План урока: Поэты о Великой Отечественной войне. Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990). «Сороковые». 6 класс.


6 класс
Тема урока : Поэты о Великой Отечественной войне. Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990). «Сороковые».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Метапредметные:
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.
Предметные:
ЛР: продолжить знакомство учащихся со стихами о Вов; учить выразительному чтению и творческой работе в парах; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, средства ИКТ, портреты писателей, фонохрестоматия.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Этап мотивации. Просмотр презентации с военными фотографиями:
«С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.
         Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное  «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия.  Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
3.Беседа с классом.
- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?
- Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка?
- Какие песни о войне вам знакомы?
 Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачем и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.
Звучит отрывок из песни «Священная война»
Определение темы урока.
Целеполагание
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
«Давайте познакомимся»: работа с учебником с. 57.
Как биография поэта связана с войной?
(В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.)
О чем говорит этот факт?
(Добровольцем – по внутреннему желанию – патриот.)
Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.
О чем говорит этот факт?
(Быстро учился, служил там, где требовалась его помощь. Разведка – рискованная, опасная работа – смелый.)
Был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.
Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны.
Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы? (Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Создавать модели объектов.
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Фонохрестоматия, стихотворение «Сороковые».
Анализ стихотворения
- Какова тема этого стихотворения?
- Какие микротемы можно выделить?
- Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение?
Лексическая работа
Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века
Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.
Военный – свойственный войне, характерный для неё.
Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.
- О каких символах войны говорит поэт?    (Похоронки, эшелоны, погорельцы)
- Почему эти слова ассоциировались с войной?
- Зачем юноше звёздочка, которую он сам сделал?
- О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный»?
(Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)
- Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и?
- Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю?
(Поэт иронично, подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)
- Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?
(Война, беда, мечта и юность)
- Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?
(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)
- Какие чувства зародило в вас это стихотворение?
Каким настроением пронизано стихотворение?
 - Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов?
 (Сороковые, роковые – они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые – эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые).
- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?
(Возмужавший, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни).
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные результаты
Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций.
V. Этап включения изученного в систему знаний. «Творческая мастерская»
«Снимаем кино»: работа в парах
- Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?
- Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?
- На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?
- Как будут отсняты последние кадры?
5. Защита работ учащихся
Прошла война, прошли года,Но боль взывает к людям!Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем!
           Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим  погибших на войне. Прошло 67 лет после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты, кинорежессеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план. Мы с вами также помним о героях Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 1.Подведение итогов урока.
- С какими писателями вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали?
- Как были созданы песни, прозвучавшие сегодня на уроке?
- Какова же была главная цель создания стихов и песен в военное время?
2.Рефлексия.
- Что вам интересно было сегодня узнать?
- Понравилась ли вам форма проведения урока?
- Что вам хотелось бы еще узнать по данной теме?
- Какие у вас возникли вопросы в ходе урока?
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.