Комплексный подход классного руководителя к организации деятельности по профилактике асоциального поведения


Комплексный подход классного руководителя к организации деятельности по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
Классный руководитель
МБОУ ОШ с. Абабково:
Матвеева Е.Н.
2015 год
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Как следствие, рост числа правонарушений.
Слайд
Согласно закону №120 – ФЗ образовательные учреждения должны осуществлять профилактическую деятельность. Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка.
Слайд
Основополагающими документами, по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков являются:
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Семейный кодекс, гражданский, уголовный кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 124-фз ФЗ
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ
Муниципальная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Павловского района на 2014 - 2016 годы».
Слайд
На уровне нашей школы разработана «Программа по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков» на 2014-2017 г.г. Работа строится в соответствии с локальными актами: Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ ОШ с. Абабково, Положение о правилах постановки обучающихся МБОУ ОШ с. Абабково на внутришкольный учет, Правила внутреннего распорядка учащихся МБОУ ОШ с. Абабково.
Слайд
Я являюсь классным руководителем 7 класса. В текущем учебном году в моем классе обучается 8 учащихся. Из них 3 мальчиков и 5 девочек. Из неполных,малообеспеченных семей 6 человек. Из неблагополучных семей 2 человека.
Слайд
Целью моей работы как классного руководителя является создание оптимальных условий, способствующих самоопределению учащихся, выработке активной жизненной позиции, их социально- бытовой адаптации в обществе на основе индивидуального подхода.
Задачи:
способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно-чистой и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся;
формировать у учащихся толерантное мышление, уважение к своим «корням» и чувство гордости за свою страну;
пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения;
формировать законопослушное поведениеобучающихся;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении.
Для определения социального статуса семей я ежегодно посещаю семьи детей, провожу анкетирование. Активно принимаю участие в проведении межведомственной профилактической «Операции «Подросток»», участвую в социальных рейдах, родительских патрулях, в ходе которых проверяется готовность к новому учебному году учащихся учетных категорий, выявляются социально - опасные семьи.
Слайд
На основании полученных данных формирую социальный паспорт класса.
Работа в классе по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит системный характер.
Профилактика асоциального поведения ведется при содействии с другими социальными институтами.
Слайд
Работа по профилактике асоциального поведения среди обучающихся ведется по следующим направлениям.
1. Успеваемость учащихся. Для организации работы по профилактике учебной неуспеваемости я еженедельно просматриваю классный журнал. Выявляю детей, имеющих большое количество неудовлетворительных оценок по предметам. Приглашаю родителей и учащихся для собеседования, выясняю причины. Выстраиваю план взаимодействия с учителями – предметниками, которые организуют дополнительные занятия по ликвидации пробелов, направляю детей для индивидуальной работы с социальным педагогом.
2. Борьба с пропусками занятий является вторымважным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Я как классный руководитель веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий. В результате этой работы выявляются дети, пропускающие уроки без уважительной причины. Далее я посещаю данного учащегося на дому, провожу индивидуальную беседу с подростком и родителями, выясняю причины непосещения. При многократных прогулах данный подросток приглашается на беседу с заместителем директора по УВР, в дальнейшем на Совет профилактики школы.
3. Организация занятости учащихся во внеурочное время. Большое внимание я стараюсь уделять занятости учащихся дополнительным образованием.В нашей школе организована работа следующих кружков:
Столяр-конструктор
Рукоделие
Жаворонки
Баскетбол
Занимательная математика
Я-гражданинДополнительное образование осуществляют 6 педагогов. Охват учащихся моего класса дополнительным образованием составляет 90%.
Занятость в системе дополнительного образования подростков учетных категорий составляет 100 %. В каникулярное время мной были организованы поездки: в музей, художественную галерею г.Павлово, кинотеатр «Спартак», в театр, зоопарк «Лимпопо» Нижнего Новгорода и другие.
Слайд
Так как я являюсь старшей вожатой ДОО «Росток» и руководителем ДЮП действующих на базе школы я привлекаю учащихся своего класса, в том числе трудных подростков, к общественно-полезной деятельности. Учащиеся моего класса являются активными участниками в разработке и реализации социальных проектов. Нами были реализованы проекты: «Осторожно-дорога»!, «Дети войны», «Цветы памяти». Регулярно участвуем в районных экологических проектах: «Родному району – чистые водоемы», «Живой родник», «Любимому городу – зеленый наряд».
4. Пропаганда здорового образа жизни. В начале каждого учебного года в школе составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни здоровья, соревнования по футболу, волейболу, баскетболу Традиционно стало участие учащихся в легкоатлетических пробегах. Учащиеся моего класса с удовольствием принимают участие во всех спортивных соревнованиях, занимают призовые места. В зимнее время в моем классе стали традиционными лыжные прогулки в лес.
В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия: тематические недели; акции и фестивали; тематические классные часы: “Кто кого или подросток в мире вредных привычек”, “Жизнь без наркотиков” “Мы против наркотиков”
5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди учащихся эффективны традиционные мероприятия проводимые в классе в рамках Недели правовых знаний, декаде ЗОЖ. Для эффективности работы активно сотрудничаю с ГИБДД, пожарнойохраной, представителями общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалистами по делам молодежи, занятости, правоохранительными органами; работниками медицинских учреждений.
Провожу беседы на классных часах с целью разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Моя роль как классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. 
Мной были проведены классные часы: «Что такое хорошо и что такое плохо»,«ООН о правах ребенка»,«Знай правила поведения в общественных местах»,
«Мы и улица, наши интересы», «Конвенция свои права, но не забывай про обязанности», «Права и обязанности школьника», «Почему подросток совершает преступление», «Поговорим об ответственности», «Преступления и его последствия», «Как научится быть ответственным за свои поступки», «Административная и уголовная ответственность».
Слайд
6. Работа с родителями.
В течение учебного года провожу родительский всеобуч, через проведение тематических родительских собраний с приглашением специалистов, индивидуальное медико – психологическое консультирование, активно привлекаю родителей к школьным КТД, Дням здоровья, спортивным соревнованиям.
Следует отметить достаточно высокий уровень активности родителей как участников образовательного процесса. В истекшем учебном году родители были активными участниками всех школьных дел. Посещаемость родительских собраний составила 86%. В школе работает родительский патруль. При возникновении ситуаций когда родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию детей прибегаю к помощи Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ ОШ с. Абабково. Мной были проведены родительские собрания: «Нравственные приоритеты семьи», «Как сохранить здоровье ребенка?», «Как помочь подростку обрести уверенность в себе?», «Если в дом пришла беда, где искать помощи?» (профилактика вредных привычек). На родительских собраниях родителям были даны рекомендации: развивать самоконтроль у ребенка, учиться сдерживаться, понимать эмоциональное состояние детей, проявлять разумную требовательность, уметь признавать открыто свои ошибки и слабости.
7. Проведение индивидуальной профилактической работы. 
Основная цель профилактической деятельности классного руководителя – вывести учащегося из зоны риска попадания его в социально опасное положение. Для этого мной создана «Папка классного руководителя» - система сбора, обработки и хранения информации по различным категориям учащихся и их семьям, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся). Индивидуальная профилактическая работа представляет собой комплекс профилактических мероприятий с каждым ребенком и семьей.
- вовлечение в классные и общешкольные мероприятия,
- вовлечение их во внеклассные мероприятия, проектную деятельность, органы детского самоуправления.
- участие в трудовых делах на пришкольном участке, сборе макулатуры, наведении порядка в классе, дежурстве по школе;
- участие во всех школьных акциях по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;
- беседы инспектора, фельдшера амбулатории, социального педагога с подростками и родителями об ответственности за противоправные поступки.
- проведено анкетирование: «Моя семья», «Отношения со сверстниками» «Мое свободное время», «Вредные привычки».
- вовлечение в кружки и секции,
- организация занятости в каникулярное время,
- обеспечение правовой защиты учащихся,
- ежедневный контроль за посещаемостью школьных занятий со стороны классных руководителей и заместителя директора по ВР;
- контроль за выполнением домашних заданий по предметам и работой на уроках. По результатам провожу индивидуальную беседу с учащимися и родителями.
Слайд
Целенаправленная системная воспитательная работа деятельностного характера с использованием интерактивных форм и методов позволила мне сплотить коллектив, снизить количество детей, стоящих на профилактических учетах. На внутриклассном учете в прошлом году состояло 3 обучающихся, 2 семьи. В этом – 1 обучающийся и 1 семья. Показателем эффективной работы является то, что эти дети не совершали повторных нарушений школьной дисциплины. У семьи состоящей на учете наблюдается положительная динамика в воспитании ребенка и своем поведении.
Анализируя личностные качества в поведении детей, я планирую воспитательную работу с классом и отдельно с каждым ребенком, стараясь вовлечь их в межличностные и деловые взаимоотношения с учетом как возможностей, так и успешных видов деятельности.
Слайд
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Гете. «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
Слайд
«Спасибо за внимание».