги в доме. Размещение и уход за книгами.
2. Комнатные растения.
3. Правила проведения регулярной уборки. Пылесос.
4. Наш двор. Весенние работы на пришкольном участке.
Практические работы.
Сухая и влажная уборка помещения; пользование пылесосом, уход за ним; мытье полов. Ремонт книг. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание). Перекапывание почвы на клумбах, высаживание клубней георгин, луковиц гладиолусов и т.д.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о значении книг в жизни человека;
- о целесообразности иметь домашнюю библиотеку;
-о разнообразии комнатных растений и их влиянии на жизнь человека.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
- значение регулярной уборки;
- правила пользования пылесосом;
- правила размещения книг и ухода за ними;
- правила ухода за комнатными растениями.
Учащиеся должны уметь:
- проводить сухую и влажную уборку;
- пользоваться пылесосом;
- ремонтировать книги;
- размещать их на полках;
- ухаживать за комнатными растениями;
- пользоваться садово-огородным инвентарем.



Почта (4ч.)
Тематика.
1. Почта. Виды почтовых услуг.
2. Заполнение почтовых бланков, квитанций.
Экскурсия на почту.
Практические работы.
Заполнение почтовых бланков (подписка на газету, журнал).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представления:
- о видах почтовых услуг, оказываемых населению.
Учащиеся должны уметь:
- заполнять почтовый бланк (подписка на газету, журнал);
- культурно вести себя во время экскурсии.


Профессии (4ч.)
Тематика.
Что такое профессия? Разнообразие профессий. Роль профессий в жизни человека.
Экскурсии. «Как пекут хлеб?» (на хлебозавод). «Как шьют одежду?» (на швейную фабрику).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о профессиях, их разнообразии и значении в жизни человека.
Учащиеся должны знать:
- названия основных профессий.
Учащиеся должны уметь:
- пояснять, чем занимается человек той или иной профессии;
- пояснить свое личностное отношение к выбору профессии;
- культурно вести себя во время экскурсии.

8 класс (68ч.)

Здоровье (10ч.)
Тематика.
1. Сохрани свое здоровье сам. ( Повторение пройденного).
2. Как не заболеть простудой, гриппом? Домашняя аптечка.
3. Осторожно, лекарства!
4. Раны, ушибы, ожоги.
5. Вредные привычки.
Экскурсии. Экскурсия в аптеку.
Практические работы.
Измерение температуры, обработка ран, бинтование.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представления:
- об ответственности самого себя за свое здоровье;
- об опасности самолечения;
- о мерах предупреждающих простудные заболевания и грипп;
- о вреде алкоголя, курения.
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых медикаментозных средств, входящих в состав аптечки (бинт, вата, пластырь, йод, зеленка, термометр) и их назначение;
- названия некоторых народных лекарственных средств и их применение (подорожник, малина, мед и др.);
- правила обработки раны.
Учащиеся должны уметь:
- пояснять личностное отношение к заботе о своем здоровье;
- пояснять вред самолечения, алкоголя и курения;
- измерять температуру;
- обрабатывать и бинтовать рану.


Консервирование (8ч.)

Варка варенья, засолка огурцов (помидоров), приготовление квашеной капусты, соков. Соковыжималка.
Практические работы.
Варка варенья, засолка огурцов (помидоров), приготовление квашеной капусты, соков.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о важности и нужности домашних заготовок на зиму.
Учащиеся должны знать:
- последовательность приготовления варенья, засолки огурцов (помидоров), приготовления квашеной капусты, соков;
- правила пользования соковыжималкой, закаточной машинкой.
Учащиеся должны уметь:
- измерять нужное количество соли, сахара (в ложках, стаканах);
- взвешивать продукты на бытовых весах;
- резать капусту, яблоки, тереть морковь;
- заполнять банки;
- пользоваться соковыжималкой, закаточной машинкой;
- готовить варенье, соленые огурцы (помидоры), соки, квашеную капусту;
- рассказать о том, как сделать конкретную заготовку;
- пользоваться рецептом.


Питание (14ч.)
Тематика.
1. Правила приготовления пищи (санитарно-гигиенические требования, правила безопасной работы на кухне);
2. Приготовление супа, щей, жареной рыбы, мясных котлет, блинов, пирога.
3. Меню (понятие). Сервировка стола.
Практические работы.
Приготовление супа, щей, жареной рыбы, мясных котлет, блинов, пирога.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление о меню.
Учащиеся должны знать:
- санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к процессу приготовления пищи;
- правила безопасной работы (с плитой, электродуховкой, кипящей жидкостью и жиром, острыми режущими предметами (нож, терка), мясорубкой;
- названия продуктов, входящих в состав блюда, последовательность их закладки;
- способы приготовления конкретного блюда;
- название посуды и инвентаря, используемого при приготовлении блюда.
Учащиеся должны уметь:
- измерять нужное количество продуктов (чайная ложка, столовая ложка, стакан);
- взвешивать продукты на бытовых весах;
- готовить суп, щи, котлеты, жареную рыбу, блины, пирог;
- рассказывать о том, как приготовить конкретное блюдо;
- пользоваться записями рецептов.


Семья(16ч.)
Тематика.
1. Ты становишься взрослой (ым).
2. Откуда берутся дети?
3. Как ухаживать за новорожденным?
4. Как воспитывать детей?
5. Взаимоотношения в семье.
6. Как вести домашнее хозяйство?
7. Семейные праздники.
8. Забота государства о семье.
Практические работы.
Сюжетно-ролевые игры, практикумы ролевого общения. Упражнения в купании, пеленании, одевании кукол.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о роли отца и матери в происхождении, развитии и сохранении ребенка;
- понимание того, что рождение детей - это проявление привязанности мужчины и женщины, их нежной любви;
- о нормах взаимоотношений в семье;
- о воспитании детей;
- о разумном ведении домашнего хозяйства;
- об организации семейных праздников;
- о заботе и поддержке государства семьи.


Россия – наша Родина (4ч.)
Тематика.
1. Россия – наша Родина.
2. Москва – столица нашего государства.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате просветительской работы учащиеся должны иметь представление:
- о России, как могучей, многонациональной и единой державе с интересным историческим прошлым, сильной армией, богатыми природными ресурсами;
- о понятии «родина»;
- о Москве – как главном городе государства (столице).
Учащиеся должны знать:
- название нашей страны – Россия (Российская федерация);
- символы нашей Родины;
- имя, отчество и фамилию президента;
- столицу нашей Родины.


Право (4ч.)
Тематика.
1. Законы, по которым мы живем. Конституция Российской федерации.
2. Кто защищает мои права?
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о законах, по которым мы живем (на примерах трудового законодательства, жилищного кодекса, гражданского и уголовного права);
- о Конституции Российской федерации, которая является основополагающим документом для принятия других законов;
- о том, куда можно обратиться за защитой своих прав (милиция, прокуратура, суд).
- о личной ответственности за нарушение законов Российской федерации.



Трудоустройство (4ч.)
Тематика.
1.Как найти работу?
2.Как устроиться на работу?
Экскурсии. Экскурсия в центр занятости населения.
Практические работы.
Упражнения в написании заявления о приеме на работу.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
- о трудоустройстве;
- о том, куда можно обратиться за помощью в поиске работы;
- о требованиях, которые нужно соблюдать на работе (ответственность, дисциплинированность, трудолюбие).
Учащиеся должны уметь:
- писать заявление о приеме на работу;
- культурно вести себя во время экскурсии.




Тематическое планирование.
4 класс
Я в этом мире (18ч)

1-2. Я человек. Части тела. Части лица.
3-4. Все люди разные.
5-6. Кто я? Откуда я появился?
7-8. Мое имя. Моя фамилия.
9-10. Моя семья.
11-12. Где я живу? ( Мой дом, комната, адрес).
13-14. Кто заботится обо мне?
15-16. Как устроен человек?
17-18. Я расту.

Я и пища (14ч)

19-20. Зачем я ем.
21-22. Продукты питания.
23-24. Кухня. Ее назначение. Основные кухонные приборы (плита, мойка, холодильник) и предметы мебели.
25-26. Кухонная посуда. Ее назначение.
27-28. Порядок на кухне. Правила чистоты.
29-30. Наблюдение за процессом приготовления пищи.
31-32. Обобщающий урок по теме.


Одежда, обувь, головные уборы (10ч)
33-34. Зачем я одеваюсь? Одежда и ее назначение.
35-36. Части одежды.
37-38. Зачем я обуваюсь. Обувь и ее назначение.
39-40. Головные уборы. Их назначение.
41-42. Каждой вещи свое место. ( Размещение обуви, одежды). Уход за одеждой и обувью.


Жилище (10ч.)
43-44. Зачем человеку дом? Порядок в доме. Экскурсия в городскую квартиру.
45-46. Кухня. Ее назначение.
47-48. Спальня. Ее назначение.
49-50. Ванная. Туалет. Их назначение.
51-52. Гостиная и ее назначение.


Наш город (6ч.)
53-54. Город, в котором мы живем.
55-56. Правила безопасного поведения на улицах.
57-58. Экскурсия по городским улицам.




Наш двор (2ч.)
59-60. Наш школьный двор.
Наведем порядок сами.

Транспорт (4ч.)
61-62. Транспорт нашего города. Правила пользования. Культура поведения в транспорте.
Правила безопасного поведения на остановках, в транспорте.
63-64. Коллективные поездки в транспорте.

Береги себя сам (4ч.)
65-66. Безопасность на природе. Опасные ягоды и грибы.
67-68. Экскурсия в лес.

5 класс

Изучаем свое тело (8ч.)
1-2. Зачем человеку руки? Уход за руками.
3-4. Зачем человеку ноги? Уход за ногами.
5-6. Зачем человеку глаза? Как беречь глаза?
7-8. Зачем человеку зубы? Как беречь зубы?

Береги себя сам (10ч.)
9-10. Будь осторожен с огнем.
11-12. Опасные предметы дома.
13-14. Осторожно, улица.
15-16. Опасность толпы.
17-18. Кто стучится в дверь ко мне?

Питание (14ч.)
19-20. Правила приготовления пищи.
21-22. Правила безопасной работы на кухне.
23-24. Как приготовить чай?
25-26. Как порезать хлеб?
27-28. Как приготовить бутерброд?
29-30. Как приготовить печенье? (Работа с готовым тестом).
31-32. Как накрыть стол к чаю? Обобщающий урок по теме.

Мебель(8ч.)
33-34. Мебель для кухни. Ее назначение. Уход за кухонной мебелью.
35-36. Мебель для спальни. Ее назначение. Уход за мебелью для спальни.
37-38. Мебель для гостиной. Ее назначение. Уход за мебелью для гостиной.
39-40. Мебель для прихожей. Уход за мебелью для прихожей.

Культура поведения (12ч.)
41-42. Волшебные слова.
43-44. Как вести себя в школе?
45-46. Как вести себя дома?
47-48. Как вести себя в столовой?
49-50. Как вести себя на улице?
51-52. Как вести себя в транспорте?
Одежда, обувь (8ч.)
53-54. Виды одежды по назначению.
55-56. Виды обуви по назначению
57-58. Выбор одежды и обуви по назначению.
59-60. Повседневный уход за одеждой (предупреждение загрязнений).

Магазины (6ч.)
61-62. Виды магазинов. Их назначение.
63-64. Поведение в магазине, порядок приобретения товаров.
65-66. Культура поведения в магазине. Экскурсия в продовольственный магазин.

Учреждения и организации (2ч.)
67-68. Стадион, спортзал, бассейн, тренажерный зал. Их назначение. Экскурсия в плавательный бассейн.


6 класс

Здоровье (8ч.)
1-2. Правила чистоты. Режим дня.
3-4. Закаливание организма.
5-6. Кто помогает сохранить мне здоровье?
7-8. Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Наш двор (4ч.)
9-10. Наш двор.
11-12. Осенние работы на пришкольном участке.

Жилище (6ч.)
13-14. Виды жилых помещений в городе и деревне.
15-16. Почтовый адрес дома и школы – интерната.
17-18. Чистота и порядок в доме. Правила уборки комнаты.

Питание (14ч.)
19-20. Правила приготовления пищи.
21-22. Как приготовить манную кашу?
23-24. Как приготовить гречневую кашу?
25-26. Как приготовить яичницу?
27-28. Как приготовить винегрет?
29-30. Как отварить макароны?
31-32. Как отварить яйцо? Сервировка стола. Обобщающий урок по теме «Питание».

Мелкий ремонт одежды (20ч.)
33-36. Пришивание пуговиц.
37-38. Пришивание вешалок.
39-40. Пришивание крючков.
41-46. Ремонт распоровшегося шва.
47-50. Подшив низа изделия.
50-52. Обобщающий урок по теме


Культура поведения (10ч.)
53-54. Поведение при просмотре телепередач.
55-56. Поведение на утреннике, концерте.
57-58. Поведение на вечере танцев
59-60. Поведение в библиотеке.
61-62. Экскурсия в детскую библиотеку. Обобщающий урок по теме.

Телефон, телевизор, радио, DVD-плеер (6ч.)
63. Телефон. Назначение телефона. Правила пользования.
64. Номера телефонов экстренного вызова.
65. Культура речи при разговоре по телефону.
66. Телевизор. Правила пользования.
67. Радио. Радиоприемники. Правила пользования.
68. DVD-плеер. Правила пользования.


7 класс

Личная гигиена (8ч.)
1-2. Правила чистоты. ( Расширение знаний).
3-4. Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека.
5-6. Осанка – стройная спина.
7-8. Уход за волосами. Прически.

Семья (10ч.)
9-10. Состав семьи. Родственные отношения.
11-12. Взаимоотношения в семье.
13-14. Забота о младших.
15-17. Поиграем с малышами. Разучивание тихих и подвижных игр, проведение их младшими школьниками.
18. Обобщающий урок по теме «Семья».


Питание (14ч.)
19. Правила питания и приготовления пищи.
20. Продукты растительного и животного происхождения. Их разнообразие и значение для здорового человека.
21-22. Отваривание картофеля.
23-24. Приготовление тушеной капусты.
25-26. Приготовление сырников.
27-28. Приготовление оладьев.
29-30. Приготовление киселя.
31-32. Сервировка стола. Обобщающий урок по теме.


Одежда (8ч.)
33-34. Правила стирки белья и одежды. Ручная стирка.
35-36. Стиральная машина. Правила пользования.
37-38. Правила утюжки белья и одежды.
39-40. Работа с выстиранным бельем. Экскурсия в школьную прачечную.

Культура поведения (10ч.)
41-42. Вы пришли в гости.
43-44. К вам пришли в гости.
45-47. Подарки. Правила выбора и вручения подарков.
48-49. Культура речи.
50-51. Написание поздравлений на открытках.
52. Обобщающий урок по теме «Культура поведения».


Жилище. Усадьба (8ч.)
53-54. Книги в доме. Размещение и уход за книгами.
55-56. Комнатные растения.
57-58. Правила проведения регулярной уборки. Пылесос.
59-60. Наш двор. Весенние работы на пришкольном участке.


Почта (4ч.)
61-62. Почта. Виды почтовых услуг. Экскурсия на почту.
63-64. Заполнение почтовых бланков, квитанций.


Профессии (4ч.)
65-66. Что такое профессия? Разнообразие профессий. Роль профессий в жизни человека.
67-68. Экскурсия на хлебозавод. « Как пекут хлеб?».


8 класс

Здоровье (10ч.)
1-2. Сохрани свое здоровье сам. (Повторение пройденного).
3-4. Как не заболеть простудой, гриппом? Термометр. Домашняя аптечка.
5-6. Осторожно, лекарства! Экскурсия в аптеку.
7-8. Раны, ушибы, ожоги.
9-10.Вредные привычки. ( Алкоголь, курение).


Консервирование (8ч.)
11-12. Как сварить варенье?
13-14. Как посолить огурцы (помидоры)?
15-16. Как приготовить квашеную капусту?
17-18. Приготовление соков. Соковыжималка.

Питание (14ч.)
19-20. Как сварить щи?
21-22. Как сварить рыбный суп?
23-24. Как пожарить рыбу?
25-26. Как приготовить котлеты?
27-28. Как испечь блины?
29-30. Приготовление пирога к чаю. Сервировка стола.
31-32. Как составить меню на день? Обобщающий урок по теме.
Семья (16ч.)
33-34. Ты становишься взрослой (ым).
35-36. Откуда берутся дети?
37-38. Как ухаживать за новорожденным?
39-40. Как воспитывать детей?
41-42. Взаимоотношения в семье.
43-44. Как вести домашнее хозяйство?
45-46. Семейные праздники.
47-48. Забота государства о семье.

Одежда и обувь (4ч.)
49-50.Уход за одеждой и обувью. (Повторение пройденного). Хранение сезонной одежды и обуви.
51-52. Правила выбора обуви и одежды. Мода.

Жилище (4ч.)
53-54. Как ухаживать за жилищем? (Повторение пройденного).
55-56. Правила и последовательность проведения генеральной уборки.

Право (4ч.)
57-58. Законы, по которым мы живем.
59-60. Кто защищает мои права?

Россия - наша Родина (4ч.)
61-62. Россия - наша Родина.
63-64. Москва – столица нашего государства.


Трудоустройство.
65-66. Как найти работу? Экскурсия в центр занятости населения.
67-68. Как устроиться на работу?




















Список использованной литературы.

Азбука нравственного воспитания.- Москва, 1975г.
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду.- Москва, 2008г.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности.- Москва, 1988г.
Вакуленко Ю.А. Комплексные занимательные занятия для детей 4-5 лет.- Волгоград, 2007г.
Давыдова О.И. Беседы об ответственности и правах ребенка.- Москва, 2008г.
Кузина Т.А. Программа по социально-бытовой ориентировке.,- Коррекционная педагогика,-2(14) 2006г.
Лаптев К.И. Тайна пирамиды здоровья.- Санкт-Петербург, 1998г.
Современное домоводство.- Москва , 1993г.
Энциклопедия для маленьких джентльменов.- Санкт-Петербург, 1996г.
Энциклопедия для маленьких принцесс.- Санкт-Петербург, 1996г.














13PAGE 15


13PAGE 142715




15