Система работы над единой научно-методической проблемой школы


Система работы
над единой научно-методической проблемой
« Развитие творческих способностей как условие формирования талантливой личности»
І Диагностический ЭТАП (2014/2015 уч.г.)
1. Анализ результатов педагогического процесса:
• анализ работы школы за год;
• анализ работы педколлектива над единой учебно-методической проблемой: „Урок как средство развития творческой личности учителя и ученика и гуманизация воспитательного процесса как основа формирования общечеловеческих ценностей”;
• диагностирование учителей с целью изучения уровня их профессиональной компетентности;
• анкетирование учащихся и родителей.
2. Создание инициативной группы для обработки и систематизации результатов анкетирования, диагностирование и выработка цели, задач, методов реализации выбранной проблемы.
3. Организация работы творческой группы „Развитие способностей и дарований учащихся”.
Теоретическое обоснование проблемы
1. Ознакомление всех членов педколлектива с аналитическим материалом по определению проблемы, окончательный отбор единой учебно-методической проблемы педагогического коллектива.
2. Изучение научно-методической литературы по проблеме.
3. Ознакомление педагогического коллектива с достижениями психолого-педагогической науки, существующим ППО.
4. Создание инициативной группы по планированию системы мероприятий, направленных на решение предложенных задач по реализации проблемы.
5. Составление программы исследования определенной проблемы, обеспечения последовательности намеченных мероприятий, их взаимодействие с другими направлениями педагогического процесса.
6. Подготовка и проведение заседаний педагогических советов:
- „Выработка умений самостоятельного творчества на уроках в процессе преподавания русского языка и литературы, русской литературы”,
- „Совершенствование системы работы с одаренными и способными детьми”.
7. Определение ведущих направлений деятельности школьных МО по вопросам реализации общешкольной проблемы.
8. Оформление справочно-информационных материалов по проблеме в школьном методическом кабинете.
9. Изучение администрацией состояния преподавания предметов (в соответствии с перспективным планом работы школы).
II ЭТАП Практическое исследование проблемы (2015/2016 уч.г.)
1. Направление всех аспектов методической работы на развитие творческого потенциала учителя в контексте реализации проблемного вопроса.
2. Разработка творческой группой школьной программы „Одаренность”.
3. Разработка методическим советом рекомендаций „Интерактивные технологии - путь к формированию творческой личности”.
4. Обсуждение предложенных рекомендаций на заседаниях школьных МО, выработка мероприятий по их реализации.
5. Подготовка и проведение педагогических советов:
- „Внедрение новых прогрессивных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс и в практику работы педагогического коллектива”,
- „Пути повышение качества знаний, преодоление отставания учащихся в обучении”.
6. Изучение, апробация существующего ППО.
7. Создание банка информации по внедрению проблемы в учебно-воспитательный процесс.
8. Проведение в школе конкурса педагогического мастерства классных руководителей „Классный руководитель года”.
9. Организация взаимопосещений уроков и воспитательных мероприятий.
10. Организация действенной самообразовательной работы педагогов по определенной проблеме.
11. Создание информационного банка данных „Одаренность”.
12. Разработка алгоритмов, памяток, советов для одаренных детей.
13. Анализ учебно-методической и материальной базы кабинетов, принятие мер к их улучшению.
III ЭТАП Практическое исследование проблемы (2016/2017уч.г.)
Развитие инициативы и творчества каждого учителя на внедрение результатов научных исследований в практику своей работы.
1. Направления работы педагогического коллектива над единой учебно-методической проблемой в направлении: „Предпосылки повышения качества учебно-воспитательного процесса”.
2. Активизировать деятельность школьных МО, творческой группы в контексте работы над проблемой.
3. Трансформации инновационных технологий, ППО в практическую деятельность.
4. Подготовка и проведение педагогических советов:
- „О работе педколлектива по развитию умственных способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры на основе творческого использования идей В.А. Сухомлинского”,
- „Активные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: опыт, проблемы, перспективы ”.
5. Выпустить методический бюллетень из опыта работы над проблемой.
6. Привлечение педагогических работников школы к участию в районных творческих группах.
IV ЭТАП Практическое исследование проблемы (2017/2018 уч.г.)
1. Направленность работы всех подразделений над единой научно-методической проблемой в направлении: „Формирование у школьников навыков поисково-исследовательской работы”.
2. Совершенствование системы работы учителей в контексте работы над проблемой.
3. Подготовка и проведение методического моста „Активизация познавательной деятельности учащихся через проблемно-поисковую работу”.
4. Подготовка и проведение педсовета „Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся: опыт и проблемы педагогической практики”.
5. Проведение итоговых контрольных работ, тестирования и их анализ.
6. Проведение мониторинга учебных достижений учащихся.
7. Анализ диагностики уровня воспитанности, развития учащихся.
8. Изучение администрацией состояния преподавания предметов (в соответствии с перспективным планом работы школы) в аспекте реализации проблемы.
V ЭТАП Обобщающий, итоговый (2018/2019 уч.г.)
Результаты работы школы над научно-методической проблемой
1. Обобщение и анализ работы над проблемой, выработки практических рекомендаций.
2. Проведение творческих отчетов школьных МО по результатам работы над проблемой.
3. Проведение творческих мастерских лучших учителей школы по результатам работы над проблемой.
4. Оформление результатов исследования в виде методических бюллетеней.
5. Создание банка передового педагогического опыта.
6. Подготовка и проведение ярмарки педагогических идей „Современный урок – совместное творчество учителя и учащихся”.
7. Проведение педсовета-панорамы методических находок „Взаимообусловленность творческих возможностей учителя и результативность его педагогической деятельности в развитии личности ученика”.
8. Проведение итоговой методической конференции и педагогической выставки по итогам работы над проблемой.
9. Изучение администрацией и методическим советом состояния преподавания предметов (согласно перспективному плану).
10. Определение форм стимулирования и популяризации лучшего опыта.
Ожидаемые результаты
1. Выработка единого педагогического кредо, позиции, общих ценностей, традиций.
2. Совершенствование содержания, форм и методов методической работы.
3. Повышение профессиональной компетентности, творческого потенциала педагогов.
4. Использование приобретенного опыта на практике.
5. Распространение за пределами школы лучшего опыта, созданного в коллектива.
6. Повышение уровня учебных достижений, воспитанности, развития учащихся.
7. Создание благоприятных условий для обучения и развития одаренных учащихся.