Различение неречевых и речевых сигналов детьми с кохлеарным имплантом.


Различение неречевых и речевых сигналов детьми с кохлеарным имплантом При развитии слухового восприятия у ребенка с КИ необходимо сформировать постепенно все центральные слуховые процессы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:Умение обнаружить звук (есть звук/нет звука);Умение локализовать источник звука в пространстве;Умение различать 2 звука (определять одинаковые или разные 2 предъявляемых неречевых звука или 2 слова при парном сравнении);Умение оценивать разные качества звука (громкий – тихий, одиночный – прерывистый, длинный – короткий, высокий – низкий и т.д.);Умение соотносить звук и предмет, издающий его, запоминать связь между звуком и предметом, что необходимо для умения узнавать неречевые звуки окружающей среды, звуки музыкальных инструментов и игрушек. Локализация источника звука в пространстве Для локализации звука в пространстве ребенку предлагаются различно локализованные сигналы (справа и слева, сверху и снизу, спереди и сзади) и схематичные изображения. Предъявляются: неречевые низкочастотные (барабан или жестяную банка, наполненная деревянными кубиками, фанатская дудка), среднечастотные (гармошка, гитара, деревянная дудка), высокочастотные звуковые сигналы (бубен, офисный колокольчик или глиняный свиток); Различие двух звуковЦель упражнения - научить ребенка различать звучания разных звуков при парном сравнении, запомнить звучание разных игрушек и узнавать игрушки по их звучанию в ситуации закрытого выбора из 3-5. Оценивание разных качеств звука (громкий – тихий, одиночный – прерывистый, длинный – короткий, высокий – низкий и т.д.);«Тихий – громкий звук». Учим малыша сильно и слабо ударять по барабану, соотнося это со словами и жестами «большой и маленький», с громким и тихим звуком. А А «Длинный – короткий звуки». Учим ребенка имитировать длинный – короткий звуки, произнося гласный [а]. Если ребенок умеет дуть в дудку или свисток, то учим его повторять за педагогом короткий или длинный звук. А________ ПА_________ А ПА «Один-много звуков». Вновь используем для этого наш барабан. Учим ребенка ударять по барабану один и много раз, повторяя за педагогом. Учим имитировать число хлопков ладошками за педагогом, прыгать один или много раз после хлопков или ударов барабана педагога. Важно! Ребенок должен выполнять действие не одновременно с педагогом, а после педагога. Это развивает слуховую и двигательную память ребенка. Все упражнения выполняем сначала слухозрительно, а потом только на слух. Соотнесение звука и предмета Умение соотносить звук и предмет, издающий его, запоминать связь между звуком и предметом, что необходимо для умения узнавать неречевые звуки окружающей среды, звуки музыкальных инструментов и игрушек. пи-пи-пигав-гав ав-ав тяв-тяв Как вызвать голосовые реакции и звукоподражания?Голосовые реакции могут возникнуть:Спонтанно;При попытке подражать артикуляции и голосу взрослого при выполнении игр;При стимуляции ребенка произнести звуки, начав его щекотать или играть в игру с игрушечной собакой, которой пугают малыша («Ав-ав!) или которой он пугает взрослого, произнося по подражанию «А»,При стимуляции голосовой реакции, положив в момент произнесения слова (ав-ав, собака) одну его руку себе на горло, а другую его руку на его горло. Цель вызвать интонационно-модулированный лепет, по существу это артикуляционно-голосовая гимнастика для ребенка (звукоподражания – таблица). Презентация выполнена на основе методических пособий и рекомендаций методиста-организатора программы реабилитации после кохлеарной имплантации ФГБУ НИИ ЛОР О.В.Зонтовой.2015 год