УРОК СЛОВЕСНОСТИ «Разделительные, выделительные и отделительные знаки препинания в сложном предложении. На примере отрывков из произведения Светланы Алексиевич «Последние свидетели»


УРОК СЛОВЕСНОСТИ«Разделительные, выделительные и отделительные знаки препинания в сложном предложении. На примере отрывков из произведения Светланы Алексиевич «Последние свидетели». Классная работа. Разделительные, выдели- тельные и отделительные знаки препинания в сложном предложении. Знать: понятие разделительных, выделительных и отделительных знаков препинания.Уметь:Находить в тексте сложные предложения разных типов, определять функции знаков препинания. Ф.И.Буслаев - русский филолог, специалист в области славянского и русского языкознания, истории русского языка:«…Знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности изложения мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…» Знаки препинания и их функции: 1.Отделительные 2.Разделительные 3.Выделительные Отделительные знаки препинания К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются для оформления отдельного предложения как законченного. Выбор одного из 4-х отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения. Многоточие – знак препинания. Многоточие обозначает неоконченную фразу или пропуск в тексте. При недоговоренности, возможности продолжения перечисления в высказывании, его незаконченности в конце предложения ставится многоточие.Многоточие ставится в начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, перехода от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом) . Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца. Разделительные знаки препинания К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания в сложном предложении служат для разделения простых предложений. Выбор разделительных знаков препинания зависит от морфологических, синтаксических, смысловых и интонационных условий.Выделительные знаки препинания Выделительные знаки препинания в сложном предложении служат для обозначения границ придаточных предложений, а также для выделения прямой речи. {10A1B5D5-9B99-4C35-A422-299274C87663}Знаки препинанияВиды сложного предложенияССПБСПСПП, +++; + (редко)+:+ – + (редко)+Функция знакаразделительнаявыделительнаяЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ «А я всё кричала, не могла остановиться…» Вера Барташевич – 8 лет. Сейчас – копировщица. Живёт в Минске.…В сорок третьем году брат Николай ушёл в партизаны. Для нас это было очень опасно. Я помню, как мы с мамой долго не ночевали дома, а ходили спать в колхозное овощехранилище. Наш дом был крайний со стороны Минска, и когда возвращались домой, мама топила печь, а мы с братом стояли у стены дома и смотрели на дороги, ведущие из Минска (их было две), чтобы в случае опасности предупредить маму и убежать. Один раз убежать не успели, в дом ворвались немцы. Мама стояла у кровати, и старший наставив на маму пистолет, кричал: «Где партизаны?» Я очень испугалась и начала кричать так, как говорят, кричит не своим голосом. Маму погнали на улицу. А я всё кричала и не могла остановиться и тогда, когда мама вернулась.Очень долго и даже сейчас меня преследует желание спрятаться, когда я бываю в деревне вечером и слышу, как где-то гудит машина. Я ненавижу войну, три моих брата остались на войне… «Я видел…» Юра Карпович – 8 лет. Сейчас – шофёр. Живёт в посёлке Заречный Есильского района, Турганской области.…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной…Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…Я видел, как запрягали в брички людей с жёлтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же жёлтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..»Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головёшках сожжённого дома, и только хвост у неё остался белый, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы – другие люди. Забуду, живу, как все. А иногда проснёшься ночью, вспомнишь – и кричать хочется…   «Он оглянуться боялся…» Женя Билькевич – 5 лет. Сейчас – рабочая. Живёт в Бресте.…Мама с папой думали, что мы спим. А я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела, как папа долго целовал маму – целовал лицо, руки. А я удивлялась, что никогда раньше он так её не целовал. Они вышли во двор, а я подскочила к окну: мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал её от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что-то кричит. Тогда я тоже закричала: «Папа!»Проснулась сестричка и братик Вася, сестричка смотрит, что я плачу, и она закричала: «Папа!» Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!» Отец увидел нас и, как сейчас помню, закрыл голову руками и пошёл, даже побежал. Он оглянуться боялся…Солнце светило мне в лицо так тепло, что и теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я чувствовала, что вижу его в последний раз.Так и осталось у меня в памяти, что война – это когда нет папы.А потом помню, как лежала возле шоссе наша мама с раскинутыми руками. Мы просили её встать, она не вставала. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили на этом же месте. Мы кричали и просили, чтобы нашу маму не закапывали…   Нобелевская премия по литературе – 2015 Нобелевская премия по литературе – 2015 присуждена Светлане Алексиевич «за ее многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». Родилась 31 мая 1948 года на Украине в городе Станислав (после 1962 — Ивано-Франковск). Отец — белорус, мать — украинка.Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного белорусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т.д. Первая книга Алексиевич - «У войны - не женское лицо» - была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновременно вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. «Цинковые мальчики» (1989) - о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом).  «Чернобыльская молитва» (1997) - о мире после Чернобыля, после ядерной войны... «Время секонд хенд» (2013) –завершающая, пятая книга знаменитого художественно-документального цикла "Голоса Утопии". Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) - взгляд детей на войну. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Домашнее задание: § 9, упр. 54 письменно, 55 устно.