Статья ОПЫТ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В Специальном Коррекционном Классе VII вида.


ОПЫТ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В Специальном Коррекционном Классе VII вида.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них встречаются второгодники. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать, бродяжничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
  Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
 · отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; 
· незнание их интересов и потребностей;
· политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
· усиление влияния псевдокультуры;
· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного
 предпринимательства;
· "эпидемия" разводов;
· потеря эмоциональных контактов с детьми.
С данным (7Б) классом я, как классный руководитель, работаю третий год.
Наблюдая за детьми не первый год, можно сказать, что среди выше перечисленных общих причин являются основными для детей данного класса.
Сейчас в коллективе 6 мальчиков и 3 девочки. Преимущественно ребята одного возраста. Четверо детей воспитываются в неполных семья (причина_"эпидемия" разводов) (Бурковский С., Гладышев А., Любимов Н., Юртаева В.). Неблагополучных семей (неблагоприятные семейно-бытовые отношения) – 2 (Костюченко и Полякин). Также в классе один опекаемый ребенок (Изиндеева Ксения) и один инвалид (Романов Алексей).
В классе наметилась группа учащихся, у которых проявляются стойкие признаки снижения мотивации (Полякин Егор, Бурковский Степан, Костюченко Виктор). Все учащиеся отличаются признаками раннего полового созревания, что и отложило отпечаток на учебную деятельность. Контроль со стороны родителей в большинстве семей остается невысоким (Бурковский и Костюченко), или отсутствует совсем (Полякин Егор). В связи с этим в работу с родителями и детьми привлечены психолог, социальный педагог, ВШК и комиссия по делам несовершеннолетних. Эти учащиеся прогуливают уроки без уважительной причины, не выполняют домашние задания, нарушают дисциплину в классе (Полякин Егор, Бурковский Степан, Костюченко Виктор).
Учителей, работающих в классе, на конец учебного года (в 5-ом классе) в целом удовлетворял уровень знаний учеников, жалобы на поведение были редко. Но со 2-ой четверти шестого класса пришёл новый ученик - Полякин Егор и мотивация к обучению в целом по классу снизилась. Класс не способен работать хорошо на уроках, их по-прежнему трудно «расшевелить», побудить к активной деятельности, однако педагогам, работающим в классе, необходимо учесть то, что класс имеет низкий умственный потенциал (все по заключению гор ПМПК направлены для обучения в СКК VII вида, т.е. для детей с ЗПР). Из этого следует, что работу по обучению и воспитанию необходимо выстраивать с учётом индивидуальных особенностей и с -коррекционным подходом (применение различных видов помощи ).
Особенности взаимоотношений учащихся. Настроение большинства учеников класса неустойчиво. Группа эмоционально возбудимых учеников негативно влияет на общую атмосферу в классе. В школе ребята проводят много времени вместе и поэтому испытывают на себе давление данной группы, которые играют роль отрицательных лидеров. В практике своей работы применяю такой метод, как подкрепление примеров положительного поведения и игнорирование отрицательных проступков. По происшествии определённого времени провожу индивидуальные беседы с рекомендациями исправления данного поведения.
В целом вижу определенную положительную динамику. Ученики стали более открыты и терпимы к чужому мнению. Склонны к самоанализу. Но не все адекватно реагируют на замечания, часто наблюдается ситуация подчинения отрицательному лидеру.
Постановка детей на учёт в подразделения по делам несовершеннолетних – сигнал о высшей степени неблагополучия и требует принятия со стороны учителей, родителей мобилизации всех сил и особого контроля  за детьми данной категории.
На учете в КДН и ВШК состоят 3 ученика 7Б класса: Бурковский Степан, Костюченко Виктор, Полякин Егор. Для данных учащихся составлен план индивидуальной работы с целью исправления трудного подростка, не закрывая перед ними перспективы положительных перемен.
Организована работа правовых лекториев для учащихся и родителей, анализируется поведение и успеваемость учащихся, стоящих на внутришкольном контроле и в КДН. Обеспечен полный учёт таких детей. Ведутся журналы профилактических бесед с учащимися и их родителями.
Система взаимодействия с неблагополучными семьями. В индивидуальных беседах, на проводимых общешкольных родительских собраниях администрация школы, учителя, сотрудники правоохранительных органов, представители общественности проводят разъяснительную работу по вопросам воспитания детей, о профилактике правонарушений.
Самое главное: осуществляется психологическая поддержка и включение во внеклассные мероприятия общественной направленности. Проводятся  беседы о вреде употребления алкоголя, табакокурения и наркотиков, о  здоровом образе жизни и профилактика асоциального поведения.
С учащимися проводятся классные часы на  тему: «Подросток и закон», где ребята знакомятся с правами, обязанностями,  мерой  ответственности несовершеннолетних в случае нарушения ими законов уголовного и гражданского кодекса.
Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.
У «трудных» детей искаженные или мало развитые непосредственные отношения с обществом. Вместе с тем они нуждаются в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Потому важно, чтобы несовершеннолетний правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересованность других людей в его жизни, помощи ему в трудоустройстве. Все это является важным стимулом его активности, утверждением для себя правильных и твердых норм социального поведения и полного становления на путь формирования нормального образа жизни.
Дети группы риска - категория детей, которые в силу определенных жизненных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Девиантное поведение – поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их. Система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психического здоровья, права, культуры или морали).