Воспитание чувства любви у школьников на примере произведений классиков русской литературы (9 класс)


Воспитание чувства любви у школьников
на примере произведений
классиков русской литературы
2015 год
От автора
Что значит любить? Возможно ли воспитать это чувство? Как помочь молодым людям, впервые испытавшим это чувство, разобраться в его истинности?
В данной работе показано, как, используя произведения русской классической литературы, пробудить благородные чувства у учащихся. Приводятся примеры возможных коммуникативно- ситуативных упражнений, используемых для анализа художественных произведений, изучаемых в 9 классе.
«Обучая- воспитывать!» - главная задача педагогов. Решить ее можно путем комплексного подхода к воспитанию, целенаправленным и действенным влиянием различных форм и средств учебно-воспитательной работы на все стороны личности школьника, на его разум, чувства, учебную и внешкольную деятельность. Сущностью комплексного подхода в педагогическом процессе является единство обучения, воспитания и развития, органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их личности. Ведь три основные функции обучения – образовательная, воспитательная, развивающая – не могут осуществляться в отрыве друг от друга; в учебно – воспитательном процессе школы они постоянно взаимодействуют, тесно переплетаются.
Компетентностный подход в данных условиях наиболее оптимальный, потому что он допускает выход за границы конкретных общеобразовательных стандартов. Знания проявляются в деятельности и в процессе деятельности проявляются знания. В деятельности звучат ответы на ценностные ориентации. Компетентностный подход призван преодолеть разрыв между образованием и жизнью.
Современное гуманитарное образование школьников одним из приоритетных считает интерактивные формы преподавания различных учебных дисциплин. Под интерактивным понимают коммуникативно-диалогическое обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности школьников.
Главная задача изучения какого-либо художественного произведения в школе- организация диалога автора и читателя на уроке литературы. Талантливый писатель поможет учителю развить душевную тонкость, нравственный слух школьников, научить их понимать глубину и силу человеческих переживаний.
Учитель литературы, используя коммуникативно-ситуативные упражнения , помогает ученикам развивать способности и возможности решать не только ученические проблемы, но и жизненные, что и является перспективными целями компетентностного подхода в образовании.
«Мир любви обрести без терзаний нельзя,
Путь любви отвести по желанью нельзя.
И пока от страданья не станешь согбенным,
Суть его донести до сознанья – нельзя! »
Омар Хайям.
(Воспитание социокультурной компетенции на уроках литературы)
Любовь – самое прекрасное чувство. Оно способно заставить учащенно биться сердце, совершать безумные поступки.
Первое увлечение, встречи при луне, первая любовь… Все это занимает огромное место в отроческие годы. В это время все: любимые фильмы, книги, песни – о любви. Влюбившись, юноши и девушки ведут себя «не так», как хотелось бы родителям и педагогам. Школьники, в большинстве своем, перестают беспокоиться о получаемых баллах на уроках. Сердечные переживания захватывают их все больше и больше. А взрослые продолжают не замечать, что они чувствуют, как относятся друг к другу. Но разве знания, полученные по предметам школьного курса, значат в человеческой жизни больше, чем муки сердца?
Виктор Гюго писал: «Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца.» Умение любить – один из самых главных уроков жизни. И школа должна готовить ребят к таким урокам. Каждый ребенок должен пройти школу достойных желаний, а это одно из важнейших правил воспитания высокой нравственной культуры, необходимой для того, чтобы создать хорошую семью, стать хорошими родителями.
Научить школьников любить, узнавать любовь – значит подготовить к будущему браку, научить распознавать настоящие чувства, уберечь от ошибок в выборе спутника или спутницы жизни. Таким образом, проблемы любви, создание прочной семьи требуют серьезного отношения и изучения.
Курс литературы в 9-11 (12) классах дает возможность тактично и целенаправленно закладывать основы будущей семьи.
Но учитель литературы не может построить систему уроков, где вопросы любви и брака были бы основными. Поэтому на помощь приходит социокультурная компетентность: при изучении произведений внимание учащихся акцентируется на том, умеют ли литературные герои любить, способны ли они дать счастье другим людям и сами быть счастливыми. При такой системе работы фрагмент каждого урока будет посвящен проблемам любви, брака и семьи. Учащимся предоставляется право самим поразмыслить и решить ситуативные проблемы.

Так в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно наблюдать, какова сила воздействия родительского примера на Митрофанушку.
Как ведет себя Простакова? В присутствии сына мать не стесняется в выражениях, оскорбляя портного: «скот», «воровская харя», «болван». Митрофан все слышит, запоминает и учится вести себя с крепостными так, как ведет себя мать. Но совсем уж не вкладывается ни в какие рамки отношение Простаковой к мужу, отцу Митрофана. Оскорбления так и сыплются в его адрес, а старую няньку Еремеевну называет «бестией». Помещица позволяет на глазах Митрофана оскорблять, унижать окружающих, жестоко расправляться с теми, кто выходит из-под ее контроля.
Простакова все свое время проводила с сыном, ничего для него не жалела, по-своему любила его и ждала от него тех же чувств. Но какие чувства могут быть у того, кто наблюдал такое поведение матери?
У юноши нет никаких забот, он не знает, что такое труд, не уважает людей. И разговаривает с ними подобно матери: «Ну, еще слово молви, старая хрычовка!», «Что ты, дядюшка, белены объелся?», «Убирайся, дядюшка; проваливай!». И пока мать старается: «ты хоть для виду поучись», сын для себя уже решил: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться». В начале пьесы кажется, что Митрофан испытывает какое-то чувство привязанности к матери (сон, который он рассказывает). В присутствии родителей, рассказывая свой сон, он заявляет, что ему стало жаль матушку, которая устала от такого «непосильного» труда – «колотила батюшку». Но вскоре выясняется, что Митрофан никого не способен любить. В трудную минуту, когда мать ждала сочувствия, опоры, он оттолкнул ее.
Читая текст, анализируя его, учащиеся убеждаются, что нравственный климат в семье зависит от положительных примеров, которые дает жизнь, что положительные качества сами по себе не появляются, их надо терпеливо воспитывать.
Многие родители видят в любви к детям лишь стремление уберечь своего ребенка от трудностей, забот и работы, от преодоления препятствий. Уж слишком буквально они понимают лозунг: «Все лучшее - детям».
Но именно в семье человек проходит школу воспитания чувств, получает сведения об истинных и мнимых ценностях.
Предлагаю задания, которые можно использовать для раскрытия темы: «Сила воздействия родительского примера на Митрофана».
Урок можно начать с беседы, а потом перейти к ситуативным упражнениям.

Вопросы для беседы:
1. Почему Митрофан, герой пьесы – грубый, жестокий, бессердечный, ограниченный человек?
2. Как вы думаете, умеет ли он любить? Если не умеет, то почему?
3. Какие дурные качества характера унаследовал Митрофан от матери?
Ситуативные упражнения:
1. Представьте себе, что Митрофан пришел к вам в гости. Разговаривая с ним, вы решили выяснить, кто из родителей является для него примером. Какой ответ вы бы услышали?
2. Вы попали к Простаковым в тот момент, когда Митрофан рассказывал о своем сне, в котором матушка «колотила» батюшку, а затем добавил, что ему стало жаль матушку, которая устала от такого «непосильного» труда… Можете ли вы на этом примере рассказать, какие взаимоотношения сложились между его родителями?
3. Прошло много лет, Митрофан обзавелся семьей. Один из сыновей поинтересовался, какой была его бабушка, любила ли она своего сына? Что расскажет Митрофан о своей матери?
4. В старом семейном альбоме Митрофан обнаружил маленькие портреты отца и матери, он задумался… О чем?
5. Вы стали свидетелем сцены, когда Правдин говорит Митрофану: «Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья». Как бы вы попытались объяснить Митрофану, что это именно так?
6. Митрофан ваш сверстник и сосед. Вам часто приходится быть свидетелем грубого отношения Митрофана к родителям. Что бы вы посоветовали Митрофану?
Еще один пример из жизни литературного героя, когда роль родителя, его
наставления наложили отпечаток на дальнейшую судьбу сына.
Павел Иванович Чичиков – герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Именно отец, его образ жизни стал примером сыну. Главное в жизни, считал отец, - деньги, карьера. И уже ни о каких других чувствах речи быть не может.
Отдавая сына на учебу, прощаясь с ним, отец не говорит о своей любви, не проливает слез, что долго не увидит своего сына, но им были даны наставления, правила дальнейшей жизни:
«…Учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись…. водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.»
Сын отлично усвоил наставления отца. Вырос такой человек, для которого нет ничего святого. Лицемерие и жульничество – главные принципы жизни. Не случайно Гоголь называет его «приобретателем», «подлецом».
Работая с текстом, учитель предлагает учащимся проследить, как сумел Чичиков усвоить «премудрости » отца. Показательным является тот факт, как сумел Чичиков «подобрать ключи» к своему начальнику – человеку бесчувственному и неприступному. Сначала угождал ему в мелочах, изучал его привычки, пресмыкался и заискивал перед ним. Но это не помогло. Тогда Чичиков, узнав, что у начальника есть незамужняя дочь, принялся ухаживать за нею. И тут суровый начальник размяк: стал любезным и внимательным к своему будущему зятю. Чичиков же переехал к нему в дом, стал звать его «папенькой» и даже условился о дне свадьбы. Но как только «папенька» выхлопотал для «зятя» место повытчика, жених съехал на другую квартиру.
Чичиков – подлец, он больше всего любит самого себя, поэтому на других у него не хватает ни любви, ни заботы. Да и зачем себя обременять, когда все это лишнее.
Коммуникативно – ситуативные упражнения:
1. Представьте себе, вы оказались в доме Чичиковых в тот момент, когда отец прощается с сыном, уезжавшим в городское училище. Отец дает наставления сыну. Расскажите, как ведет себя в этот момент Павлуша.
2. Ты стал адвокатом. Смог бы ты оправдать Чичикова, если бы его осудили? Что бы ты сказал в его защиту?
3. Как-то ты оказался в гостях у отца Чичикова. Ты захотел узнать, каким был Павлуша в детстве, каким рос ребенком. Что рассказал бы тебе его отец?
4. Вы исследуете причины провала этапов служебной карьеры Чичикова. Выясните, с чем связаны эти неудачи и провалы? А как сам Чичиков реагирует на это?

В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» решается совершенно другая проблема. Автор размышляет о том, как заключались браки в современном ему обществе.
Учащиеся видят, как ведут себя родители, у которых незамужние дочери. Их всех необходимо «пристроить». Анализируют мысли Фамусова о браке:
… Вот, например, у нас уж исстори ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых – тот и жених…
Отсюда вывод: не любовь и взаимное уважение, а материальное положение – необходимое условие для создания семьи. Именно так думают люди высшего общества. В фамусовском обществе не знают, что такое любовь. Им не знакомы волнения души, «вздохи на скамейке». Все в их обществе решают деньги.
Единственный герой, который любит страстно и безумно, - Чацкий. Но, увы, он отвергнут той, ради которой:
… велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
Но Чацкому нужно было пережить потрясение, чтобы увидеть правду. Не называя имени, Софья признается, что «иные» ей милее. И Чацкого страшит мысль, что Софья может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или сама полюбит жалкое ничтожество. Но он был потрясен не только тем, что Софья разлюбила его, но и тем, что его доверие к ней осмеяно и унижено. Чацкий – передовой человек, он не станет унижаться, даже во имя любви.
А Софью, воспитанную в таком обществе, привлекают «муж-мальчик», «муж-слуга» больше, чем человек острого ума. Ей нужен тот, над кем она будет безраздельно властвовать.
Так, А. Грибоедов помогает своей комедией сегодняшним школьникам разбираться в сложных, порой противоречивых человеческих взаимоотношениях.
Коммуникативно – ситуативные упражнения.
1. Софья Фамусова ваша хорошая знакомая. Вы узнаете, что она предпочла Чацкому человека, который служит у них в доме. Вы поддержите ее выбор или нет? Выскажите свою точку зрения.
2. Софья, узнав, что Чацкий уезжает, обиделась на него. Ее обида не прошла за время его отсутствия. Когда Чацкий возвращается, она мстит ему за оскорбленные чувства… Возможен ли такой вариант? Выскажите свою точку зрения. Подберите аргументы.
3. Представьте себе, что Софья обратилась к вам за советом: помочь сделать выбор между Молчалиным и Чацким. Что вы ей посоветуете? Ответ аргументируйте.
4. На уроке литературы возник спор: кого же на самом деле любит Софья. Одни говорили, что Молчалина, другие – Чацкого. Чью сторону принимаете вы? Ваш ответ должен быть убедительным.
5. Вы знаете Софью уже много лет. И как-то в разговоре с вами она замечает о Чацком: «…если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далеко?» Вы такого же мнения об этом, что ради любви можно и не стремиться к знаниям? Обоснуйте свой ответ.
Любовь… Какое великое чувство! Чувство таинственное и загадочное. Сколько волнений доставляет оно влюбленным. Сколько горьких разочарований приносит оно. Как сделать так, чтобы это первое, очень хрупкое чувство осталось светлым и радостным даже тогда, когда сами влюбленные от него отказались?
Одной из главных задач школы и семьи А.С. Макаренко считал: «Научить любить, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.» (Макаренко А.С. Книга для родителей. Избранные произведения. В 3-х т. – К . 1983-1984 г. Т.2 – с. 470)
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»- лучшая книга для тех, кто задается вопросами: Что такое любовь? Какая она, первая любовь? Каковы признаки этой любви? А тот ли это человек, который мне нужен? Пушкин очень умело подводит читателей к основному направлению в романе – нравственном взаимоотношении героев друг с другом.
Когда человек влюбляется, у него появляются совершенно другие ценности. Возникает чувство долга перед любимым – человеком незнакомым, но таким дорогим и близким. Свои поступки влюбленные люди совершают теперь с мыслью: «А как на это посмотрит любимый (любимая)».
Анализируя главы романа, которые посвящены Татьяне и Онегину, Ольге и Ленскому, учитель подводит учащихся к размышлению о том, что такое любовь в понимании этих героев. Учащиеся наблюдают, как по-разному относятся сестры к любви. Татьяна готова на опрометчивый поступок – пишет письмо Онегину, прекрасно понимая, что ее порыв неприличен с точки зрения привычной морали окружающих людей. А для Ольги это был бы слишком смелый поступок. Как по-разному относятся к любви Онегин и Ленский. Ленский мелкое чувство Ольги превращает в высокую литературу. «Счастливец» Ленский воспринимал жизнь сквозь призму литературной преукрашенности. Любовь для Ленского – чувство спасительное. Он не делает различий между жизнью и поэзией.
А для Онегина, оказывается, такая девушка, как Татьяна, была когда-то идеалом. Татьяна в любви выбирает путь трудный, мучительный, но богатый. Пытаясь понять Онегина, она обогащает свое чувство все новыми и новыми оттенками. А Ольга выбирает путь легкий, радостный, но нищий. Полюбив, Татьяна уже не смогла бы забыть любимого. Слишком многое ей пришлось пережить: и проповедь Онегина, и его отъезд, и то, что любимый ею человек стал убийцей. Но это только делало ее чувство сильнее. Благодаря знакомству с Онегиным, она испытала это первое чувство, научилась «властвовать собой». У Татьяны все было настоящее: и горе, и радость, и первая любовь.
А у Ольги совсем другое отношение к жизни. Она поплакала после гибели Ленского, утешилась и вышла замуж за улана. Ольга не стала бы терзаться вопросами о том, что представляет собой ее избранник. А Татьяна изучала любимого по книгам, которые он читал. Не нравится ей Онегин такой, каким она его узнала в книгах. Но разлюбить не может его. Учитель акцентирует внимание на том, что настоящая любовь тем и отличается, что отвечаешь за того, кого любишь.
И героиня Пушкина такая. Когда она вышла замуж, то не хочет обманывать мужа. которого уважает, не хочет уйти к Онегину, которого по-прежнему любит, так как это значило бы разрушить не только свою жизнь, но и жизнь другого человека, любящего ее.

А как Пушкин раскрывает любовь Онегина! Онегин так ловко умел скрывать то, что было напускным. Но совсем не умел таить настоящую любовь, когда она пришла к нему. Теперь, влюбившись, он как и все влюбленные задумывается и мечтает об объекте своей любви. Как не похожа теперь любовь зрелого Онегина! Полюбив, он стал другим. Он стал увлекаться поэзией. Любовь способна делать чудеса. Евгений полюбил ту женщину, которую когда-то отверг.
Не случайно есть у Пушкина в романе строки:
Любви все возрасты покорны:
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям…
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след.
В юности человек легко и проще относится к любви: он верит в людей, в свое счастье, он чувствует себя свободно.
Зрелый же человек обременен опытом, которого нет у молодого: он боится потерь, разочарований, он ставит под сомнение чувство другого человека, он уже знает, какие муки приносит настоящая любовь.
Чувство любви бывает разным: горьким, способным причинять боль, а может быть благородным и светлым.
Не бывает любви – несчастной.
Может быть она
Горькой, трудной,
Безответной
И безрассудной,
Может быть
Смертельно опасной,
Но несчастной
Любовь
Не бывает
Даже если она
Убивает.
Тот, кто этого не усвоит-
И счастливой любви не стоит,-
так писал о любви Борис Заходер. Именно о такой любви – любви, причиняющей боль, пишет Пушкин в своем романе.
Заканчивая цикл уроков по роману «Евгений Онегин», учитель подводит девятиклассников к выводу о пушкинском понимании любви. Объясняет, что любовь обогащает жизнь того, кто ее испытывает.
«Истинная любовь очищает, возвышает всякого человека, совершенно преобразует его»,― писал Н.Г. Чернышевский.
Коммуникативно-ситуативные упражнения.
1. Пушкин ничего не пишет в романе о том вечере, когда Онегин с Ленским впервые приехали к Лариным. Мы ничего не узнали о том, как друзья провели вечер. Вы могли бы рассказать, что же было или могло быть на вечере?
2. Онегин ваш хороший знакомый. Он поведал вам, что не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит. Можете ли вы объяснить причину такого отношения Онегина к жизни?
3. Вы гостите у Лариных. С какой из сестер вам было бы приятнее общаться? Обоснуйте свой выбор.
4. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина. Он называет ее «милый идеал». Попробуйте рассказать о «своем» идеале женщины (мужчины).
5. Онегин отверг любовь Татьяны. Возьмите у него интервью: по какой причине это произошло?
6. Татьяна отказала в любви Онегину. Назовите причины этого отказа. Ответ аргументируйте.
7. Вам предложили написать сценарий к фильму. Как бы вы завершили свой сценарий. Оставили бы все как есть или внесли бы свои изменения?
8. Вы – Татьяна Ларина. Увидев Евгения, влюбились в него. Расскажите, как бы вы поступили. Стали бы писать письмо?
9. Представьте себя в роли Евгения Онегина. Вы приехали к Лариным. Из двух сестер кого бы вы выбрали: Ольгу или Татьяну? Почему?
10. Татьяна очень волновалась, когда писала письмо Евгению Онегину. Почему? Как вы это можете подтвердить?
11. Вы оказались на месте Татьяны Лариной в тот момент, когда Онегин «отчитывал» ее за написанное ею письмо. Как бы вы себя повели?
12. Вы – Татьяна Ларина. Вы любите Евгения Онегина, но замужем за другим. Смогли бы вы оставить мужа ради любимого?