Урок на тему. Проекции точек, лежащих на поверхности предмета.


Дата: 24.02.2017
Класс: 8-И
Тема урока: Проекции точек, лежащих на поверхности предмета.
Цели урока:
Обучающие: Изучение правил построения проекций точек на поверхности предмета и чтения чертежей;
Развивающие:  Развивать пространственное мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета;
Воспитывающие: Воспитывать трудолюбие, умение сотрудничать при работе в группах, интерес к предмету.
Тип урока: С-П; С-П; К-С.
Оборудование: учебники, карточки с заданием, рабочие тетради, чертёжные принадлежности.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач.
Изучение нового материала.
Учитель: На производстве встречаются множество деталей, которые крепятся друг к другу определенным образом.Например:Крышка рабочего стола крепится к вертикальным стойкам. Обратите внимание на стол, за которым вы находитесь, как и чем крепятся между собой крышка и стойки?
Ответ: Болтом.
Учитель: А что для болта необходимо?
Ответ: Отверстие.
Учитель: Действительно. А чтобы отверстие выполнить, надо знать его расположение на изделие. Изготавливая стол, столяр не может каждый раз обращаться к заказчику. Значит, чем необходимо обеспечить столяра?
Ответ: Чертежом.
Учитель: Чертеж!? А что мы с вами называем чертежом?
Ответ: Чертежом называется изображение предмета прямоугольными проекциями в проекционной связи. По чертежу можно представить геометрическую форму и конструкцию изделия.
Учитель: Мы с вами выполнили прямоугольные проекции, а дальше? Сможем ли мы по одним проекциям определить расположение отверстий? Что нам необходимо еще знать? Чему научиться?
Ответ: Строить точки. Находить проекции этих точек на всех видах.
Учитель: Молодцы! Это и есть цель нашего урока, и тема: Построение проекций точек на поверхности предмета. Запишите тему урока в тетрадь.Мы с вами знаем, что любая точка или отрезок на изображении предмета являются проекцией вершины, ребра, грани, т.е. каждый вид – это изображение не с одной стороны (гл. вид, вид сверху, вид слева), а всего предмета.Для того, чтобы правильно находить проекции отдельных точек, лежащих на гранях, нужно прежде всего найти проекции этой грани, а затем при помощи линий связи отыскать проекции точек.
(Смотрим чертеж на доске, работаем в тетради, где выполнены 3 проекции такой же детали).

(Объяснение построения точек на поверхности предмета с наводящими вопросами на доске, а учащиеся закрепляют в тетради.)
Учитель: Рассмотрим точку В. Какой плоскости параллельна грань с этой точкой?
Ответ: Грань параллельна фронтальной плоскости.
Учитель: Задаемся проекцией точки b’ на фронтальной проекции. Проводим вниз от точки b’вертикальную линию связи до горизонтали проекции. Где будет находиться горизонтальная проекция точки В?
Ответ: На пересечении с горизонтальной проекцией грани, которая спроецировалась в ребро. И находится внизу проекции (вида).
Учитель: Профильная проекция точки b’’, где будет находиться ? Как мы ее найдем?
Ответ: На пересечении горизонтальной линии связи из b’ с вертикальным ребром справа. Это ребро и есть проекция грани с точкой В.
К ДОСКЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ ЖЕЛАЮЩИЕ ПОСТРОИТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПРОЕКЦИЮ ТОЧКИ.
Учитель: Проекции точки А так же находятся с помощью линий связи. Какой плоскости параллельна грань с точкой А?
Ответ: Грань параллельна профильной плоскости. Задаемся на профильной проекции точкой а’’.
Учитель: На какой проекции грань спроецировалась в ребро?
Ответ: На фронтальной и горизонтальной. Проведем горизонтальную линию связи до пересечения с вертикальным ребром слева на фронтальной проекции, получим точку а’.
Учитель: А как найти проекцию точки А на горизонтальной проекции? Ведь линии связи из проекции точек а’ и а’’ не пересекают проекцию грани (ребро) на горизонтальной проекции слева. Что нам может помочь?
Ответ: Можно воспользоваться постоянной прямой (она определяет место вида слева) из а’’ проводят вертикальную линию связи до пересечения с постоянной прямой. Из точки пересечения проводят горизонтальную линию связи, до пересечения с вертикальным ребром слева. (Это и есть грань с точкой А) и обозначает проекцию точкой а.
2) Учитель: Найдите в учебнике стр. 98 рис. 120. Рассмотрите чертёж, теперь попробуйте самостоятельно, найти на чертеже заданные проекции точек.

  
Закрепление изученного материала.
Выполнение учащимися графическая работа.
Подведение итогов урока.
Анализ и оценка работы.
Обсуждение ошибок учащихся при выполнении графической работы. Фронтальная беседа с учащимися:
Что нового узнали на уроке?
Что научились делать на уроке?