Презентация на тему Претворение национальных традиций в творчестве современных композиторов Казахстана на примере произведений Е.Умирова и Х.Сетекова.


Претворение национальных традиций в творчестве современных композиторов Казахстана на примере произведений Е.Умирова и Х.Сетекова Ермек Касимович Умиров Ермек Умиров Основные произведения1. Для оркестра «Отрар сазы»:Оркестровые кюи «Боташым», «Тасбақалар жарысы», «Қаңбақ шал»,Обработки народных песен и кюев «Мың жылқы», «Назым», «Құсни-Қорлан», «Қара торғай» 2. Для оркестра народных инструментов имени Курмангазы: поэма «Арал» оркестровые кюи «Или», «Иртыш», «Есиль», составившие сюиту «Үш өзен»; «Беласар», «Бурыл жорга»3. Для симфонического оркестра «Концерт-поэма», симфоническая поэма «Дала сыры» и первая симфония.4. Камерно-вокальные жанры:Обработки народных песенПесни для детейРомансы, баллады, песни поэма «Арал»для оркестра народных инструментовПретворение кюевых принципов:1. Тематизм2. Форма3. Принцип развития - вариантность Тема-импульс - кыл-кобыза соло, философским настроем отсылает слушателя к раздумьям-толгау. Центр поэмы – кюй, тема которого постепенно прорастает из ярких домбровых и кобызовых интонаций. Каiран Далам – баллада о тоскующих по родине беженцевМелодика восходит к традициям казахского плача – жоктауПартия фортепиано объединяет приемы домбрового аккомпанемента (опора на кварто-квинтовые интонации, остинатный ритм) и современную гармонию. Каiран Далам Вступление Каiран Далам Раздел А Каiран Далам Форма баллады 3-х частная с развернутым фортепианным вступлениемВступление А В А1 обращение к музыкальному языку прошлого на новом, современном уровнеориентир на традиционные ценности реализация своего видения национального музыкального языка. Сетеков Хабибулла Зайнулаевич ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:Симфония в 3 х частяхКонцерт для фортепиано с оркестром в 3 х частях Фантазия (1975)Концерт для флейты с камерным оркестром (1986)Концерт для гобоя со струнным оркестром (1980)Концерт для трубы с камерным оркестром (1984)Симфоническая поэма"Восстание"(1981)Симфоническая поэма "Путник"(2011)для 2-х роялей — Вариации (1978)для духового оркестра — Марш (1986)для фортепиано — Прелюдия и Токката (1978)Концерт (1982)для чанга — Концертная пьеса (1987)Музыка к драматическим спектаклям: "Назугум" Ж. Босакова (1979), "Наказание" Ж. Рузиева (1980), "Апчил","Святой грех","Ловкач"Песни, романсы. Произведения исполняются в Казахстане, Израиле, России, Франции, Бельгии, США, Канаде. Х.Сетеков награжден:Государственными наградами (медалями) РКЛауреат премии «Ильхам»Лауреат конкурсов: "Астана Байтерек", "Менiн елiм", "Тулебаева", Всесоюзных и других Республиканских Конкурсов Симфоническая поэма «Путник» (2012)Композиция контрастно-составнаяВ основе - принцип сюитности - присущий уйгурскому мугаму с традиционными песенно-танцевальными циклами Симфоническая поэма «Путник»Композиция состоит из 7 разделовВ основе формы - принцип контраста Разделы объединяются одной темой - источником всего тематизма поэмы Симфоническая поэма «Путник» Тема (тт.1 -15) Симфоническая поэма «Путник»Принцип развития темы: репетитивная техника с прибавлением фактурных голосоввариантность традиционной инструментальной музыкимотивная разработка Трактовка оркестраОсновная роль отведена ударным и деревянным духовым инструментам Духовые инструменты:Тройной состав флейт, гобоев, кларнетов и фаготов (традиционный)Флейта пикколо, английский рожок, бас кларнет и контрфагот (дополнительные) Карнай Ударные инструменты:Литавры, большой и малый барабан (традиционный состав)Треугольник, бонго, свисток (дополнительные) В условиях европейских инструментальных жанров композитор органично воплощает национальные идеи.В каждом произведении находит новые творческие решения в плане тематизма, формы, гармонического языка, образов, сочетаний тембров. Соединяя народные традиции с современной техникой композиции, Х.Сетеков создает произведения, которые остаются в русле современных культурных тенденций. В творчестве современных композиторов Казахстана происходит взаимодействие жанровых традиций общеевропейского искусства с народной песенной и инструментальной культурой в тесной связи с индивидуальным композиторским стилем и составляет постоянно развивающуюся художественную систему.