Работа классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся (5 класс)


Работа классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся
«Бороться нужно не против плохого,
а за хорошее, то есть за человека,
каким он должен быть
в настоящем и будущем»
(народная мудрость)

Я расскажу о работе кл. руководителя на первом уровне профилактики, т.е. о воспитательной работе с классом, т.к. это и есть работа по профилактике асоциального поведения учащихся, ведь именно в классе зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.
В своей программе по воспитательной работе в 5 классе я обозначила цель - создание оптимальных условий, способствующих самоопределению учащихся, выработке активной жизненной позиции, их социально - бытовой адаптации в обществе на основе индивидуального подхода.
Задачи: - способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно-чистой и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся.
            - формировать у учащихся толерантное мышление, уважение к своим «корням» и чувство гордости за свою страну.
            - пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям: - здоровый образ жизни, духовно-нравственное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, трудовое воспитание.
Профилактическая работа с детьми по асоциальному поведению включает в себя: - формирование ведущих качеств личности, вовлечение детей в общественно - полезную деятельность, кружки и секции с учетом их интересов и возможностей, индивидуальная работа с детьми, непрерывная педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение).
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  воспитание учащихся.
Цель: создание условий для гармоничного духовного развития учащихся, привитие основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем.
Проводя диагностику нравственной воспитанности учащихся, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Диагностика морально-нравственных установок ребят показала, что большинство из них имеют устойчивые нравственные убеждения, достаточно высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.
Наиболее эффективными формами работы являются: беседы, классные часы по нравственности, посещение и участие в различных мероприятиях школьного и муниципального уровня, шефская помощь учащимся 1 класса.
Тематика классных часов:
1. «Планета друзей» (ролевая игра)
Цели и задачи классного часа:
-определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще;
- развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе;
2. «Учение и труд все перетрут»
Цели и задачи классного часа:
- воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям;
- развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию;
3. «Секреты общения»
Цель: формировать навыки культурного общения.
Задачи:
- сформировать представления учащихся о необходимости позитивного общения;
- формировать навыки вежливого общения;
- подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку;
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в рабочих группах и в целом в классе;
- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы. Стараюсь привлечь всех ребят класса к активному участию в различных общешкольных мероприятиях, акциях, что позволяет сплотить детский коллектив.
Коллектив учащихся 5 класса участвовал в проведении Дня знаний, игре «Безопасное колесо», Дне Здоровья, спортивных соревнованиях по легкой атлетике и по теннису, в концертах, посвященных дню Учителя и дню матери, в осеннем празднике, в муниципальных конкурсах рисунков, акциях против вредных привычек, трудовых десантах и др. КТД.
Работа с родителями
В рамках профилактической работы проводится работа с родителями, которая включает в себя: индивидуальные и групповые консультации с родителями, индивидуальная работа педагогов с родителями, привлечение родителей во внеклассные мероприятия, посещение семей, проведение совместных праздников, общешкольные родительские собрания.
Тематика родительских собраний
1.Возрастные психологические особенности ребенка и адекватные методы воспитания.
2. Ваш беспокойный ребенок.
3. Как по настоящему любить своего ребенка.
4. Кто и что отвечает в Вашей семье: как привить вашему ребенку чувство ответственности.
5. Ребенок и учитель: что Вам нужно знать об этих отношениях.
6. Ваш ребенок и сверстники: что Вам необходимо знать.
7. Как помочь ребенку наладить отношения.
8. Ребенок и компьютерные игры
9. Ребенок и интернет.
10. Польза режима дня для Вашего ребенка.
В индивидуальных беседах, на родительских собраниях родителям были даны рекомендации: развивать самоконтроль у ребенка, учиться сдерживаться, понимать эмоциональное состояние детей, проявлять разумную требовательность, уметь признавать открыто свои ошибки и слабости. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника". Все это будет способствовать сокращению количества учащихся с девиантным поведением в школе или полным их исчезновением.
Анализируя личностные качества в поведении детей, я планирую воспитательную работу с классом и отдельно с каждым ребенком, стараясь вовлечь их в межличностные и деловые взаимоотношения с учетом как возможностей, так и успешных видов деятельности.

Классный руководитель 5 кл. Хурцидзе Г.Г.