Абилитация глухих детей с кохлеарным имплантом.

Абилитация глухих детей с кохлеарным имплантом.


При абилитации ребенка с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные слуховые аппараты. Но есть ряд особенностей.
В первый год мы должны уделять максимальное внимание развитию слухового восприятия, прежде всего, используя для этого ежедневные обычные ситуации. Поэтому огромную роль играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Наша задача - в короткий срок развить естественное слуховое восприятие с КИ у глухого ребенка до уровня, приближающегося к нормальному слуху, таким образом, что бы слух начал работать на развитие понимания и собственной речи, как у нормально слышащего ребенка.
Ребенок с КИ, имплантированный в младшем возрасте, не нуждается в использовании глобального чтения. Эта методика позволяет ребенку с СА накопить словарный запас. У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала на слухозрительной, а затем, по мере развития слуха, преимущественно на слуховой основе. Однако ребенок с КИ нуждается в раннем овладении навыком побуквенно - послогового чтения, которое используется для развития произносительной стороны речи и служит базой для формирования грамматической системы языка.
Многие направления работы, принятые в верботональной методике проф. Губерина и в методике Э.И. Леонгард, эффективны для детей с КИ – фонетическая ритмика, приемы вызывания звуков у молчащих детей с КИ, формирование интонационно- ритмической стороны речи, основанные на связи ритмических движений тела и звуков речи, активное вовлечение родителей в процесс развития и обучения ребенка. Исключение - ребенок с КИ не нуждается в опоре на тактильно- вибрационные ощущения, широко используемые в этих методиках, при развитии восприятия звуков. У ребенка с КИ эти процессы опираются на быстро развивающийся слух и слухозрительное восприятие. Однако неговорящим детям на начальном этапе реабилитации опора на тактильные ощущения может помочь быстрее вызвать голос, звуки. Я в своей работе опираюсь на методику Зонтовой О.В.,направленную на развитие слухового восприятия, состоящая из 4 этапов:
1 этап - самый простой, связан с умением обнаруживать разные звуки речевые и неречевые, слышать различение в их звучании, различение звукоподражаний, а также односложных, многосложных слов. Учить воспринимать и воспроизводить слого - ритмическую структуру слов. Предлагать на слух одно или несколько звучаний: ПА - ПАПАПАПА, МА – МАМАМА. Учить различать звучания по громкости: тихо громко в дальнейшем и шепотом, например, ПА па па.
2 этап- различение часто используемых слов и простых фраз, например, различение имен близких людей, части тела и лица, предметы посуды, игрушки. Обязательно учить называть обобщающее слово, например, мяч, юла, кукла – это что? Это игрушки. Далее выполняются поручения: дай ( возьми, положи, убери ) мяч т.д, с опорой на вопросы что?, какой ? составляем предложения.
3 этап - развитие фонематического слуха , различение изолированного звука, слогов, определение места звука в слове и т.д.
4 этап – самый сложный, развитие связной речи, предполагает умение понимать речь на слух, устные тексты, сложные фразы и т.д.
Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Если педагог использует ее при обучении ребенка после имплантации, то это тормозит естественное развитие понимания речи и использование собственной речи у ребенка. Необходимо сразу перейти на последовательно- диалоговую речь. Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормально слышащих детей. « Слушай; думай; говори, слушая»,- вот естественная последовательность речевого процесса. При обучении ребенка с применением сопряженной речи он не может запомнить произнесенные слова и фразы, чтобы использовать их в самостоятельной речи.
Слухо – зрительное восприятие речи – это естественный способ ее восприятия и для нормально слышащего человека. У ребенка со значительным нарушением слуха даже в СА восприятие речи в большей мере зрительно- слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Однако после подключения процессора КИ ситуация меняется. Ребенок привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации, а нам надо, чтобы он стал больше внимания обращать на слух. Но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи. Один из наиболее естественных способов - постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним со стороны КИ, например, играя вместе, читая- рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, и при этом не видя, движения губ, внимательнее слушает. По мере развития слухового восприятия с КИ ребенок будет все больше опираться на слух. Но слухо - зрительное восприятие необходимо при работе над произносительной стороной речи.
Естественные жесты, которые сопровождают нашу речь при общении с маленькими детьми, можно использовать.
Специальные жесты (элементы жестовой речи глухих) детям с КИ не нужны, они отрицательно влияют на развитие у ребенка понимания устной речи и ее развития.
Глухой ребенок, имплантированный до 3-х лет, не нуждается в использовании дактильной формы речи, как средства формирования звукопроизношения. И только старше 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика развития речи, целесообразно включать дактилирование в качестве средства формирования звукопроизносительных навыков и уточнения буквенного состава слова.
Если ребенок уже владеет дактилированием, и оно ему помогает вспомнить, как произнести слово, то это надо использовать для развития у ребенка умения говорить без опоры на дактилирование. Произнося слово, сначала ребенок помогает себе дактилированием, а затем он тут же должен повторить это слово 2 раза без дактилирования.
Логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи вследствие отсутствия пассивного словаря и грамматических представлений.
Ребенок нуждается в многолетней целенаправленной работе по формированию языковой компетенции – накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи, в том числе, используя овладение навыка аналитического чтения с обязательным разбором понимания прочитанного, а позднее пересказа.
Подход абилитации маленьких детей с КИ основан на следующих положениях:
Развитие слуха у глухого малыша с КИ происходит естественным образом в течении всего дня в процессе обычных дел и общения с заботящимися о нем взрослыми. На основе развивающегося слуха происходит естественное развитие речи, как у нормально слышащего ребенка-
« Слушаем, думаем и говорим, слушая весь день»!
Естественными и лучшими учителями развития речи у малыша являются его родители и близкие.
Основные направления работы сурдопедагога и родителей детей после кохлеарной имплантации:
Развитие слухового восприятия по программе для слабослышащих детей.
Развитие слуха и речи в игровой деятельности – функциональные действия с предметами, сюжетно – ролевые игры с речевым комментированием действий.
Развитие слухового внимания ( произвольного и непроизвольного).
Развитие представлений об окружающем мире и обозначающих словах.
Развитие импрессивного – пассивного словаря на слуховой и слухозрительной основе.
Активизация использования простых слов, простых фраз для общения ( на основе зрительно – слухового и только слухового восприятия).
Активизация использования простых слов, простых фраз для общения.
Развитие активного словаря.
Развитие диалоговой речи – понимание и ответ на вопросы.
Развитие речевого дыхания, голосового контроля, артикуляторного праксиса, звукопроизносительных навыков.
Развитие коммуникативных навыков общения.
Необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и звукам речи, вызывать интерес к звукам, объяснять их значение. При общении с ребенкам следует говорить с ним простыми фразами, повторяя их несколько в более медленном темпе, напевно, с четкой артикуляцией, подчеркивать голосом наиболее тихие части слова ( окончания, приставки, предлоги). Нужно общаться шепотом. Желательно применять вариативность речи шепот, напевность и т.д. При общении с ребенком лучше находится с ним со стороны КИ на расстоянии до 1 метра.
При развитии активного и пассивного словаря следует опираться на одновременное формирование понятий и их связи со звуковым образом слов, развитии, прежде всего понимания значения воспринимаемой речи, а не только механического повторения.
Рекомендованы музыкально – ритмические занятия и занятия пением для развития контроля голоса и речевого дыхания, восприятия и воспроизведения ритма. Занятия с психологом, дефектологом по развитию коммуникативных навыков, внимания, памяти, эмоционально – волевой сферы, логического мышления.
При работе необходимо регулярно проверять восприятие низко (м,н,р,л) и высокочастотных согласных (с,ш, сь, ц). Если ребенок реагирует на звуки ПА, СА, ША,на расстоянии не менее 1- 2 м, то значит он слышит все речевые и неречевые звуки на этом расстоянии.
Целью развития слуха и речи у ребенка с КИ, имплантированного в раннем возрасте, является подготовка его к обучению в массовой школе.
При правильной работе глухие дети, имплантированные в возрасте до 2-х лет, а при раннем слухопротезировании и в более старшем возрасте, имеют реальный шанс догнать по развитию нормально слышащих детей. Однако это требует длительной и интенсивной сурдопедагогической поддержки и обязательно активное участие родителей в этом процессе. В связи с этим обучение родителей развитию слуха и речи у малыша с КИ в естественных ситуациях общения и при выполнении обычных ежедневных дел является одним из ведущих направлений работы сурдопедагога.



Использовалась литература следующих авторов: ВенгерА.А, Королева И,В,, Кузьмичева Е,П,, Шматко Н.Д.
15