Доклад на педсовет на тему: Индивидуальная работа с семьями и учащимися асоциального поведения


МБОУ ВСОШ № 2
Доклад на педсовет на тему:
« Индивидуальная работа с семьями и учащимися асоциального поведения.»Докладчик : Прядкина Ю.А.
Учащиеся асоциального поведения или "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением, а также детей с эмоциональными нарушениями.
Сегодня охарактеризуем учащихся "группы риска" и детей девиантного, асоциального поведения. О взаимодействии между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.
Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентированное образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися асоциального поведения. Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.
В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми «группы риска» формулируются следующим образом:
—создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог — ребенок»;
—подключение к процессу, реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.
В своей работе также соц.педагог должен создать атмосферу доверительности отношений «социальный педагог — ребенок».
Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами насилия того или иного вида как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.
В первый же день учебы проводится классный час, на котором обсуждаются правила поведения детей в школьном коллективе. В процессе беседы внимание детей акцентируется на неприемлемости любого агрессивного поведения школьников между собой. Разъясняется понятие «жестокое обращение», приводятся примеры поступков, рассматриваемых как проявление различных форм насилия над личностью, и разъясняется правовая ответственность за подобные действия.
Одним из методов диагностики уровня распространенности насилия в среде школьников может служить анонимный анкетный опрос учащихся по данной теме, который позволит получить информацию о наличии (массовости) этого явления и формах его проявления в данной школе. Ниже приводится текст анкеты, используемой для подобного опроса.
1. Твой пол
мужской
женский
2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты идешь обычно в школу?
с удовольствием, с хорошим настроением
равнодушно, без удовольствия
с плохим настроением
4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?
со сверстниками в школе
со сверстниками на улице
со старшими ребятами в школе
со старшими ребятами на улице
с другими людьми
такого не случалось
5. Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?
да, сверстники в школе
да, сверстники на улице
да, старшие ребята в школе
да, старшие ребята на улице
да, другие люди
нет, такого не случалось
6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?
да, случалось
нет, такого не случалось
7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?
рассказывал родителям
рассказывал старшему брату (сестре)
рассказывал другу, подруге
рассказывал учителю
пытался защитить себя, дрался
никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали
такого не случалось
При обнаружении школьника, практикующего насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует, прежде всего, тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на эту жертву. Иногда и у нас в школе бывают такие случаи. Сначала разбираемся с учащимися, а при необходимости и будем вызывать родителей. И тогда нужно постараться найти компромисс, и дать родителям рекомендации.
Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:
развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение, как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;
рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;
различные формы насилия к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям).
Отклоняющееся поведение детей группы риска может быть вызвано также следующими причинами:
-ограниченная духовная культура;
-обедненная досуговая среда;
-скука, неумение найти достойное занятие;
-низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;
-эмоциональная неразвитость;
-неумение использовать вербальную форму для доказательств, своей правоты:
Если агрессивные действия ребенка являются следствием его психологических особенностей, следует прибегнуть к помощи школьного психолога (а может быть — психиатра).
Определяя причины отклонения в поведение ребенка нужно принимать срочные меры.
Социальный педагог должен изучить совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.
Социальному педагогу важно знать информацию о материальных и жилищных условиях подопечных. Если насильственные поступки школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо связаться с родителями и в дальнейшем заниматься коррекцией поведения ребенка совместно с ними.
В работе социального педагога очень важны доверительные партнерские отношения с классным руководителем.
Допустим, ребенок систематически не посещает школу, уходит из дома, агрессивен, груб с окружающими. Эту семью необходимо срочно посетить и не одному социальному педагогу, а в дальнейшем привлечь как можно больше общественности. Замечу, что посещение семьи многим кажется малозначительным действием. Не все родители знают о существовании должности социального педагога, его функциях и назначении. Поэтому у одних проявляется полное безразличие к такому посещению, у других – вообще негативное отношение к нему как попытке установить контроль, вмешаться в частную и личную жизнь. В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического микроклимата. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. Говорят, что капля камень точит. Необходимо попытаться заставить неблагополучных родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.
Посещение семьи и есть одна их распространенных форм взаимодействия с семьей. Это более эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Посещение семьи, учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» - не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои минусы и плюсы. Можно зайти по пути и коротко поговорить об успеваемости, поведении учащегося. Но в этом случае невозможно познакомится с внутрисемейным общением, вникнуть в тонкости домашнего воспитания. Поэтому чаще педагог заранее планирует цель своего посещения. Беседуя с родителями можно применять всевозможные методы работы. И понаблюдать за действиями родителей в процессе беседы, предложить какую либо помощь, ( помощь психотерапевта, консультация психолога, нарколога и т.д…).
Допускаются: извещение родителей о родительском собрании, вызов на педагогический совет или Совет Профилактики. К этой работе можно подключить инспектора ПДН.
Конечно, каждый социальный педагог школы применяет наиболее для него удобные формы и методы работы.
Оказывая индивидуальную помощь родителям, и воздействуя на них в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред. Иной родитель после разговора с классным руководителем прямо берется за ремень, а другой просто ничего не делает, и все идет по-прежнему.