Статья Игра как элемент воспитательно-образовательного процесса


Чувашова Надежда Яковлевна,
МАДОУ детский сад № 39, г. Ревда Свердловской области,
воспитатель
ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В настоящее время постоянно говорится о необходимости личностно-ориентированного подхода к детям, который учитывал бы особенности нервной системы, темперамента и индивидуальные возможности каждого ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка, влияют на его развитие. Это необходимо учитывать, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.
Общеизвестно, что дошкольный возраст – это возраст игры. Для ребенка игра – это его независимая деятельность, в которой он реализует свои желания и интересы. Игра имеет значение не только для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки взрослых, ребенок примеряет на себя их чувства и цели, сопереживает им, а это означает, что у него закладываются основы человеческих, социальных эмоций, как начала нравственности. В совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игровой деятельности ребенок получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками. Все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он будет включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя, контролировать свои действия.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали Ушинский К.Д., Блонский П.П., Эльконин Д.Б.
Выдающийся русский педагог И.А. Сикорский рассматривал игру как деятельность, как условие умственного развития, как школу мышления.
Ценность игры заключается не только в том, что она знакомит ребенка с жизнью, главное, что она является важнейшим фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне.
В нашем детском саду одним из способов организации образовательного процесса является комплексно-тематическое планирование и конкретизация задач воспитания и образования. Развивая игровую деятельность дошкольников, планируются задачи руководства игрой, методические приемы, при помощи которых решаются поставленные задачи. В процессе развития игровой деятельности осуществляется интеграция образовательных областей.
Для возникновения и развития игр нужна правильно организованная предметно-игровая среда, которая позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогами, понимать и оценивать их чувства и поступки, ведь именно это лежит в основе воспитательно-образовательного процесса.
От того, как устроена предметно–развивающая (игровая) среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того как они расположены, зависит развитие ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова.
В своей группе, работая с детьми старшего возраста, мы организовали центры, специально предназначенные для разнообразных видов детской деятельности. Игровое пространства устроено так, что позволяет детям играть индивидуально и подгруппой. Игрушки и дидактический материал расположены таким образом, чтобы побуждать детей к разыгрыванию того или иного сюжета.
Все игровые материалы имеют свое место хранения и находятся в свободном доступе, дети легко выбирают нужные им предметы для игр. Дошкольники в соответствии со своими интересами и желаниями могут одновременно играть, не мешая друг другу.
Дети имеют возможность участвовать во всем разнообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, народных, развивающих, логико-математических, в играх с готовым содержанием и правилами, подвижных и спортивных играх.
Известно, что в дошкольном возрасте формируется гендерная идентичность. Мы стараемся удовлетворить потребности мальчиков в играх, интересных именно для них, обеспечивающих становление смелости, мужественности. Расширяется тематика игр героического содержания, делается акцент на то, что персонажи игры оберегают тех, кто нуждается в помощи: Спасатели, Мы – пожарные, Военные, Богатыри земли Русской и др. Для девочек оборудованы игровые центры с бытовым содержанием, которые пользуются у них большой популярностью.
В детских играх отражаются жизненные впечатления, и игра развивается в том случае, если у ребенка есть яркие, конкретные впечатления. Этому способствует чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы, разучивание стихов. Для этого существует центр книги, где наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников, различные тематические открытки, альбомы. Центр книги расположен в самом спокойном, светлом месте группы, где есть стол и стулья.
Наши мальчики и девочки одинаково любят конструировать. В центре конструирования размещены различные виды строительного материала: разного размера, из различного материала (деревянный, металлический, пластмассовый, картонный). Тематические (Гараж, Вокзал, Веселая ферма, Улица города). Конструктивная деятельность очень актуальна среди детей группы.
В центре здоровья и спорта в достаточном количестве имеется спортивной атрибутики, среди которой выделяются предметы, выполненные руками родителей (вязанные из ниток мячи, серсо из пластиковых бутылок, игрушки на поддувание и др.). Дети самостоятельно организуют различные соревновательные и игровые мероприятия. В спортивных играх у детей развиваются физические и волевые качества.
Развитию игр способствуют продуктивные виды деятельности. В центре изобразительной деятельности находятся изобразительные материалы и материалы для ручного труда. Дети, чтобы выполнить задуманное, выбирают все необходимое и самостоятельно изображают или мастерят нужную для игры вещь.
Сооружение построек, изготовление игрушек, повышает умственную активность, способствует более глубокому знакомству с миром.
Кроме этого, мы привлекаем детей к организации окружающей обстановки в группе, спрашивая их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекаем детей в сам процесс преобразований. Так как психологическая позиция ребенка старшего дошкольного возраста меняется, он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддерживать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.
Таким образом, игра объединяет различные виды детской деятельности и является средством всестороннего развития и воспитания дошкольников.
Список литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Гударева О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: автореф. дис. канд. психол. Наук. – М., 2005. – 120 с.
Нагель О. О гендерном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – 45-51 с.
Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2004. - / Январь Февраль/. - 6-10 с.