Разработка урока по истории Казахстана на тему Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова


КГУ «Переменовская средняя школа»
План-конспект урока
Тема: «Национально-освободительное движение 1837-1847 годовпод руководством Кенесары Касымулы»
Учитель истории: Шушмаркина Л.В.
План-конспект урока
Дата: ____________
Предмет: История Казахстана
Класс: 8 класс
Тема: «Национально-освободительное движение 1837-1847 годовпод руководством Кенесары Касымулы»
Цель: показать неизбежность национально-освободительного движения 1837 - 47 гг. в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.Задачи:
Обучающая: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;
Развивающая: развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, анализировать ключевые эпизоды, отображающие "национально-освободительное движение 1837 – 47гг."
Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев "национально-освободительного движения 1837 – 47 гг." проследить историю и трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей, воспитать патриотизм и активную жизненную позицию.
Оборудование: Рабочая тетрадь, учебник, доска, иллюстрации, таблицы, портрет К.Касымулы.
Планируемые результаты изучение материала
ход урока:
орг момент
Проверка д/з:
Задание №1. Портретная галерея: показать портреты исторических деятелей, дать объяснения С.Датов, И. Тайманов, М.Отемисов, Е.Пугачев.
Задание №2. Историческая правда
Установи в хронологической последовательности события казахско – джунгарской воины.
Анракайское сражение
Второй курултай казахов в Ордабасы
«Годы великого бедствия»
Булантинская битва
Первый курултай казахов в Каракумах
Задание №3. Допишите нужную дату
_______– принят «Устав об Оренбургских киргизах»
_______ - годы правления хана Абылай
_______- годы восстания под руководством Е. Пугачева
_______- официальная дата открытия Акмолинского укрепления
_______- пребывание посольства А.И. Тевкелева в ставке хана Младшего жуза Абулхаира
Задание №4. Соотнесите: Понятие Определение
Курултай
1. Свод законов, созданный ханом Тауке, совместно с тремя биями.
Уран
2. Массовый падеж скота
Джут
3. Боевой клич казахского народа
«Елим-ай»
4. Всенародное собрание
«Жети – жаргы» 5. Песня плач, написанная в годы Великого бедствия
Задание №5. Решите исторические примеры:
1. 1635 г. + государство = Джунгарское ханство
5. Внутренняя Орда + восстание = И. Тайманов и М.Отемисов освобод.движение
2. 1812 г. + хан = Бокей хан
3. 1718 г. + крепость = Семипалатинская
4. Юхан Густав Ренат + карта =Экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца была организована по личному распоряжению Петра I. Шведские офицеры-картографы собрали ценные материалы о расположении казахских жузов. Особенно интересна «Карта Джунгарии» шведа И.Г.Рената, содержащая ценный историко-картографический материал. Впервые она была опубликована в «Записках Русского географического общества» в 80-х годах XIX в. известным исследователем истории В.В.Веселовским.
Задание №6. Тест.
1. Восстание 1783-1797гг. под предводительством Сырыма Датулы охватило территорию:
Тургайской области. B) Младшего жуза. C) Среднего жуза. D) Старшего жуза. E) Жетысу.
2. По «Уставу о сибирских киргизах» территория Среднего жуза была разделена на административные единицы:
Волость, губерния. B) Кыстак, округ. C) Аул, волость. округ. D) Аймак, волость, губерния. E) Район, уезд.
3. Казах(крещеный), Герой Отечественный войны 1812г., участник русско-турецкой войны получил награду от М.И.Кутузова:
Емелев. B) Касымов. C) Яков Беляков. D) Иманов E) Ержанулы.
4. Столицей Казахского ханства при Тауке стал город:
Карасман B) Манкент C) Ташкент D) Сайрам E) Туркестан.
5. В ходе восстания 1783-1797 гг. новую систему управления Младшим жузом предложил Оренбургский губернатор:
A) Барон Осип Андреевич Игельстром. B) Граф Потемкин. С) Полковник Гекке.
D) Генерал Перовский. E) Генерал Колпаковский.
План работы:
Причины, цель, движущие силы восстания.
Кенесары Касымов – внук хана Абылая, народный герой, полководец, дипломат, хозяйственный деятель.
Создание вооруженных сил.
Налоговая и торговая политика хана.
Начало восстания.
Вопросы:
1.Сколько колониальных восстании мы с вами изучили?
2. Именно какие восстания?
Сегодня на уроке мы познакомимся с восстанием Кенесары Касымулы, которое проходило с 1837 по 1847 годы. Кенесары Касымулы – выдающийся государственный и политический деятель Казахстана 19 в., Как и его дед Абылай, был яркой личностью, проявил свои лучшие качества в длительной борьбе за восстановление казахской государственности. В течении 10 лет большинство населения трёх жузов вело освободительную борьбу с царскими колонизаторами под руководством К. Касымулы. По своему размаху и значению это было самое значительное восстание казахского народа, за весь период колонизаторской политики царизма. В этом восстании с особенной силой раскрылся свободолюбивый и боевой дух казахского народа, нелегко расстававшийся со своей национальной независимостью. 
Восстание - это общее название ряда политических действий, являющихся различными формами массового выступления против существующей власти, как правило не приводящего к смене политического строя.
Проработав текст учебника, необходимо дать характеристику восстания по плану:
Хронология восстания.
Лидер восстания.
Характер восстания.
Территория восстания.
Цель восстания.
Причины восстания.
Движущие силы восстания.
Ход восстания.
Причины поражения восстания.
Историческое значение восстания.
1 группа -
- Хронология восстания
- Характер восстания
- Цель восстания
- историческое значение
2 группа –
- Движущие силы восстания
-Причины поражения восстания
- лидер восстания
- историческое значение
3 группа –
- территория
- причины восстания
- ход восстания
- историческое значение
Используя метод «Карусель»
«Исторический конструктор» Из данных слов составь предложение
1.Характер, оно, массовый, 10 лет, Кенесары, имело, восстание, национально- освободительное, продолжалось.
2.Охватило, восстание, все, жуза, казахских, Кенесары, три.
Правильный ответ:
1.Национально-освободительное восстание Кенесары продолжалось 10 лет, оно имело массовый характер.
2.Восстание Кенесары охватило все три казахских жуза.
Прием: «Три истины и одна ложь»
1 группа:
1. В 1837 г. К. Касымулы подошёл к  Акмолинскому укреплению и после шестидневной осады сжёг его. -
2. В сентябре 1841 г. представители трёх жузов избрали К. Касымулы своим ханом. +
3. При хане К. Касымулы функционировал Совет как высший государственный орган. -
4. Движущей силой национально-освободительного движения (1837-1847 гг.) под руководством К. Касымулы были рядовые кочевники. +
5. В своём ханстве К. Касымулы упорядочил сбор налогов: установил зякет – для скотоводов и ушур – для земледельцев. +
6. К. Касымулы поощрял переход казахов к земледелию. +
2группа:
1.  Перемирие между Российской империей и К. Касымулы было прекращено в 1843 г., после того как оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского сменил В. А. Обручев. +
2. В ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол К. Касымулы наголову разбил отряд султана К. Кудаймендыулы. -
3.  Посольство в ставку К. Касымулы возглавили дипломаты Долгов и Герн. +
4. Терпя поражение от российских карательных отрядов, К. Касымулы сделал попытку найти убежище в Иране. -
5. В 1845 г. К. Касымулы при поддержке отрядов батыра Ж. Нурмухамедулы взял приступом кокандские крепости Жанакорган, Жулек и Сузак. +
6. Теснимый российскими карательными отрядами К. Касымулы вынужден был перенести центр восстания из Сарыарки в Семиречье. +
3 группа:
1. В апреле 1847 г. войско К. Касымулы вторглось в кыргызские земли  +
2.  Кыргызских родоправителей называли манапами. +
3.  Последнее сражение К. Касымулы с кыргызами произошло в местности Акбулак в 1847 г. -
4.  дело К. Касымулы в борьбе с колонизаторской политикой российского царизма продолжил его сын Наурызбай. -
5. Российские исследователи называли К. Касымулы «Митридатом киргизской степи».+
 
6. Национально-освободительное движение (1837-1847 гг.) под руководством К. Касымулы было самым массовым восстанием казахов в XIX в. +
Задания для групп:
1 группа -
«Кенесары Касымов – внук Абылая, народный герой, полководец, дипломат»
Дать характеристику личности Кенесары хана.
2 группа –
«Кенесары восстанавливает Казахское ханство» определите с какой целью Кенесары Касымов объединяет Казахское ханство, каким образом и с помощью чего создает государство.
3 группа –
«Налоговая политика, торговля при Кенесары хане»
- «Мозговой штурм»
1. Даты жизни Кенесары Касымулы (1802-1847 гг).
2.Когда по приказу кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан? (1836 г.)
3.Какую часть территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы? (Весь Казахстан)
4. К народному движению под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом влиятельный бий Младшего жуза. (Жоламан)
5. Когда отряды Кенесары совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость? (26 мая 1838 г.)
6. Что послужило причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.? (Распространение инфекции среди сарбазов)
7. Какие события 1841 г. Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом? (Взятие кокандских крепостей)
8. Продолжи в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд (Султана А. Жантореулы)
9. Каким по характеру было организованное в ходе восстания Кенесары государство? (Феодальное)
10.Назовите имя царя, правившего в России в период восстания К.Касымова? (Николай I)
11. В каком году царь Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков? (1843 г.).
12. Когда Кенесары Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза? (1845 г.)
13. К какому государству за помощью планировал обратиться Кенесары? (Китай)
14. Что изменило характер восстания? (вторжение в Киргизские земли)
15. Внуком какого выдающегося человека был К.Касымов? (хан Абылай)
Рефлексия-
необходимо составить «Синквейн» со словом – восстание.
Восстание
Стихийное, целеустремленное, антиколониальное
Борется, доказывает, распространяет
Восстание проявление воли народа.
Мятеж
- зачитываем свои работы
Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание: пар 34, читать подготовить пересказ, выучить основные события
Лист взаимооцениванияФамилия и имя ученика «5» «4» «3» «2»
Лист взаимооцениванияФамилия и имя ученика «5» «4» «3» «2»
Лист взаимооцениванияФамилия и имя ученика «5» «4» «3» «2»
Прием: «Три истины и одна ложь»
1 группа:
1. В 1837 г. К. Касымулы подошёл к  Акмолинскому укреплению и после шестидневной осады сжёг его.
2. В сентябре 1841 г. представители трёх жузов избрали К. Касымулы своим ханом.
3. При хане К. Касымулы функционировал Совет как высший государственный орган.
4. Движущей силой национально-освободительного движения (1837-1847 гг.) под руководством К. Касымулы были рядовые кочевники.
5. В своём ханстве К. Касымулы упорядочил сбор налогов: установил зякет – для скотоводов и ушур – для земледельцев.
6. К. Касымулы поощрял переход казахов к земледелию.
2группа:
1.  Перемирие между Российской империей и К. Касымулы было прекращено в 1843 г., после того как оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского сменил В. А. Обручев.
2. В ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол К. Касымулы наголову разбил отряд султана К. Кудаймендыулы.
3.  Посольство в ставку К. Касымулы возглавили дипломаты Долгов и Герн.
4. Терпя поражение от российских карательных отрядов, К. Касымулы сделал попытку найти убежище в Иране.
5. В 1845 г. К. Касымулы при поддержке отрядов батыра Ж. Нурмухамедулы взял приступом кокандские крепости Жанакорган, Жулек и Сузак.
6. Теснимый российскими карательными отрядами К. Касымулы вынужден был перенести центр восстания из Сарыарки в Семиречье.
3 группа:
1. В апреле 1847 г. войско К. Касымулы вторглось в кыргызские земли 
2.  Кыргызских родоправителей называли манапами.
3.  Последнее сражение К. Касымулы с кыргызами произошло в местности Акбулак в 1847 г.
4.  дело К. Касымулы в борьбе с колонизаторской политикой российского царизма продолжил его сын Наурызбай.
5. Российские исследователи называли К. Касымулы «Митридатом киргизской степи».
 6. Национально-освободительное движение (1837-1847 гг.) под руководством К. Касымулы было самым массовым восстанием казахов в XIX в.
1 группа -
- Хронология восстания
- Характер восстания
- Цель восстания
- историческое значение
2 группа –
- Движущие силы восстания
-Причины поражения восстания
- лидер восстания
- историческое значение
3 группа –
- территория восстания
- причины восстания
- ход восстания
- историческое значение
1 группа -
«Кенесары Касымов – внук Абылая, народный герой, полководец, дипломат»
Дать характеристику личности Кенесары хана.
2 группа –
«Кенесары восстанавливает Казахское ханство»
определите с какой целью Кенесары Касымов объединяет Казахское ханство, каким образом и с помощью чего создает государство.
3 группа –
«Налоговая политика, торговля при Кенесары хане»
Охарактеризуйте отношение Кенесары Касымова к торговле, выделите особенности налоговой политики в период его правления.
1. Даты жизни Кенесары Касымулы (1802-1847 гг).
2.Когда по приказу кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан? (1836 г.)
3. Что говорит вам имя Агыбай Конырбайулы?
4. К народному движению под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом влиятельный бий Младшего жуза. (Жоламан)
5. Когда отряды Кенесары совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость? (26 мая 1838 г.)
6. Что говорит вам имя Наурызбай –батыр Касымулы?
7. Какие события 1841 г. Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом? (Взятие кокандских крепостей)
8. Продолжи в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд (Султана А. Жантореулы)
9. Каким по характеру было организованное в ходе восстания Кенесары государство? (Феодальное)
10. Что сказал Российский исследователь 19 века Л.Мейер?
11. В каком году царь Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков? (1843 г.).
12. Когда Кенесары Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза? (1845 г.)
13. К какому государству за помощью планировал обратиться Кенесары? (Китай)
14. Что говорит вам имя Сыздык?
15. Внуком какого выдающегося человека был К.Касымов? (хан Абылай)
16. Как охарактеризовал султана Кенесары Касымова , Российский исследователь Николай Коншин?
17. Назовите имя царя, правившего в России в период восстания К.Касымова? (Николай I)
18. Какую часть территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы? (Весь Казахстан)
19. Что послужило причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.? (Распространение инфекции среди сарбазов)
20. . Что изменило характер восстания? (вторжение в Киргизские земли)
1. Даты жизни Кенесары Касымулы 2.Когда по приказу кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан?
3. Что говорит вам имя Агыбай Конырбайулы?
4. К народному движению под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом влиятельный бий Младшего жуза.
5. Когда отряды Кенесары совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость?
6. Что говорит вам имя Наурызбай –батыр Касымулы?
1. Какие события 1841 г. Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом?
2. Продолжи в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд
3. Что сказал Российский исследователь 19 века Л.Мейер?
4. В каком году царь Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков? (1843 г.).
5. Когда Кенесары Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза?
6. К какому государству за помощью планировал обратиться Кенесары?
1. Что говорит вам имя Сыздык?
2. Как охарактеризовал султана Кенесары Касымова , Российский исследователь Николай Коншин?
3. Назовите имя царя, правившего в России в период восстания К.Касымова?
4. Какую часть территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы?
5. Что послужило причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.?
6. Что изменило характер восстания?