Познание истории и культуры народа через национальный танец — Арзуманян Марина Михайловна


Познание истории и культуры народа через национальный танец.
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
Поэтому, чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, развивать интерес к истории своей малой Родины, её музеям, произведениям искусства.
Наша школа плодотворно работает по теме «Совершенствование системы выявления и поддержки творческого потенциала каждого обучаемого».
Каждый человек талантлив. Добьётся ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли шанс использовать свою одарённость и применить в жизни. Именно здесь важна деятельность педагога, повышение профессионального мастерства наставника, обеспечение высококачественного содержания образовательных программ, внедрение современных средств обучения.
Многие прошедшие проверку временем формы работы с учащимися успешно применяются сегодня в российских школах. И мне очень хотелось найти ту изюминку в преподавании истории в школе, которая бы помогла учащимся лучше знать мой предмет и иметь устойчивую учебную мотивацию. И я нашла.
На практических занятиях по темам регионального компонента «Культура народов Северного Кавказа » вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа, которая позволяет проводить углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Прежде всего, обращается внимание школьников на уважительное отношение к традициям и обычаям людей разных национальностей, на формирование толерантности. Практическая работа на уроках направлена на создание ситуаций непосредственных встреч школьников с носителями иного языка и иной культуры во внеклассной среде. Вот именно на этом этапе мне помогли хореографические способности. Став руководителем школьного кружка «Художественное движение» и создав ансамбль кавказского танца «Цветы Кавказа», у меня появился свой метод познания истории и культуры народа - через национальный танец. Он стал ведущей идеей собственного опыта: "Приобщение учащихся к культуре народов Северного Кавказа по технологии "погружение" в образ" посредством хореографии». Эта технология осуществляется в три этапа:
На первом этапе ученики знакомятся с историческим прошлым, получают первоначальные представления о культуре и традициях того или иного народа.
На втором этапе идет разминка, изучение элементов танца, пластические движения, оттачивание танцевального мастерства
На третьем этапе у детей формируется устойчивый интерес к познанию изучаемого танца, уважительное отношение к культуре других народов, участие в концертах, конкурсах различного уровня.
Технологию «Погружение в образ» я прочувствовала сама. Занимаясь танцами, я обратила внимание, что всем кавказским девушкам свойственны медленные, плавные движения рук, мягкая поступь. Танцовщицы словно поют руками. Мои наблюдения подтвердились доказательной базой, лёгкое сбрасывание кистей рук вверх – означает обращение к Богу, но у всех народов это по-разному… Мужчина, становясь на носки, или на пальцы ног, вскидывает руки максимально вверх над головой (кстати, в начале XIX века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет "встал на пальцы").
Танец — совершенно особый вид искусства. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Кавказские танцы завораживают и влюбляют в себя, поражают национальным колоритом и характером исполнения.
В результате работы технологии "погружение" в образ" появился ансамбль «Цветы Кавказа». Это молодой ансамбль, бережно хранимый источник возрождения культуры многочисленных народов Кавказа, это источник радости, улыбок, вдохновения. В него входят дети разных национальностей: армяне, русские, дагестанцы, евреи, азербайджанцы. Он состоит из ребят трех возрастных групп от 6-х до 16-ти лет. В репертуаре ансамбля лирические и зажигательные танцы народов Кавказа. Ребята бережно хранят традиции народной культуры, показывая в плавных и страстных движениях красоту и эмоциональность гордых горцев.
Армяне, один из самых древних этносов мира, пережившие Геноцид, внесли в палитру танцев Кавказа свои уникальные краски… Одним из самых популярных армянских танцев уже сотни лет остается «Кочари». Танцоры исполняют его вплотную друг к другу, крепко взявшись за руки. Этот танец отражает «оборонительный» характер культуры народа, подвергавшегося постоянным гонениям, и в то же время показывал нерушимую сплоченность людей. В древности он был связан с культом плодородия, и сегодня без него не обходится ни один семейный и народный праздник.
В 1945 году советские солдаты армянской национальности станцевали «Кочари» под зурну даже... возле рейхстага! Очевидец этого события Аршалуйс Сароян, прошедший путь от предгорий Кавказа до Берлина, в память о нем написал стихотворение «Танец Победы»:
...И мостовая оглушенаДробным топотомБыстрых ног.Зурна голосит,Гремит барабан,В Берлине – зурна!Не чудо ли это?Шире становитсяКруг армян,Милою музыкойКровь согрета…
Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец «Лезгинки». Испокон веков через Кавказ проходили торговые пути, объединявшие Европу с восточными странами. Побывавшие здесь европейские путешественники обратили внимание на красивый и ранее нигде не видимый танец, который танцевали местные народы, именуемые «лезгинами». На Кавказе говорят: «Каждый мужчина должен уметь делать минимум две вещи: танцевать «Лезгинку» и готовить мясо». Ароматный шашлык – это хорошо, а танец «Лезгинка» - своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. «Лезгинка» была также и танцем воинов. Во время правления Имама Шамиля, на всем Кавказе был популярен «Танец Шамиля». Он начинался со смиреной молитвой, а затем обращался в огненную лезгинку. Таким образом, воины поднимали свой военный дух. Сейчас лезгинка - танец счастья, любви и дружбы. Так же лезгинка служила посредником для знакомства парней с девушками. В те годы девушкам было запрещено выходить на улицу одним, без присмотра, и поэтому юношам было трудно с ними знакомиться. Девушки собирались на праздниках или свадьбах, где юноша приглашал девушку на танец. Когда девушка собиралась уходить, парень разными способами, в том числе и посредством танца, преграждал ей дорогу, но ни в коем случае не касался девушки. Как показывает практика, еще ни один ребенок не остался недовольным, изучая лезгинку. Шаг за шагом, движение за движением, мальчик будет превращаться в настоящего мужчину. А изучив данное мастерство, он сможет передать его своему сыну. Именно таким образом, от отца к сыну, через столетия к нам и дошел такой прекрасный кавказский танец как «Лезгинка». И искренне хочется верить, что через две и три тысячи лет после нас, люди с таким же желанием и удовольствием будут танцевать один из самых красивых и сложных танцев в мире.
Моя технология "погружение" в образ" повлияла на качество знания предмета истории и у нас есть значительные результаты.
Ансамбль «Цветы Кавказа» постоянно повышает свой профессиональный уровень путем самоподготовки и участия коллектива в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Сегодня практически в каждом городе и районе нашего края, дети приобщаются к родной культуре в творческих ансамблях – ставропольском «Наири», пятигорском «Ани», ессентукском «Урарту», буденновском «Арцах», георгиевском «Гарун»... Есть среди юных танцоров те, кто в будущем собирается поступать в хореографическое училище, мечтая стать профессиональными танцорами и постановщиками. А значит, танец будет жить, развиваться, народ сохранит свою этническую уникальность, а наши ребята будут хорошо знать историю и горячо любить свою Родину.