Коррекция деструктивного поведения через логопедические игры.


Коррекция деструктивного поведения через логопедические игры.
Материал подготовлен учителем-логопедом Грязновой И.Г.
Проблема деструктивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Педагоги отмечают, что таких детей становится с каждым годом все больше, с ними труднее работать, и, зачастую, они просто не знают, как справится с их поведением. Такой метод, как наказание носит временный характер, хотя дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но подобное педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Таких детей сложно замотивировать учебной деятельностью и зачастую у них есть различного рода речевые нарушения: неправильное звукопроизношение, недоразвитие фонематического слуха, нарушение лексико-грамматических конструкций, нарушение слоговой структуры слова.
В связи с этим на логопедических занятиях применяются динамические игры, в процессе которых через прямое воздействие на речевую деятельность происходит опосредованное влияние на формирование адаптивного поведения детей младшего школьного возраста.
В современной литературе описаны разнообразные логопедические технологии: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика логопедические игры: игры с мячом, пальчиковые игры, логоритмические упражнения и другие, решающие вышеизложенную задачу.
Все они носят характер учебно-игровой деятельности для ребенка, поскольку являются эмоционально окрашенными, привлекают внимание ребенка, вызываюту него живой интерес и порождают радостное ожидание новых занятий. Использование в коррекционной работе разнообразных игровых методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, создает положительный фон занятий, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Логопедическая игра содержит, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают ее в занимательной форме, и цель игры достигается определенными действиями и правилами. Все логопедические игры, применяемые при работе с детьми с деструктивным поведением, включают в себя ограничения во времени, в количестве заданий, что позволяет ребенку контролировать свое поведение в установленных рамках. На первых этапах рекомендуется проводить индивидуальные занятии, а позже включение ребенка в подгрупповую и групповую деятельность становится эффективным средством воздействия на формирование адаптивного поведения. Вначале важно как можно дольше сохранить внимание ученика, вводя бонусную систему, тем самым, создавая и поддерживая интерес ребенка к логопедическим играм. Впоследствии, привыкнув к выполнению заданий по правилам, постепенно бонусная система отходит на второй план, поскольку ребенок уже владеет необходимыми навыками взаимодействия с окружающими людьми.
Использование мяча на логопедических занятиях может быть прекрасным коррекционным инструментом: игры с мячом привлекают внимание ребенка и побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, помогают проводить работу над развитием всех компонентов речи.
Во время игр с мячом можно отрабатывать обобщающие понятия, развивать фонематический слух, формировать грамматический строй речи, развивать связное высказывание, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, а также регулируют силу и точность движений, активизирует непроизвольное и формирует произвольное внимание. Например:
- игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук «А»; «Мяч поймай – слово называй»;
- игры на развитие грамматического строя речи и словообразования: «Скажи ласково»; «Из чего сделано»; «Чья у зверя голова подскажи скорей слова» и т.д.
Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические занятия способствуют воспитанию личностных качеств детей.
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Ритмические упражнения. (У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов.)
Упражнения на развитие мимики.
Развитие чувства темпа. (Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи).
Игра на музыкальных инструментах.
Пение.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Таким образом, логопедическая ритмика содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими речевые и неречевые (поведенческие) проблемы.
О мелкой моторике написано немало книг и пособий. Считается, что формирование устной речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются активным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков. Пальчиковые игры могут сопровождаться речью в стихотворной форме.
Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться ребенку. Это ему поможет разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
Таким образом, на логопедических занятиях, посредством разнообразных игр и упражнений мы одновременно решаем не только развитие речи, но и ряд других задач: развитие коммуникативной, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей младшего школьного возраста.
Список литературы.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.