Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 5 класса с русским языком обучения


№ Программный материал Количество часов Сроки ПРИМЕЧАНИЕ
1 четверть
1 «Введение» (Понятие о словесности. Виды искусства слова.
Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь)1 Устное народное творчество 2 «Введение» – 1 час (Специфика фольклора. Основные жанры)1 3 «Пословицы и поговорки» – 1 час (Краткость и выразительность русских пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок, их прямой и переносный смысл. Отличие пословиц от поговорок. Сопоставительный анализ русских и казахских пословиц и поговорок)4 «Загадки» – 1 час (Происхождение и функции загадок. Отражение в загадках наблюдательности, творческой фантазии, ума народа. Использование малых жанров в литературе (С.А. Есенин, П.Н. Васильев, Л.Д. Лезина). Художественное своеобразие казахских загадок);1 5 «Обрядовая поэзия» – 2 часа (Назначение и функции обрядов. Виды обрядовой поэзии: календарная и семейная. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия.)1 6 Основные жанры русской семейно-обрядовой поэзии в сравнении с казахской обрядовой поэзией. Использование обрядовой поэзии в литературе 1 7 «Русские народные сказки» – 1 час (Виды народных сказок, исторические корни сказки. Поэтика сказок (композиция, герои, стилистика). Сказочные мотивы и образы в русской поэзии ХIХ-ХХ веков (И.З. Суриков, А.А. Блок, С.А. Есенин и др.) 1 8 «Волшебная сказка», «Царевна-лягушка»
Темакомпозиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мира. Реальное и фантастическое в сказке. 1 9 Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности 1 10 Внеклассное чтение «Немецкие народные сказки «Белоснежка и семь гномов», «Шесть лебедей» 11 «Казахские народные сказки», «Волшебная сказка «Ер-тостік» Темы, сюжеты и образы казахских сказок. Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостік» 1 12 «Былины» – 1 час (Виды былин: социально-бытовые, героические. Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства). Поэтика былин. Близость былины другим жанрам фольклора и ее художественное своеобразие)1 13 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – 1 час (Основные темы и идеи, художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»: образы, композиция, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий)1 14 «Казахский героический эпос» Специфические черты казахского героического эпоса в сравнении с русскими былинами. Соединение в эпосе элементов фантастики и исторических событий и реалий. Героическое как основная эстетическая категория эпоса. Эпос «Кобланды-батыр» (отрывок).
1 15 «Исторические песни» – 1 час (Отличие исторических песен от былин. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен. Поэзия жырау)1 16 «Лирические бытовые песни» – 1 час (Лирическая песня как жанр народной поэзии. Классификация песен, поэтика: композиция и приемы ее организации, стиль. Принцип психологического параллелизма. Символика. Особенности казахских лирических песен)1 17 «Волшебная сказка «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо» – 1 час (Тема, идея и поэтика сказки) 1 18 «Бытовые сказки» (по выбору учителя и учащихся) – 1 час (Художественные особенности социально-бытовых сказок, их отличие от волшебных сказок. Цикл казахских сказок об Алдаре Косе (или Жиренше – по выбору учителя и учащихся) в сравнении с русскими бытовыми сказками)1 19 «Сказки о животных» (1 русская и 1 казахская сказки по выбору учителя и учащихся) – 1 час (Особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах («Буренушка» или «Крошечка-Хаврошечка»). Композиция сказок. Образы животных в казахских сказках, их сходство и отличие от аналогичных образов в русских сказках)1 20 «Былина «Вольга и Микула» – 1 час (Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины. Возвеличивание крестьянского труда посредством образа Микулы и посрамление насилия и порабощения через образы Вольги и его дружины)1 Фольклор и литература XIX века 21 «Введение» – 1 час (Открытие мира фольклора писателями XIX века. Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе)1 22 «Басня как эпический жанр литературы» – 1 час (Отличие от сказок о животных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи. Общее и различное в баснях, пословицах, сказках. Мораль и аллегория в басне)1 23 И.А. Крылов. «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» – 2 часа (Всенародное признание национально и художественно самобытных басен И.А. Крылова, обличение в них несправедливых общественных порядков и недостатков людей. 1 24 Р.Р. Подготовка к сочинению 1 25 Р.Р. Обучающее сочинение по басням И.А.Крылова 1 26 Историческая основа басни «Волк на псарне» (аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона)
1 27 В.А. Жуковский. «Светлана» – 1 час (Фантастическое в балладе. Роль магических обрядов. Герои баллады. Основные жанровые признаки произведения)1 28 А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» – 1 час (Особенности жанра, композиции, стиля произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песне...»)1 29 А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»), 1 30 «Сказка о попе и работнике его Балде» – 2 часа (Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила» (Лукоморье – собирательный образ мира русских сказок). Народные источники в «Сказке о попе...». Трансформация сказочных канонов в пушкинской сказке: жизненная повседневность и динамика сказочного мира, персонажи сказки, их номинации, психологическая мотивировка их поступков. Автор – действующее лицо сказки: юмор, лиризм, человечность как формы присутствия автора в сказке. Поэтическое мастерство Пушкина: стихотворная форма, соединение нескольких фольклорных жанров: сказки, песни, пословицы)1 31 М.Ю. Лермонтов. «Бородино» – 1 час (25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и одушевление сражающихся. Монолог и диалог в стихотворении. Жанр произведения. Особенности описания боя: звукопись (аллитерация) 1 32 Внеклассное чтение «О. Уайльд. «Счастливый принц» 33 И.С. Тургенев. «Муму» – 3 часа (Пробуждение человека как основа сюжета повести. Конфликт человеческого достоинства и смирения в душе героя. Переезд в город и примирение с новой жизнью. 1 34 Нравственное превосходство Герасима над челядью и барыней. Непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме. Любовь и привязанность Герасима к Муму. Цена освобождения Герасима.
1 35 Возвращение в деревню как нравственная победа героя. Контраст пейзажа и финала повести. Сравнение как способ авторской оценки и прием изображения героев и событий)1 36 Р.Р. Подготовка к сочинению 1 37 Р.Р. Сочинение по повести «Муму» 1 38 «Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века» – 1 час (Н.А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро»; А.Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стихотворных пейзажах)Р.Р. Анализ лирических произведений 1 39 «Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века» – 1 час (А.С. Пушкин. «Настали святки...» (строфы VII-Х из 5 главы романа «Евгений Онегин»), А.А. Фет. «Ночь крещенская морозна...», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...» (из цикла «Гадания»), А.Н. Майков. «Колыбельная». Использование обрядовой поэзии как средства передачи психологического состояния лирического героя)1 40 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» –Тема и идея повести Толстого. Жилин и Костылин. 1 41 Изображение горцев в произведении. Антитеза и ее роль 1 42 Г.-Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля» – 1 час (Возвышенность и благородство чувств главного героя сказки «Стойкий оловянный солдатик», его мужество и способность к самопожертвованию. Тема и идея сказки «Новое платье короля»)1 43 О. Уайльд: «Роза и соловей» –1 час (Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля)1 1 Фольклор и литература XX века. 44 «Введение» – 1 час (Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни)1 45 К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки» – 1 час («Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир». Герои сказок в стихах поэта. Фольклорные истоки стихотворений. Бальмонт о поэтическом творчестве)1 46 Внеклассное чтение А.А. Блок. «Сны»» 1 47 А.И. Куприн. «Синяя звезда» – 1 час (Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения. Смысл названия. Способы создания особого мира Эрнотерры)1 48 «Поэтическая картина природы в стихах поэтов XX века» – 1 час (Д.С. Мережковский. «Мать», «Природа», И.В. Северянин. «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк», «Январь», «Выйди в сад», С.А. Есенин. «Поет зима – аукает...». Персонификация природы.) Р.Р. Роль пейзажа в лирическом произведении, утверждение силы и красоты материнского чувства у всех живых существ 1 49 Внеклассное чтение А.А. Блок. «Сны» 50 А.П. Платонов. «Волшебное кольцо» – 2 часа (Близость сказки Платонова к народным сказкам. 51 Герои сказки. Воспевание доброты как лучшего человеческого качества.
Р.Р. Домашнее сочинение 1 52 М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» – 3 часа (Вера автора в человека, доброго и умного хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. 1 53 Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча. Одухотворение природы в «Кладовой солнца». Участие природы в судьбе детей. 1 54 Сказка и быль в произведении. Смысл названия повести. Жанровые особенности «Кладовой солнца»)1 55 Р.Р. Сравнительная характеристика героев 1 56 П.П. Бажов. «Каменный цветок» – 1 час (Особенности жанра произведения. Тема искусства, труда и любви в сказе. Герои произведения. Язык сказа)57 П.Н. Васильев. «Песня о Серке», «Всадники» (из цикла «Песни киргиз-казахов») – 1 час (Художественное своеобразие произведений Васильева. Традиции русской и казахской народной поэзии в произведениях)1 58 С.Я. Маршак. «Умные вещи» (в сокращении)» – 1 час (Волшебные вещи в пьесе-сказке. Герои пьесы. Нравственные уроки произведения. Особенности жанра)1 59 Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; Т.М. Мадзигон «Эту осень отпраздновать надо»; Л.Д. Лезина «Солнечный луч», «Черный лебедь» – 1 час (Мотив единения человека и природы. Развитие поэтических традиций)1 60 «Традиции и новаторство в использовании обрядовой поэзии поэтами XX века» – 1 час (С.А. Есенин. «Зашумели над затоном тростники...»; В.Я. Брюсов. «Колыбельная»; Л.Д. Лезина. «Колыбельная для Елены»)1 61 К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб» – 2 часа Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке. Дедушка, внук Филька и раненый конь. 1 62 Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика. Эпитет в сказке как средство выявления идеи произведения 1 63 Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зернышке», «Чудо-каравай», «Как солнышко на братьев рассердилось» – 1 час (Сказка в рассказе: реальное и фантастическое) 1 64 Внеклассное чтение. А. Линдгрен. «Пеппи Длинный чулок», «Приключения Калле Блюмквиста» 1 65 С.В. Михалков. Басни. «Завидное упорство», «Муха и пчела», «Лев и муха» – 1 час (Крыловские традиции в баснях Михалкова. Нравственный идеал басен С.В. Михалкова)1 66 М.Д. Зверев. «Тайна двухэтажного города» – 2 часа (Тема повести. Герои произведения и их приключения. Изображение мира природы. Фольклорно-мифическое и научное объяснение мира в произведении) 1 67 Р.Р. Обучение составлению цитатного плана 1 68 Заключение – 1 час (Итоги изучения темы «Фольклор и литература») 1 На изучение предмета выделено – 68 часов,
из них на введение – 4 часа,
чтение и изучение – 35 часов,
чтение и обсуждение – 16 часов,
заключение – 1 час,
внеклассное чтение – 4 часа,
уроки по развитию речи – 8 часов.
Список произведений для заучивания наизусть:
3-5 русских и казахских пословиц и поговорок, 3- 5 русских и казахских загадок;
И.А. Крылов. «Волк и ягненок» или «Квартет»;
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок);
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок);
Н.А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»);
И.С. Никитин. «Утро»;
А.Н. Майков. «Колыбельная»;
И.В. Северянин. «В парке плакала девочка» или «Что шепчет парк»;
Д.С. Мережковский. «Мать»;
К.Д. Бальмонт. Одно стихотворение из «Фейных сказок» (на выбор);
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» (отрывок «Ель и сосна» или «История Травки» по выбору учителя и учащегося).