Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: Сложносочиненное предложение


   МКОУ «СОШ№9» г. Благодарный Луценко Т.В.
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Тема: Сложносочиненное предложение (продолжение темы).

Цель урока: отработка умений: различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; расставлять знаки препинания в указанных предложениях.

Ход урока:
I . Проверка домашнего задания.
1.Один обучающийся заполняет таблицу «Сочинительные союзы»
2. «По цепочке» проверяется выполнение упр.62,63(2ч).

II. Объяснение нового материала.
1. Чтение теоретического материала на стр.27.Обращение к таблице
«Сложносочиненное предложение».
2. Анализ предложений упр.67.
Делается вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочиненного предложения.

III.Закрепление материала. Работа у доски. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания, определения смысловых отношений между частями сложного (с соединительными и разделительными союзами).
1)Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы.2) Белка песенки поёт да орешки грызёт.3) Луна взошла багровая и хмурая, звёзды также хмурились.4)Всё та же туманная дымка теперь ещё гуще окутывала поля, и всё так же странно и непонятно глядела природа.5)Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше. 6) Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу.
(графически верно обозначить в записанных конструкциях грамматические основы и орфограммы).

IV. Тест по теме «Сложносочиненные предложения» (тест проецируется на интерактивной доске)
Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
А. Б. В. Г.
2. Укажите сложносочиненные предложения.
А. Б. В. Г.
3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.
А. Б. В. Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме:
[неопределенно-личное], и [безличное ]?
5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?
А. одновременность явлений
Б. последовательность
В. чередование
Г. Противопоставление
V. Проверка тестовой работы; подведение итога урока; выставление оценок.
VI. Инструктаж домашнего задания: упр.64(ч.1); повторить теоретический материал по теме “Сложносочиненное предложение, параграф 8.
Индивидуальное задание: некоторые исследователи творчества Ивана Бунина утверждают, что в его пейзажных лирических произведениях преобладают двусоставные предложения. Ознакомьтесь с 3-4 стихотворениями поэта, выполните упр.64(2ч). Согласны ли вы с таким утверждением?