ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ НА ПCИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ


Цевелева Юлия Владимировна,
учитель-логопед
Центральной психолого-медико педагогической комиссии
Алтайского края, КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс»», г. Барнаул
Васильева Ольга Ивановна
учитель-дефектолог (сурдопедагог)
Центральной психолого-медико педагогической комиссии
Алтайского края, КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс»», г. Барнаул
J.V.Tseveleva, O.V.VasylievaAltai State Central psychological-medical-pedagogical commission,
Regional State Budgetary Educational Foundation «Regional Center for psychological, medical and social support «Semya Plus»»
Barnaul, Russia.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ НА ПCИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ
В статье говорится об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в образовательных организациях. Представлена характеристика детей с кохлеарными имплантами. Определены необходимые условия взаимодействия специалиста ПМПК с имплантированным ребенком. Рассматривается вопрос подбора образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, нарушения слуха, тугоухость, психолого-медико-педагогическая комиссия, особенности слухоречевого восприятия.
EXAMINING CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANTS ON PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION IN VIEW OF FEATURES ORAL-AURAL PERCEPTION
The article says about the peculiarities of speech perception of children after cochlear implantation and about the problems of adaptation in educational organizations. Represented the characteristics of children with cochlear implants. Introduced the necessary conditions for PMPC specialist interaction with an implanted child. Reviewed the question of selection of educational environment that is adequate to the new possibilities of the child.
Tags: cochlear implantation, hearing impairment, hypoacusis, psychological-medical-pedagogical commission, features of oral-aural perception.
До недавнего времени возможности оказания помощи людям с глубокими потерями слуха и абсолютной глухотой были ограничены, поскольку в подобных случаях слуховые аппараты практически не эффективны. Активное внедрение кохлеарной имплантации (вживления во внутреннее ухо пациента уникального устройства - кохлеарного импланта) дало таким пациентам реальный шанс реабилитации и возвращения к активному образу жизни.
Кохлеарная имплантация успешно проводится во всем мире уже около 30 лет. В Россию она пришла в 1991 году. С 2003 года программа кохлеарной имплантации нашла поддержку в России на государственном уровне: в федеральную программу «Дети-инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся детей кохлеарными имплантами.
При всем многообразии задач, которые призвана решить послеоперационная реабилитация, особое актуальное значение имеет подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка.
Дети, перенесшие операцию, представляют собой качественно своеобразную группу детей с нарушением слуха — глухих с возникшим слухом, на базе которого возможно дальнейшее развитие слухового восприятия и устной речи.
Специалисты ПМПК должны дать ответ на вопрос — при каких условиях ребенок с кохлеарным имплантом сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум?
Для успешной реализации поставленной задачи необходимо во время обследования учитывать следующие особенности восприятия неречевых звуков и речи ребенком с кохлеарным имплантом:
При оптимальной настройке процессора, пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и соответствуют I степени тугоухости, что затрудняет восприятие окончаний, предлогов, приставок при общении тихим голосом и на расстоянии.
Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, искажены. Поэтому дети медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения.
Ребенок плохо понимает речь в шумных условиях, а также при общении с несколькими собеседниками. Помещения с высокой реверберацией (отражение звуков от стен), такие как типовое классное помещение, также ухудшают восприятие.
У детей не сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому надо постоянно привлекать внимание ребенка, когда к нему обращаются.
Ребенок плохо локализует звук в пространстве.
Имеются трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок и чем серьезнее сопутствующие расстройства нервной системы, тем дольше сохраняются эти нарушения.
Все пациенты с КИ делятся на следующие категории: прелингвальные (врожденная глухота), долингвальные (нарушение слуха возникло до овладения речью), постлингвальные (нарушение слуха возникло после овладения речью).
Самая сложная группа детей в прогностическом плане - это дети с врожденной глухотой. Появившийся физический слух находится в конфликте с уже сформированной дефектной речью. Необходима длительная работа по перестройке речевых стереотипов.
Легче происходит формирование речи и параллельно — речевого слуха у маленьких неговорящих глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию в 2-3 года: сензитивный период для формирования речевых навыков еще не прошел, физический слух обеспечивается имплантом, нужны лишь повседневные целенаправленные занятия с родителями и специалистами.
Основное содержание занятий с позднооглохшими составляет работа по восстановлению речевого слуха (адаптация к новому звучанию, различные упражнения по дифференциации речевых единиц, узнаванию их в разнообразном контексте).
Эти особенности должны учитываться при организации процедуры обследования детей из разных категорий.
Для выработки правильной стратегии дальнейшего сопровождения имплантированного ребенка необходимо совместное обследование логопеда и сурдопедагога, которое специалисты проводят, используя методы наблюдения за ребенком в процессе обследования, анкетирования и (или) опроса родителей, изучения медицинской (заключения сурдолога, отоларинголога, невролога, психиатра, окулиста) и педагогической (характеристика образовательной организации) документации. Сурдопедагог и логопед используют традиционные диагностическое методики, дающие сведения о развитии речи ребенка, его познавательной сферы, слухового восприятия. Кроме того, во время обследования необходимо соблюдать следующие условия, влияющие на речеслуховое восприятие:
Логопед (сурдопедагог) должен располагаться рядом с ребенком со стороны импланта на расстоянии до 1 метра (в этом случае обследуемый хорошо слышит, но не видит губ говорящего, что заставляет его быть более внимательным к речи) или перед ним (на ранних этапах).
Во время обследования важно исключить посторонние шумы.
Все задания вначале предлагаются к выполнению на слухо-зрительной основе (картинки, таблички), и только после того, как становится понятно, что ребенок усвоил содержание упражнения и правильно его выполняет, можно переходить к работе на слух.
При общении с ребенком лучше говорить простыми короткими фразами, с четкой артикуляцией, выделяя голосом ключевые слова фразы, но не утрируя.
Речь специалиста должна быть естественной, внятной, эмоционально окрашенной, с соблюдением правил орфоэпии, паузации.
Необходимо использовать все имеющиеся языковые средства, в том числе выражение лица и естественные жесты, для достижения более успешного контакта с ребенком.
Во время обследования голос педагога должен соответствовать уровню разговорной громкости, но для проверки уровня развития речеслухового восприятия говорите с ребенком и тихо, и шепотом, и в более быстром темпе.
Ребенок лучше понимает и запоминает инструкцию, при повторных предъявлениях.
Применяйте комментирование своих действий и действий обследуемого для лучшего понимания и запоминания речевого материала.
Каждый раз, задавая вопрос, убедитесь, что в его формулировке отсутствуют незнакомые или непонятные для ребенка слова.
При невозможности (затруднении) ответить, необходимо дать речевой образец, попросить повторить его, активно побуждая ребенка к подражанию.
Деятельность и поведение ребенка регулируется (поощряется или пресекается) речевыми реакциями с соответствующей интонацией и адекватными действиями взрослого.
В результате анализа данных обследования устанавливается уровень слухового и речевого развития ребенка с КИ.
Подбирая дальнейший образовательный маршрут имплантированному ребенку, специалисты ПМПК определяют вид образовательной организации, а также потребность в специальной поддержке и ее объем. Значимыми ориентирами для решения этой задачи являются общие характеристики психического развития ребенка, близость развития ребенка к возрастной норме, а также перспектива дальнейшего сближения с нормой в тех или иных условиях обучения.
Анализ накопленного в Институте коррекционной педагогики РАО опыта успешной реабилитации позволяет представить варианты образовательных маршрутов, подходящих разным группам детей с кохлеарными имплантами (см. таблицу 2).
Таблица 2. Образовательные маршруты для детей с кохлеарными имплантами
Группы детей с КИ, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации и вставших на путь естественного развития Возможные образовательные маршруты
Развитие ребенка приближается к возрастной норме, но требуется следить за его дальнейшим благополучием и поддерживать его Интеграция в общеобразовательную среду при систематическом контроле развития и поддержке процесса адаптации в новой среде
Развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней при условии систематической минимальной специальной поддержки Интеграция в общеобразовательную среду при минимальной, но систематической специальной поддержке процесса развития ребенка и его адаптации к новой среде
Развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней при значительной систематической специальной поддержке Интеграция в комбинированную среду при значительной систематической специальной поддержке сурдопедагога, направленной на преодоление отставания в развитии
Развитие ребенка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи Рекомендуется специальная образовательная среда, ориентированная на слабослышащих детей, она оптимальна для дальнейшего развития такого ребенка
Опыт работы Центральной ПМПК Алтайского края показал, что соблюдение описанных условий во время процедуры обследования, учет особенностей речеслухового восприятия детей с кохлеарными имплантами позволяют повысить качество диагностики, и, тем самым, исключить ошибки в подборе образовательных маршрутов и определении характера и объема специальной поддержки имплантированного ребенка, вставшего на путь естественного развития коммуникации и речи.Литература:
Е.Л. Гончарова, Э.И. Кукушкина. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами//М: "Дефектология" №6, 2013.
О.В. Зонтова. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации Методические рекомендации/ Санкт-Петербург: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
И.В. Королева. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. КАРО. СПб., 2009.
И.В. Королева, П.Янн. Дети с нарушениями слуха. КАРО. СПб., 2011.
И.В. Королева, В.И. Пудов, О.С. Жукова. Кохлеарная имплантация – новое направление реабилитации глухих детей//М: "Дефектология" №1, 2001.
И.В.Королева, О.С.Жукова, О.В.Зонтова. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста /М.: "Дефектология" № 3, 2002.
Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации /Москва: Институт коррекционной педагогики РАО, М:"Дефектология" № 1, 2005.
Л.П. Носкова. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М. 2004.
И.В. Соломатина Изучение влияния кохлеарной имплантации на развитие детей с нарушениями слуха: по материалам зарубежных публикаций. //М: «Дефектология». №2, 2010.
В.И.Пудов, О.В. Зонтова. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами /М.: "Дефектология" № 5, 2011.
С.Н.Феклистова. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы./Минск: БГПУ, 2010.