Формирование патриотизма и лидерских качеств как основа воспитания социализация личности


Формирование патриотизма и лидерских качеств как основа воспитания социализация личности.
«Не спрашивай, что дала тебе Родина.
Скажи лучше, что ты сделал для нее»
А.П.Чехов.
Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают на подрастающее поколение большое воздействие, мощное и сильное по своей неотразимости, на ее не сформировавшееся сознание, смятенные чувства, неокрепшую волю. И здесь большая роль принадлежит гражданскому и патриотическому воспитанию, которое призвано сформировать у детей гражданскую позицию, чувство любви к своему Отечеству, патриотические чувства. Гражданско-правовое и патриотическое образование становится одним из основных направлений развития всей образовательной системы. Оно включает в себя воспитание и обучение в их неразрывном единстве.
Через познание личности, её психологических особенностей, её отношений в коллективе и обществе, то есть через знание о человеке выстраивается вертикаль гражданскоправового и патриотического образования, которая должна в дальнейшем обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры, воспитание чувства патриота своей Родины, другихвысокихнравственныхкачеств.
Основные исходные позиции воспитания гражданственности и патриотизма отражены в Законе РК «Об образовании», послании Президента Н.А.Назарбаева народу, Комплексной программе воспитания в организациях образования РК, в концепциях гуманитарного, этнокультурного, исторического образованияидругихнормативныхактах. 
На современном этапе в образовательных учреждениях выстраиваются своимоделигражданскогообразования.
 Как же этот процесс происходитвнашейшколе и насколько он актуален в рамках системы дополнительногообразования?   Основной целью воспитательной работы является формирование и развитие гражданской активности, патриотизма, лидерских качеств подростка, необходимых для активной положительной жизнедеятельности.В школе сложились основные направления гражданского воспитания: - организация различных коллективно-творческих дел гражданской и патриотической направленности;
- сотрудничество школы с ветеранами педагогического труда и Великой Отечественной войны, афганцев.
Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. В своей деятельности по гражданскому воспитанию педагогический коллектив делает упор на развитие и воспитание нравственных качеств личности.
С учётом поставленных задач и приоритетных ценностей определены направления и формы работы с учащимися во внеурочное время, адекватные условиям школы, в основе которых заложены принципы педагогической целесообразностии дифференциации. 
К отбору содержания гражданского образования мы подошли, учитывая образовательные запросы учащихся и родителей, ибо нельзя ценить, уважать, развивать то, чего не знаешь. А также с учётом потребности общества в гражданине – глубоко нравственном человеке. 
Мониторинг уровня воспитанности учащихся школы, анкетирование помогает нам увидеть результат нашей работы.
Но проблема воспитания гражданина сложна, многогранна, требует комплексного решения. Система гражданского и патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов;
массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями;
деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
В наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.
Для воспитания современного человека необходимы методы и формы работы, направленные на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности в обществе.
Доминирующим фактором общения у детей является общение со сверстниками. Потребность занять свое место в коллективе, ориентация на оценки, суждения сверстников становятся важнейшим фактором психического развития детей. Возрастает потребность личностной самооценки, потребность к «взрослости», самостоятельности, самоутверждению.
Термин «лидер» происходит от английского слова «leader» - «ведущий», «идущий впереди», т. е. – это человек, который руководит какой-то организацией, коллективом или группой ребят и ведет их к каким-то победам.
Основные признаки, характеризующие лидера:
принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой;положение в группе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус;
совпадение ценностных ориентаций6 нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы;
воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей;
умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
умение работать в команде;
умение вести дискуссию;
умение анализировать;
коммуникативные умения.
Исходя из признаков лидерства, мы ставим для себя основные задачи воспитания лидера:
обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
самоорганизация и проектирование собственной деятельности;
формирование социально-нравственной позиции;
выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.
Реальная практика говорит о том, что в школе, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, хотя наши дети способны проявить инициативу, активность, творчество, участвовать в общественной жизни.
Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней – своеобразного «поля лидерства») стимулирует проявление лидерского потенциала школьников.
В нашей школе организовывается и реализуется множество коллективных творческих дел. Вот некоторые из них:
Проект по благоустройству и озеленению территории школы «Под Алыми парусами», в рамках, которого учащиеся вместе с учителями и родителями выращивают и высаживают рассаду цветов и декоративных растений, поливали и пололи свои посадки.
Проект «Декада предмета», учащиеся участвуют в конкурсах, разгадывают ребусы, решают задачи, пишут стихи, ставят эпизоды из художественных произведений, спортивные соревнования и экскурсии.
Учебный год в нашей школе заканчивается «Отчетным родительским собранием». На котором каждый класс - творческий коллектив, демонстрирует свои достижения за год.
Результаты коллективных творческих дел, организованных в нашей школе, доказывают, что КТД необходимы для воспитания современного человека и предполагают развитие так называемых общих качеств лидера среди участников, таких как:
·        компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
·        активность – умение действовать энергично, напористо;
·        инициативность -  творческое проявление активности, готовность к выдвижению идей, предложений;
·        общительность – открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;
·        сообразительность -  способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
        настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
        самообладание- способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;
        работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу.
Реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств школьников должно проходить в коллективной деятельности.