Тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» в 5 классе для школ IV вида


5 класс
№ Дата Тема Кол-во часов Коррекционно-образователь-
ные цели Требование к ЗУН Виды контроля Словарь Практическая часть НРК Корректи-ровкаПо плану Факт 1. Личная гигиена.
Ее значение для жизни и здоровья человека.
Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета 2 Знакомство с понятием «гигиена»
Воспитание аккуратности, здорового образа жизни Учащиеся должны знать: последовательность выполнения утреннего туалета (мытье рук, лица, ушей, шеи, ног, чистка зубов, расчесывание волос, подмывание на ночь)Уметь: совершать утренний и вечерний туалет, причесывать волосы, выбирать прическу фронталь-
ный и индивидуаль-ный опрос
Работа с учебником: Г.Б. Картушина «Домоводство», с. 21. «Уход за ногами» Гигиена, шампунь Практическая работа:
– умывание, мытье рук;
– чистка зубов;
– стрижка ногтей;
2. Содержание в чистоте и порядке личных вещей
2
знакомство с понятием «личная вещь» (вещи индивидуального пользования) Учащиеся должны знать вещи индивидуального пользования: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носкифронтальный опрос Расческа, зубная щетка Практическая работа:
– расчески;
– носового платка.
3. Гигиена зрения.
Значение зрения в жизни и деятельности человека 2 Знакомство с правилами гигиены зрения.
Воспитание здорового образа жизни Учащиеся должны знать правила охраны зрения при чтении, письме, просмотре ТВ передач.
Уметь устанавливать на рабочем месте настольную лампу
фронтальный опрос Настоль-ная лампа,
освещение 4. Здоровый образ жизни.
2 Знакомство с вредом
курения и алкоголя.
Воспитание здорового образа жизни, силы воли Учащиеся должны знать о вреде
алкоголя и курения.
Уметь корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя фронтальный опрос ЗОЖ
курение,
никотин, алкоголь 5. Пагубное
влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. 2 6. Значение одежды ГУ и обуви для сохранения здоровья человека.
Их виды и назначение 2 Классификация одежды по назначению; одежды, ГУ, обуви — по сезонам.
Воспитание аккуратности Учащиеся должны уметь различать одежду по назначению: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная.
Уметь подбирать одежду, ГУ и обувь по сезону.
фронтальный опрос Демисе-зонная одежда 7. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью 2 Знакомство с правилами и приемами ухода за одеждой и обувью.
Воспитание аккуратности. Учащиеся должны знать правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожа, резина, текстиль).
Уметь сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить обувь.
фронтальный опрос, тест Обувь из: кожи; резины; текстиля; валенки. 8. Значение питания в жизнедеятель-ности людей 2
Знакомство со значением питания в жизни человека.
Воспитание здорового образа жизни
Учащиеся должны знать о значении питания в жизни человека фронтальный опрос Пословица Мельница сильна водой, а человек едой 9. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания 2 Знакомство с животной и растительной пищей.
Воспитание здорового образа жизни Учащиеся должны знать и уметь подобрать продукты для изготовления того или иного блюда из животной и растительной пищи фронтальный опрос, тест Раститель-ная пища, животная пища 10 Влияние правильного режима питания и рационального питания на здоровье детей 2 Знакомство с рациональным питанием и влиянием его на здоровье.
Воспитание здорового образа жизни
Учащиеся должны знать и уметь подобрать продукты для изготовления того или иного блюда из животной и растительной пищи фронтальный опрос Раститель-ная пища, животная пища 11 Место приготовления пищи и оборудование его 2
Знакомство с оборудованием кухни, кухонная утварь.
Правила ТБ при работе с режущим инструментом
Воспитание аккуратности
Учащиеся должны знать правила безопасной работы с режущим инструментом и уметь применять их фронтальный опрос Дуршлаг, шумовка, терка, мясорубкатолкушка. 12 Приготовление пищи не требующей тепловой обработки 2 Знакомство с приготовлением простейших блюд (бутерброд, салат) без тепловой обработки.
Воспитание здорового образа жизни Учащиеся должны знать виды блюд, не требующих тепловой обработки (бутерброд, салат).
Уметь нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.
Уметь применять правила ТБ при работе с режущим инструментом
фронтальный опрос Бутерброд Практическая работа: приготовление бутербродов 13 Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу 2 Знакомство с правилами ухода за посудой.
Воспитание аккуратности
Учащиеся должны знать и уметь мыть посуду и помещение, где готовят пищу фронтальный опрос Эмалиро-ванная посуда, алюмини-евая посуда. 14 Сервировка стола 2 Знакомство с правилами сервировки стола.
Воспитание аккуратности
Учащиеся должны знать правила сервировки стола фронтальный опрос Сервировка стола 15 Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка) 2 Знакомство с родственными отношениями в семье.
Воспитание любви и взаимопонима-ния в семье.
Коррекция поведения
Учащиеся должны знать родственные отношения в семье фронтальный опрос, индивидуаль-ный опрос Мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка
НРК
Беседа о семьях
учащихся, о близких
родствен-
никах. 16 Состав семьи учащихся. ФИО, возраст каждого члена семьи, их дни рождения. 2 Знакомство с родственными отношениями в семье.
Воспитание любви и взаимопонима-ния в семье.
Коррекция поведения Учащиеся должны знать и уметь записать состав семьи, ФИО, возраст членов семьи индивидуаль-ный опрос ФИО членов семьи учащихся НРК

Беседа о составе семей
учащихся. 17 Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь 2 Знакомство с характером отношений в семье.
Воспитание любви и взаимопомощи.
Коррекция поведения
Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила поведения в семье фронтальный опрос Любовь, дружба, помощь 18 Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.
Формы исправления осанки 2 Знакомство с правильной осанкой.
Воспитание здорового образа жизни.
Коррекция осанки и поведения
Учащиеся должны знать и уметь следить за своей осанкой при ходьбе, сидя и стоя; следить за походкой и жестикуляцией фронтальный опрос, тест Практическая работа: выполнение упражнений для правильной осанки в положении сидя, стоя, при ходьбе 19 Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом 2 Знакомство с формами обращения со взрослыми и сверстниками.
Воспитание культуры поведения
Коррекция поведения.
Учащиеся должны знать и уметь вести себя при встрече и расставании, при обращении с просьбой, вопросом фронтальный опрос Здравствуйте, до свиданья, спасибо, пожалуйс-та20 Правила поведения за столом 2
Знакомство с правилами поведения за столом.
Воспитание культуры поведения
Коррекция поведения.
Учащиеся должны знать и уметь правильно вести себя за столом фронтальный опрос, тест 21 Виды жилых помещений в городе и селе 2 Знакомство с видами жилых помещений в городе и селе
Воспитание трудолюбия
Учащиеся должны знать виды жилых помещений в городе и себе и их различия фронтальный опрос Квартира, этаж, частный дом 22 Виды жилья: собственное, государственное 2
Знакомство с видами жилья: собственное, государствен-ное.
Воспитание трудолюбия Учащиеся должны знать виды жилья: собственное, государственное фронтальный опрос Приусадеб-ный участок, огород, сарай, гараж, хлев, чердак, подпол 23 Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции и назначению.
Организация рабочего места школьника.
Виды отопления в городе и селе
2 Знакомство с вариантами квартир и подсобных помещений.
Воспитание трудолюбия Учащиеся должны знать и уметь организовать рабочее место школьника, соблюдать порядок в жилом помещении фронтальный опрос Балкон, кухня, туалет, ванная комната, прихожая, спальня, столовая, кабинет 24 Домашний адрес, адрес школы 2 Познакомиться с понятием почтовый адрес.
Воспитание коммуникатив-ных свойств Учащиеся должны знать и уметь написать почтовый адрес дома и школы индивидуаль-
ный опрос Практическая работа:
заполнение почтового адреса дома, школы на открытке 25 Виды транспортных средств 2
Знакомство с транспортными средствами в городе.
Умение ориентироваться на улицах города и в
транспортеУчащиеся должны знать транспортные средства г. Челя-бинска фронтальный опрос Трамвай, троллей-бус, автобус, метро, такси
НРК
Виды транспорт-ных
средств вг.Челябин-ске. 26 Проезд в школу, (маршрут, виды транспорта) 2
Знакомство с понятием маршрут проезда.
Воспитывать умение ориентировать-ся на улицах города и в транспорте
Учащиеся должны знать и уметь составить наиболее рациональный маршрут проезда из дома до школы, рассчитать время проезда, варианты фронтальный опрос, индивидуаль-ный опрос
НРК
Общест-
венный
транс-
порт
Метал-
лургич.
района.
27 Поведение в транспорте и на улице 2
Знакомство с правилами поведения в транспорте.
Воспитание культуры поведения.
Коррекция поведения
Учащиеся должны знать и уметь вести себя в транспорте при посадке, проезде, получения билета, выходе, пересадке фронтальный опрос Салон, поручень, кондуктор, водитель, пассажир 28 Правила дорожного движения.
Знаки дорожного движения 2 Знакомство с правилами и знаками дорожного движения.
Воспитание осторожности.
Коррекция поведения
Учащиеся должны знать и уметь соблюдать и различать правила и знаки дорожного движения фронтальный опрос, тест Пешеход-ный переход, перекрес-ток, светофор Практическая работа:
изготовление
знаков
дорожного движения 29 Виды торговых предприятий.
Их значение для жизни и деятельности людей 2 Знакомство с видами торговых предприятий.
Ориентировка в социуме Учащиеся должны знать виды магазинов фронтальный опрос Гастроном универсамунивермагсупермар-кет 30
3 Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализирован-ные магазины 2
Знакомство с отделами продуктовых магазинов («Гастроном»).
Ориентировка в социуме.
Знакомство со специализиро-
ванными продуктовыми магазинами. Учащиеся должны знать назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции в них,
назначение и продукты специализирован-ных продуктовых магазинов фронтальный опрос Бакалея, кондитер-ский отдел
Булочная, кондитер-ская, овощи-фрукты НРК
Продук-
товыемагази-
ны в Ме-
таллург.
районе.
31 Виды товаров: фасованные, в развес и в разлив 2
Ознакомиться с видами товаров (по упаковке).
Ориентировка в социуме Учащиеся должны знать стоимость и уметь выбирать продукты питания фронтальный опрос Грамм, килограмм, метр 32 Порядок приобретения товаров в продуктовых магазинах (продавец, само-обслуживание) 2 Ознакомиться с правилами приобретения товаров (продавец, самообслуживание).
Воспитание культуры поведения
Учащиеся должны знать и уметь применять правила приобретения товаров, правила поведения в магазине.
Оплатить, проверить чек, сдачу фронтальный опрос Продавец, самообслу-живание, касса, сдача, чек 33 Срок годности, стоимость 2
Ознакомиться с понятием «срок годности товара»
Воспитание здорового образа жизниУчащиеся должны уметь определить срок годности товара (например молочные продукты) фронтальный опрос Срок годности, молоко, творог, масло 34 Хранение продуктов фасованных и в развес, разлив 2 Ознакомиться со способами хранения различных продуктов в магазине, дома.
Воспитание здорового образа жизни
Учащиеся должны знать и уметь хранить скоропор-тящиеся продукты и нескоропортящиеся (сыпучие) продукты фронтальный опрос, тест Сахар, крупа, мука, соль, молочные продукты