Статья Живое слово: возрождение традиций духовного воспитания учащихся

Савина Е.В., учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», город Старый Оскол
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Живое слово: возрождение традиций духовного воспитания учащихся
Книга – дверь в будущую жизнь. Именно она является тем источником, из которого человек питается духовно и интеллектуально
Митрополит Климент.
Человек владеет двумя взглядами. Один из них охватывает видимое, другой же – невидимое, и этот взор принято называть мысленным.
Для чего дан нам мысленный взор? Для того, чтобы осмыслить себя в системе временных и этических координат. Для того, чтобы, оборачивая свой взгляд в прошлое, обращая его в будущее, а главное, обращая его внутрь собственной души, проверять свое существование важнейшим: достойно ли мы продолжаем лучшие деяния минувшего во имя лучшего грядущего?
Мысленный взор человека в прошлое и будущее широк и многозначен. Он проникает во все сущее, и нет для него неодолимых стен. Есть, однако, одно непременное условие, которое наполняет мысленный взор подлинной осмысленностью. Это умение человека видеть невидимое. Только внимательно вглядываясь в окружающее, только пристально и честно рассматривая истины и вопросы нашей современности и непременно – думая, и обязательно – сражаясь, вырабатывая свое действенное отношение к реальной жизни, человек может осознавать прошлое и предугадывать будущее во всей их объективной значимости.
О чем же бьется ум людской прежде всего? О жизни доброй и праведной. О человеке – каким он был, каков он есть, каким он станет. И о том, конечно же, как воспитать хорошего, доброго, разумного человека будущих дней. Как воспитать сегодня деятеля завтрашней жизни.
Не правда ли, простая эта мысль – вековечна? В ней чаяния родителей о детях, в ней мечта о лучшем будущем. Применительно к нашей жизни и нашему обществу мысль эта означает чрезвычайно конкретное и очень точное: духовное возвышение личности. Говоря о духовности, мы в первую очередь, говорим о русской литературе и её неразрывной связи с историей.
Сейчас вряд ли кому придет в голову считать наши школьные и вузовские учебники истории художественной литературой и изучать их рядом со стихами Твардовского или прозой Шолохова. А еще сто лет тому назад это никого не удивило бы. Да и сейчас, когда студент начинает изучать историю европейской литературы, первым прозаиком, с которым он встречается, оказывается древнегреческий историк Геродот. И если у него хватит времени полистать Геродота, то он увидит: Геродот читается, как роман.
Пушкин писал о Евгении Онегине:
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Пушкин хотел сказать, что Онегин вряд ли сдал бы экзамен по истории: на вопрос, в каком веке жил Цезарь, он, пожалуй, не смог бы ответить. Но образ Цезаря он представлял себе мгновенно: это тот, который в молодости сказал: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме», а двинув войска на Рим, произнес: «Жребий брошен», а падая под ударами заговорщиков, прошептал: «И ты, Брут?» А Калигула – это тот, который хотел сделать сенатором своего коня. А тщеславный Нерон перед смертью воскликнул: «Какой артист погибает!» Вот такими яркими вспышками характеров рисовались Онегину полтора столетия римской истории, а какие в точности были эти годы, не так уж интересно. Важно то, что совершенно так же представлял себе эти образы любой его современник: достаточно было назвать имя, и все было ясно без объяснений. Когда Пушкин писал о Чаадаеве:
Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарский,
то всякий понимал: в императорском Риме он был бы тираноборец, в демократических Афинах – мудрый правитель, а здесь Нынешний читатель это понимает уже не так легко, и приходится ему заглядывать в примечания, обычно скомканные и невыразительные. [1]
Это потому, что не зачитывался он смолоду, как Пушкин и его современники, трудами Геродота и Плутарха, не знает трудов Карамзина, Державина и Ломоносова, осилив в лучшем случае несколько страниц школьного учебника по литературе с произведениями русских классиков.
Книга во все времена считалась великим сокровищем. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Ее называют машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее, настоящее. Главной ценностью книги считалось ее содержание, мудрость, заключенная в словах. Но, среди множества книг как выбрать ту, которая оставит след в душе, запомнится на всю жизнь, укажет верный путь, обогатит твой внутренний мир?
Многие люди обращаются к православной литературе. Это замечательные книги, в которых нет зла, насилия, жестокости. 14 марта отмечается «День православной книги». Торжество приурочено к дате выпуска первой на Руси печатной книги «Апостол», вышедшей в свет в марте 1564 года благодаря трудам дьякона Ивана Федорова и Петра Мстиславца. В книгах издавна сохранялась и передавалась информация от поколения к поколению, от отдельного человека автора к его читателям. За это мы ценим книги. Но информация бывает разной: истинной и ложной, полезной и вредной, полезной для души и полезной для обыденной жизни. Православная же книга сохраняет и распространяет знание, которое приближает человека к Богу. Учрежденный праздник призван помочь как можно большему числу людей осмыслить значение православной книги и через это осознание стать более взыскательными и разборчивыми читателями, заботящимися о том, чтобы истинные знания наполняли ум и сердце.
Понятие православной книги включает в себя не только тексты Священного Писания, святоотеческого наследия и богослужебную литературу. Православными могут быть и публицистика, и художественная литература. Однако только в том случае, если они помогают читателю приблизиться к Истине.
Проклятие современного человека – гордыня знания. Наука затуманила наш ум. Мы уже высокомерно смотрим на слезы, на жалость, на слабость. Произведения Достоевского излечивают нас от этого комплекса превосходства. Его герой затевает спор с идеей, из которого он выходит победителем. Идея, порожденная человеком, стремится овладеть своим творцом, она получает невиданные права на него. Это рабство человека по отношению к идее осуждается Достоевским. Люди, живущие только идеей, а не чувством, в его романах или убийцы (Раскольников), или самоубийцы (Ставрогин).
Человеку XXI века стоит прислушаться к правде Достоевского, который однажды так близко заглянул в глаза собственной смерти, и, как знать, написал бы он свои романы, если б не стоял на эшафоте. Современная жизнь переполнена страхами. Страхом перед тоталитаризмом, перед войной... Как и в эпоху Достоевского, все у нас пришло в движение. При том различии, что теперешняя жизнь должна найти себя в стране с прерванной преемственностью. Множество социологов, психологов, педагогов, заглядывая в разные отсеки общественной машины, принимаются за поиски ответов: алогичность и тем самым аморальность экономики, когда честный труд не приводит к достатку, а нарушение законов ведет к благополучию; проблема воспитания и образования, когда ни школа, ни семья не справляются с гуманизацией подрастающего поколения; кризис объединяющих идеалов, которые еще недавно могли хоть немного препятствовать центробежным силам.
Достоевского все подобные тревоги не миновали, ибо он переживал их в зародыше и предвидел, что вырастет из этих семян разлада на нашей земле, если у нее отнять небо. И всем напряжением мысли и творчества стремился он к коренному ответу: что же все-таки удерживает личность в пределах бытия, что нужно человеку, чтобы тот не захотел истребить себя и мир, в котором живет. Писатель отрицает ту внутреннюю свободу, которая дает человеку право на кровь.
В финальной сцене своего романа «Братья Карамазовы» Достоевский изображает, как из многоликой любви – мальчика Илюши к гонимому отцу, сверстников – к памяти этого маленького героя, Алеши Карамазова – к ним ко всем – без лишних доказательств вырастает уверенность в том, что смерть не может их разлучить. На могильном Илюшином камне, как на живом основании, созидается община, объединенная верой в неизбежную встречу любящих.
Произведения Достоевского учат нас надеяться на себя, в себе искать силы, способные противостоять той силе, которая только потому и сильна, что рассчитывает на наше подполье, на наш страх. [2] Напоминая о высшем в нас, о Боге в нас, они освобождают нас от страха, становясь тем источником, из которого человек питается духовно и интеллектуально.
Очень важно, чтобы наши современники научились узнавать такие книги, любить их и прибегать к их мудрости, особенно в сложных жизненных ситуациях. В настоящее время, мы видим, что современные экономические преобразования повлекли за собой изменения уклада традиционной семейной жизни. Большинство родителей стремятся к финансовому успеху и карьерному росту, а в результате лишают детей общения с ними. Детям не хватает ласковых маминых слов, душевных разговоров об окружающем мире, о добре и зле
Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. Смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Истинное духовное просвещение, просвещение сердца и разума приходит к человеку через книгу. Действительно, в самой основе знания о Боге и человеке, в основе земного и небесного бытия Церкви лежит великая Книга книг – Библия, Священное Писание, являющееся важнейшим источником Духовного Откровения. [3]
Начинать духовно-нравственное воспитание детей необходимо с дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение их к художественной культуре. Особенность художественной культуры состоит в том, что она создаёт условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка путём освоения эстетических норм языка и поведения. Духовно - нравственные принципы и ценности закреплены и в устном народном творчестве, а проявляются в реальных отношениях, которые составляют основу гармоничных взаимоотношений ребёнка в семье и в социуме. И не случайно духовно-нравственные смыслы жизни и нормы дети у всех народов традиционно осваивали через сказки.
Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценимо. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно- нравственных народных воззрениях видение жизни. Важно напомнить родителям, что семейное чтение это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
Для ребенка первая книга должна быть печатной, а не цифровой. Ребенок должен понимать значимость книги и чтения. [3] На мониторе дети не способны отличить красочную книгу от цветной рекламы. Если учить детей читать в «цифре», у них не будет должного серьезного восприятия книги и чтения. Как бы ни была развита цивилизация, классическая книга всегда, с самых первых лет жизни, будет восприниматься человеком особенно, без каких-либо альтернатив потому, что никакой современный гаджет не сможет заменить шелеста страниц и уникального оформления факсимильного издания.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначных ответов нет. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спортивные каналы, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.
Чтобы читать книгу, её надо любить, надо её понимать, надо привыкнуть держать её в руках. Любовь к чтению развивается в семье и школе. Если дома ребенок видит своих родителей, братьев, сестер за чтением, то и ребенок будет желать читать книги, а если в семье книги не популярны и родные сидят днями и вечерами у телевизора или компьютера, то отношение ребенка к книгам будет таким же. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

Список использованных источников:
Гаспаров М.Л. История и литература – М: Издательство «Фортуна Лимитед», 2000 – 352 с.
Золотусский И. Достоевский освобождает нас от страха – М: Издательство «Календарь», 1991 – 407 с.
Слово и вера: Книга размышлений митрополита Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви – Минск: Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2012. – 495 с.
15