Работа классного руководителя по профилактике асоциального поведения студентов учебной группы.



Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение
«ЛИПЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»
Работа классного руководителя по профилактике асоциального поведения студентов учебной группы
Подготовила:
классный руководитель
Абрамова И.А.
Липецк, 2016
Характеристика группы Д-14
(Машинист дорожных и строительных машин)
Отношения в коллективе доброжелательные. Структура группы достаточно однородная, все юноши открытые, общаются друг с другом и студентами других групп. Конфликтных студентов в группе не наблюдается, в основном ребята все активные, эмоционально устойчивые, добродушные.
С ребятами проводятся профилактические беседы по появлению и предотвращению конфликтов в группе. Одним из направлений педагогической этики является педагогическая справедливость, которой я, как классный руководитель, придерживаюсь. Если конфликты все же возникают, на мой взгляд, их невозможно предотвратить полностью, нам необходимо обязательно разобраться в причине конфликта и помочь разрешить его. Для этого необходимо найти наиболее приемлемый метод воздействия на обоих участников данного конфликта, исходя из особенностей личности каждого студента. Очень важно расположить к себе подростка, завоевать доверие, вызвать желание поделиться своими мыслями и сомнениями.
На замечания реагируют адекватно и, что немаловажно, стараются исправиться в положительную сторону. С уважениям относятся к преподавателям и мастерам п/о, все требования стараются выполнять в полной мере.
Для меня, как классного руководителя, очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной, т.к. благоприятный микроклимат будет способствовать реализации не только потенциальных интеллектуальных, но и коммуникативных возможностей, что немаловажно не только для слаженной работы группы, но и для дальнейшей адаптации в обществе.
Создаются все необходимые условия для формирования их как разносторонней личности. Чтобы повысить учебную мотивацию, прежде всего ребят нужно заинтересовать предметом, значимостью выбранной профессии. Для того чтобы обучающийся включился в работу, в ходе учебной деятельности на каждое полугодие мною ставятся задачи, которые были бы не только понятны, но и внутренне приняты ими. Именно поэтому большинство ребят из группы стремятся получать хорошие оценки, с интересом относятся к своей будущей профессии. Ребята с интересом вовлекаются в работу, готовят доклады, сообщения, презентации.
Активно участвуют в жизни группы и колледжа:
1) спортивные мероприятия по футболу, баскетболу, волейболу, различные марафоны на уровне колледжа, города, области (Базартынов Валера, Хохлов Александр, Поляков Владимир);
2) общеколледжные мероприятия, концерты, КВНы (Шмелев Антон, Одноочко Илья, Чуйко Данил);
3) Охотно принимают участие в предметных неделях по общеобразовательным и спец.дисциплинам, а также научных конференциях (Чоладзе Дмитрий).
Моя задача, как классного руководителя, заключается в устранении у обучающихся страха быть непонятыми, осмеянными, страха ошибиться с целью повышения внутренней мотивации и их самооценки, вовлечь их в активную деятельность, что поспособствует развитию творческих способностей и желанию учиться вообще. Благоприятный климат можно создать при помощи проведения бесед, классных часов, различных мониторингов и диагностик согласно основным направлениям воспитательной работы в колледже.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Развитие ученического самоуправления.
- Диагностическая деятельность.
Были проведены следующие беседы: «Учусь признавать ошибки», «За что ценят истинных друзей», «Рука помощи»; «Наркотики – реальность и иллюзии». диагностики: «Дом, в котором я живу» (изучить привязанность обучающихся к родным и близким людям, к друзьям), «Моих 10 – Я» (определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь группы), «Незаконченный тезис» (развить тезисы и привести доказательства своих мыслей, например, Жизнь - это... Друг - это... Быть человеком - значит…), «Градусник» (определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью); классные часы на тему: «От безответственности до преступления – один шаг», «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», «Делами добрыми едины», «Семья: взаимопонимание и конфликты», «Профессиональное самоопределение, его  связь  с выбором  пути  продолжения образования» и др.
Асоциальное поведение
Контингент нашего образовательного учреждения – это подростки, а возраст у подростков часто принято считать переходным, переломным, а порой и критическим возрастом полового созревания маленького взрослого.
Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Если ребенок располагается в здоровом окружении, которое способно реагировать при малейшем отклонении поведения подростка, то родители могут спать спокойно, так как поведение у ребенка будет оставаться нормальным. Но существуют подростки, поведение которых весьма отличается от установленных в социуме общих правил поведения, когда с ребенком возникают трудности, а поведение начинает носить девиантный, разрушающий характер. Такие подростки были и есть в нашей группе.
Под нормой, в нашем случае, принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д.Девиантное поведение является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с  жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические и токсические средства, а также такое поведение проявляется в действия сексуального характера (стремление к изнасилованию).
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.
Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков, семьи которых:
•    Имеют психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
•    Пристрастны к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;•    Во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
•    Не уделяют отцовского воспитания по отношению к подростку;
•    Имеют авторитарный способ воспитания, или наоборот чрезмерно опека над подростком.
• Семьи, где дети остались без попечения родителей в силу разных обстоятельств.
Мониторинг социального паспорта группы
Категория/
учебный год Количество студентов на начало 2014-2015 уч.годаКоличество студентов на начало 2015-2016 уч.годаКоличество студентов на данный момент
Всего: 25 24 24
Количество студентов из неполных семей 5
Веневцев И.
Хохлов А.
Федерякин А.
Шарифов А.
Шлыков В. 4
Веневцев И.
Хохлов А.
Федерякин А.
Шарифов А.
5
Веневцев И.
Ермаков Е. (воспитывается отцом)
Хохлов А.
Федерякин А.
Шарифов А.
Количество студентов из малообеспеченных семей 3
Сушко В.
Шипилов И.
Шлыков В. 2
Сушко В.
Шипилов И.
2
Сушко В.
Шипилов И.
Количество студентов из неблагополучных семей нет нет нет
Количество студентов из многодетных семей 4
Веневцев И.
Отмахов М.
Поляков В.
Сушко В.
4
Веневцев И.
Отмахов М.
Поляков В.
Сушко В.
3
Веневцев И.
Поляков В.
Сушко В.
Инвалиды нет нет нет
Количество детей-сирот 2 1 1
«Группа риска» 4
Антонюк Р. (сирота)
Брус Г.
Здобников Р. (сирота)
Отмахов М. 3
Антонюк Р. (сирота)
Брус Г.
Отмахов М. 1
Антонюк Р. (сирота)
Роль семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей - это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей, что бывает, к сожалению, не всегда. Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека.
Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых подросток захотел бы изменить своё поведение.
Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, мастер п\о, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено и психологическими особенностями. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах.

Профилактика правонарушений
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Если не принять своевременных мер, может появиться чувство безнаказанности.
3. Организация досуга студентов, а именно широкое вовлечение в занятия спортом, художественное творчество, - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности. Организация предметных, олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов.
4. Пропаганда здорового образа жизни. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек можно привлекать специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов). В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
милосердие, доброта и здоровье;
природа и здоровье;
любовь и здоровье;
здоровье и успешная карьера;
мода и здоровье;
фигура и здоровье;
спорт и здоровье;
компьютерные игры и здоровье;
СМИ и здоровье.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди студентов, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Привлечение специалистов. Проведение классных мероприятий.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения студентов в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики колледжа. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутриколледжный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.